8.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара: СамГПИ, 1994; (формат doc)(В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ)
Педагогика: учебник для студ. Педагог. Вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагог. Общ. России, 2004. – 608 с. МОРФ
Педагогика: учеб. Пособие для студентов педагог. Вузов и педагог. Колледжей. – М.: Педагог. Общество России, 2000. – 640 с. МОРФ
Нигматов, З.Г., Хузиахметов, А.Н. Курс лекций по педагогике. – Казань: Матбугат йорты, 2000. – 384 с. МОРФ
Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
Вопросы к экзамену
«Введение в педагогическую деятельность»
- Возникновение и становление педагогической профессии.
- Общая характеристика и особенности педагогической профессии.
- Профессиональная деятельность и личность педагога.
- Возрастание социальной значимости и педагогической деятельности в современном обществе.
- Социально и профессионально обусловленные функции педагога.
- Основные виды педагогической деятельности.
- Структура и содержание педагогической деятельности.
- Коллективный характер педагогической деятельности.
- Творческая природа труда учителя.
- Общая и профессиональная культура педагога.
- Профессиональная деятельность и профессионально – значимые качества личности педагога.
- Профессиональная этика.
- Педагогический такт.
- Педагогическое мастерство, основные психолого – педагогические предпосылки и условия его формирования.
- Требования ГОС высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога.
- Сущность понятия «профессиональной компетентности» педагога.
- Структура «профессиональной компетентности» педагога.
- Содержание теоретической готовности педагога.
- Содержание практической готовности педагога.
- Соотношение профессиональной компетентности и педагогического мастерства.
- Система профессиональной подготовки педагогических кадров.
- Понятие профессионального самовоспитания его роль в становлении личности педагога.
- Основы самообразовательной работы педагога.
«Общие основы педагогики»
- Общее понятие о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики.
- Категории педагогической науки: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс.
- Сущность образования как общественного явления и как особой формы социальной жизни. Роль образования в процессе социализации человека.
- Исторический характер образования и важнейшие этапы его развития. Образование как педагогический феномен.
- Сущность педагогического процесса как системы, как целостного явления, его структура. Движущие силы педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие и его виды.
- Единство воспитания и обучения в педагогическом процессе. Цель как системообразующий компонент образовательной системы. Конкретно-исторический характер целей воспитания и обучения, источники целеполагания (человек, общество).
- Общая характеристика системы образования. Образовательный процесс как динамическая педагогическая система. Принципы организации педагогического процесса.
- Педагогическая наука и педагогическая практика как различные способы освоения педагогической действительности. Функции педагогической науки и педагогической практики.
- Единство и различие основных видов педагогической деятельности. Схема взаимодействия и взаимного влияния педагогической науки и педагогической практики.
- Связь педагогики с другими науками — философией, психологией, социологией, этикой, биологией, теорией систем, теорией управления.
- Сущность понятия «методология педагогической науки». Уровни методологии педагогики. Общенаучный уровень методологии педагогики: понятие о системном и целостном подходах. Конкретно-научный уровень методологии педагогики.
- Философские основания педагогики (экзистенциализм, позитивизм, прагматизм, неотомизм, диалектический материализм).
- Личностный, деятельностный, культурологический подходы: их сущность, основные положения. Основные методологические принципы педагогики.
- Понятие методологической культуры. Сущность и структура методологической культуры педагога. Соотношение общей, педагогической и методологической культуры педагога. Способы освоения методологической культуры.
- Основные характеристики научно-педагогического исследования: актуальность, проблема, тема, цель, задачи, объект и предмет исследования; гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Логика и динамика исследовательского поиска.
- Методы педагогического исследования и их характеристика.
«История педагогики и образования»
40. История педагогики и образования как область научного знания. Основные подходы к изучению процессов становления и развития образования.
41. Феномен древневосточных цивилизаций как прародины образования. Педагогика конфуцианства.(Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай)
42. Античная педагогика: афинская и спартанская системы воспитания. Продолжение древнегреческой педагогической традиции в римской школе.
43. Педагогические идеи во взглядах: Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля, Квинтилиана.
44. Воспитание и образование в эпоху средневековья. Типы учебных заведений в эпоху средневековья. Влияние христианства на школу. Рыцарская система воспитания.
45. Гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании. Теоретическое обоснование школы нового типа.
46. Создание педагогической теории и классно-урочной системы Я. А. Коменского.
47. Теория элементарного образования И. Г. Песталоцци.
48. Теория воспитывающего обучения в концепции И. Ф. Гербарта.
- Теория развивающего обучения Ф. А. Дистервега.
- Реформаторская педагогика (М. Монтессори., В.Лай, Мейман, Э.Торндайк, Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи, С.Френе).
- Вальдорфская педагогика.(Р.Штайнер)
52. Воспитание и обучение Киевской Руси и Русском государстве (доXVIII в.).
- Школа и образование в период правления Петра I.Школа и образование во второй половине XVIII века. Просветители России о воспитании и образовании.(Ф.Прокопович, М.Ломоносов, Н.Новиков, И.Бецкой)
- Система образования в России в первой половине 19 века (устав 1804г., реформы Александра I). Типы учебных заведений в России.(приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты).
- Педагогические взгляды К.Д.Ушинского.
- Общественно-педагогическое движение в России до 90-х годов XIX в. (Н.И.Пирогов, Н.А.Корф, В.Стоюнин, Н.Бунаков, А.Острогорский).
- Идеи свободного воспитания в педагогической деятельности Л.Н.Толстого.
- Социально ориентированная педагогика Советского государства (А. С. Макаренко). Развитие идей личностно ориентированной педагогики в трудах П. П. Блонского, С. Т. Шацкого. Педагогические идеи В. А. Сухомлинского.
- Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.