Вопрос 2. Разрешение ходатайств и жалоб следователем.




одатайствам и жалобам посвящен разд. V УПК, в котором регламентированы основные положения этих форм обращения физических и юридических лиц — участников судопроизводст­ва к должностным лицам, ведущим судопроизводство на досу­дебных стадиях, и в суд. В последующих разделах УПК особен­ности порядка заявления ходатайств и жалоб и их разрешение регулируются применительно к каждой стадии судопроизводст­ва. Выделение в УПК специального раздела, регулирующего общие правила ходатайств и жалоб обусловлено значимостью этих форм обращения участников процесса, в первую очередь граждан к должностным лицам и суду, как гарантия защиты их прав и законных интересов.

Ходатайство

Ходатайство является формой об­ращения лиц, ведущих досудебное производство, к суду, в слу­чаях когда решение ограничивающее права и свободы граждан может быть принято только судом (ч. 2 ст. 29 УПК).

Ходатайство - официальная просьба участника судопроиз­водства, адресованная дознавателю, следователю, либо суду,

<="" ins="" data-adsbygoogle-status="done" style="width: 336px; height: 280px; display: inline-block;">

·

· о производстве процессуальных действий или при­нятии процессуальных решений для установления обстоя­тельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лиц, заявивших ходатайство, или представляемого им лица или организации;

· об установлении процессуального статуса заявителя (например, о признании потерпевшим, граж­данским истцом и др.);

· о движении дела (например, о направ­лении дела в суд, о прекращении уголовного преследования, или изменении объема обвинения);

· о рассмотрении дела судом присяжных или в особом порядке судебного разбирательства.

Лица, имеющие право заявить ходатайство:

1.

1. подозреваемый, обвиняемый, его защитник;

2. потерпевший, его законный представитель и представитель;

3. частный обвинитель;

4. эксперт;

5. гражданский истец, гражданский ответчик, их представители;

6. представитель администрации организации;

7. иное лицо,

права и законные интересы которых затронуты в ходе досудебного или судебного производства.

Правом заявлять ходатайство в ходе судебного разбирательства обладает также государственный обвинитель.

Право каждого участника судопроизводства заявлять хода­тайства указано в соответствующей статье УПК, регулирую­щей процессуальное положение того или иного участника (см., например, ст. 46, 47, 54 УПК).

Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Отклонение ходатайства не лишает заявителя права вновь заявить ходатайство.

Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное - заносится в протокол следственного действия или судебного заседания.

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.

Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь, судья выносят постановление, а суд - определение, которое доводится до сведения лица, заявившего ходатайство. Решение по ходатайству может быть обжаловано в порядке, установленном главой 16 Кодекса.

 

Подробнее

·

·

·

Жалоба

Жалоба — обращение к должностному лицу, ведущему судо­производство, или в суд по поводу нарушения прав и законных интересов субъекта уголовного процесса или иного лица, чьи права и интересы нарушены решением или действием (бездей­ствием) должностного лица или суда.

Обжалованию подлежат действия (бездействие) и решения:

·

· органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания;

· следователя, руководителя следственного органа;

· прокурора;

· суда.

В праве на обжалование в уголовном судопроизводстве реа­лизуется право, записанное в ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. Поэтому право на обжалование процессуальных действий (бездействия) и решений отнесено в УПК к принципам уголов­ного судопроизводства (ст. 19).

В гл. 16 УПК регламентированы общие для всех стадий правила обжалования, которые конкре­тизируются в нормах, регулирующих производство в той или иной стадии, путем указания

1.

1. лиц, которые имеют право на по­дачу жалобы,

2. требований к содержанию жалобы,

3. оснований и срока подачи жалобы, а также

4. решений, которые могут быть приняты по жалобе (см. например, ст. 355, 357, 375 УПК).

 

Жалобы на действия (бездействие) и решения, вынесенные в ходе досудебного производства, приносят прокурору, руководи­телю следственного органа или в суд по месту прове­дения предварительного расследования.

Вопрос 3. Преступления против управления: вопросы квалификации отдельных видов преступлений.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Помимо этих ветвей власти признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 10-12 Конституции РФ). Эффективная, отвечающая современным требованиям деятельность органов власти и местного самоуправления является залогом соблюдения прав и интересов граждан, успешного решения задач, стоящих перед обществом. Государство, наделяя своих представителей большими правами по сравнению с обычными гражданами, предъявляет к ним и более высокие требования, вплоть до привлечения в случаях нарушения законов к уголовной ответственности (см. гл. 30 УК). При выполнении должностными лицами своих служебных обязанностей они обеспечиваются усиленной охраной, в том числе и применением к лицам, препятствующим такой деятельности, суровых мер ответственности. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение нормальной деятельности органов власти и местного самоуправления, сосредоточены в гл. 32 УК. Устанавливая суровые меры ответственности за посягательства на порядок управления, законодатель тем самым стремится обеспечить властным отношениям, складывающимся между управляющими субъектами (должностными лицами, органами управления) и управляемыми (гражданами и организациями), режим наибольшего благоприятствования в целях их нормальной реализации[1].

Объектом рассматриваемой группы преступлений является нормальная деятельность органов власти и местного самоуправления, понимаемая как складывающиеся между органами управления и гражданами отношения по поводу осуществления первыми - распорядительных, административных функций и подчиненности, обязательности исполнения и дисциплины - вторыми. Посягательства на порядок управления не только нарушают нормальную деятельность органов власти и управления, но и подрывают авторитет власти и ее представителей в глазах населения. К тому же подобного рода деяния нередко ставят под угрозу причинения вреда личную безопасность представителей власти, их жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также соответствующие блага их близких[2].

С объективной стороны преступления против порядка управления характеризуются активной формой поведения, о чем свидетельствуют используемые законодателем термины: "посягательство", "применение насилия", "разглашение сведений", "приобретение", "подделка" и т.д.

По законодательной конструкции преступления против порядка управления описываются в нормах закона как формальные составы преступлений: оскорбление представителя власти (ст. 319 УК), незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК), уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК) и другие, так и материальные составы: похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325 УК), самоуправство (ст. 330 УК) и др.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется только умышленной формой вины. Для некоторых преступлений обязательным признаком является специальная цель: посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК) и др.

Субъектом преступления может быть только частное лицо, достигшее 16-летнего возраста. В случае совершения преступления, предусмотренного гл. 32 УК, должностным лицом ответственность последнего наступает по статьям о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления[3].

Таким образом, преступления против порядка управления представляют собой совершаемые частными лицами умышленные общественно опасные деяния, причиняющие вред или ставящие под угрозу причинения вреда нормальную деятельность органов власти и самоуправления.

Классифицировать преступления против порядка управления можно по различным основаниям - по особенностям сфер управления, на которые осуществляется посягательство, особенностям объективной стороны и т.д. Однако наиболее предпочтительной представляется классификация по непосредственному объекту посягательства, которая позволяет отразить природу преступления, механизм причинения вреда управленческим отношениям.

Первая группа преступлений характеризуется различными формами противодействия субъектам управленческой деятельности по осуществлению их функций. К этой группе относятся: посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК); применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК); оскорбление представителя власти (ст. 319 УК); разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК); дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК)[4].

Вторая группа преступлений посягает на режим Государственной границы Российской Федерации и символы государственности: незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК); противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК); надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК).

Третья группа преступлений посягает на установленный порядок ведения официальных документов и документальное оформление фактов, имеющих юридическое значение: приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК); похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (ст. 325 УК); подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК); подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК); изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование (ст. 327.1 УК)[5].

Четвертая группа преступлений связана с посягательствами на установленный порядок реализации прав и обязанностей граждан: уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК); самоуправство (ст. 330 УК)[6].

Таким образом, преступления против порядка управления - это общественно опасные деяния, посягающие на правильную деятельность государственного аппарата и органов местного самоуправления и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами или представителями органов управления, препятствием их деятельности, неповиновением законам или иными действиями, которые могут нарушить нормальную работу государственных органов, причинить вред их авторитету, нарушить права и интересы граждан. Нормы, предусматривающие ответственность за преступления против порядка управления, включены в гл. 32 УК РФ.

Видовой объект преступления - отношения, регулирующие порядок государственного и муниципального (местного) управления.

Непосредственный объект преступления - отношения конкретного вида (области) преступления, на которое посягает преступление.

Дополнительный непосредственный объект преступления может включать жизнь, здоровье, честь, достоинство личности.

В ряде составов преступлений против порядка управления указан в качестве обязательного признака предмет преступления, например пограничный знак (ст. 323 УК РФ), или потерпевший, например сотрудник правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ)[7].

Объективную сторону преступлений против порядка управления составляют в своем большинстве составы, сформулированные как формальные. В ряде составов в качестве обязательного признака указано место преступления - Государственная граница Российской Федерации.

Субъект преступления - физическое, вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста (общий субъект), либо в ряде случаев специальный субъект - лицо, подлежащее призыву на военную или альтернативную службу[8].

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной (прямой или косвенной). Мотив и цель в ряде случаев обязательны (ст. 317, 320 УК РФ).

Согласно УК РФ в зависимости от непосредственного объекта преступления против порядка управления могут подразделяться на следующие группы, а именно посягающие:

1) на представителей власти и управления (ст. 317-320);

2) на нормальную деятельность сферы управления (ст. 321, 322.1, 324-327, 327.1, 328, 330);

3) посягающие на суверенные права и атрибуты Российской Федерации (ст. 322, 323, 329)

В соответствии с действующим уголовным законодательством удостоверения к государственным наградам являются предметами преступлений, предусмотренных ст. ст. 324, 325, 327 УК РФ, но не образуют предмета незаконного оборота государственных наград.

В связи с этим приобретение и сбыт государственной награды и удостоверения к ней должно квалифицироваться по совокупности ст. 324 и ст. 324 УК РФ (в соответствии с предписаниями ст. 17 УК РФ).

Такой вывод следует из того, что подобные удостоверения являются официальными документами в том смысле, в котором они названы в диспозиции ст. 324 УК РФ. Соответственно совершение двух аналогичных деяний в отношении двух разных предметов преступления образует их совокупность. Аналогичная ситуация происходит и со случаями изготовления в целях использования или сбыта поддельной государственной награды и удостоверения к ней. В данном случае должна иметь место совокупность ст. 327 и ст. 327 УК РФ.

Такое положение вещей представляется нам несправедливым, потому что государственная награда в подавляющем большинстве случаев подделывается вместе с документами к ней, иначе сам факт подделки не имеет смысла. Ведь поддельная государственная награда не представляет ценности как таковая.

Если она изготавливается из драгоценного металла и (или) драгоценных камней, то она представляет только ту ценность, которые представляют материалы, из которых она изготовлена. Соответственно о посягательстве на охраняемые законом интересы по законному обороту государственных наград не может быть и речи.

Если мы говорим о возмездном сбыте таких предметов без документов к ним, то ответственность должна наступать за преступления против собственности и никак не по ст. 327 УК РФ.

Если речь идет о безвозмездном сбыте таких предметов, то мы вообще не должны говорить об основании уголовной ответственности.

Такой подход справедлив еще и потому, что именно документ, удостоверяющий подлинность поддельной государственной награды, переводит ее в ранг, хотя и «псевдо», но легитимной.

В связи с этим представляется оправданным указать в качестве предмета ст. ст. 324 и 327 УК РФ также и документы, удостоверяющие подлинность награды.

На основании анализа ст. 327 УК РФ возникает закономерный вопрос: почему не предусмотрена уголовная ответственность за использование заведомо поддельной государственной награды?

В ч. 3 ст. 327 УК РФ предусмотрен самостоятельный состав преступления, объективная сторона которого состоит в использовании заведомо подложного документа. Заведомость – однозначная осведомленность виновного о подложности документа[16].

При этом в судебной практике подчеркивается, что использование такого документа – это реальное получение виновным прав или освобождение от обязанностей, предоставляемых подлинным документом.

Нам представляется обоснованным распространить уголовную ответственность и на использование заведомо поддельной государственной награды, поскольку охрана законного оборота государственных наград должна быть равна по объему охране такого же оборота официальных документов.

В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в ч. 3 ст. 327 УК РФ. Соответственно заметим, что в судебной практике сложилось правило, согласно которому подделка документа и его дальнейшее использование одним и тем же лицом влечет ответственность только по ч. 1 ст. 327 УК РФ.

Использование подлинного, но чужого документа, по смыслу ч. 3 ст. 327 УК РФ, данным преступлением не является. Если подделка и использование поддельного документа являлись средством обмана для последующего хищения чужого имущества или причинения имущественного ущерба, то содеянное квалифицируется, в зависимости от достижения результата, только как приготовление, покушение или оконченное преступление, предусмотренное соответственно ст. ст. 159, 165 УК РФ.

Если законодатель распространит уголовную ответственность на случаи использования заведомо поддельных государственных наград, то вышеназванные правила, сложившиеся в судебной практике, должны быть применимы и к таким деяниям.

Отметим однако, что мы не согласны с таким подходом. Ведь в ч. 1 и ч. 3 ст. 327 УК РФ содержатся самостоятельные составы преступления. Совершение подделки и последующее использование такой государственной награды – два самостоятельных деяния, образующих каждое в отдельности состав преступления. Вследствие этого ответственность в таких случаях должна наступать по совокупности.

Объективная сторона подделки, изготовления или сбыта поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ч. 1 ст. 327 УК РФ) носит формальный характер и состоит в совершении любого из двух (как это вытекает из духа закона) альтернативных действий: 1) подделка официальных документов и изготовление поддельных государственных наград; 2) сбыт поддельного предмета[17].

Мы оговорились по поводу духа закона, поскольку из текста закона вытекает, как мы видим, что деяний, образующих объективную сторону исследуемого состава, на самом деле три.

Почему законодатель использует различные термины применительно к официальным документам и государственным наградам – непонятно. Тем более, что по сути дела эти термины синонимичны.

Так, С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова определяют глагол «изготовить» как «сделать, выработать, подготовить», а «подделать» – как «изготовить фальшивую вещь, имитацию».

Понятно всем, кто даже не искушен в филологии, что эти термины обозначают один и тот же результат.

Итак, под подделкой и соответственно под изготовлением поддельной награды следует понимать замену части подлинного предмета соответствующей фиктивной частью, а также изготовление полностью фальшивого предмета.

В этом отношении вызывает определенный интерес разъяснение этого термина Пленумом Верховного суда РФ, данное им в отношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

В соответствии с его постановлением № 5 от 12 марта 2002 года «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» под незаконным изготовлением… «следует понимать их создание без полученной в установленном порядке лицензии или восстановление утраченных… свойств, а также переделку каких-либо предметов», в результате чего они приобретают свои свойства[18].

Отметим, что в п. 19 Положения «О государственных наградах Российской Федерации» говорится: «запрещаются незаконное приобретение или сбыт государственных наград, учреждение и производство знаков, имеющих аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами, а также ношение орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям, лент орденов и медалей на планках лицами, не имеющими на то права. Указанные действия влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом ч. 2 ст. 17.11. КоАП РФ «Незаконное ношение государственных наград» предусматривает ответственность за учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами.

Возможно, законодатель имеет ввиду изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами осуществляемое должностными лицами субъектов Федерации. Но наряду с административным взысканием в отношении должностных лиц, подобная санкция предусмотрена и в отношении граждан.

Нам представляется, что похищение государственной награды очевидно более общественно опасное деяние, чем любая другая незаконная форма ее приобретения.

К сожалению, законодатель, устанавливая в ст. 325 УК РФ ответственность за похищение документов, штампов и печатей, не предусмотрел ответственности за такое же деяние в отношении государственной награды.

Вследствие этого, как уже отмечалось выше, при похищении государственной награды ответственность может наступать только по ст. 324 УК РФ за незаконное приобретение.

Также, в связи с этим отметим, что подделка бланка – уголовно-наказуемое деяние, в соответствии с предписаниями ч. 1 ст. 327 УК РФ. А вот его похищение, не менее общественно опасное деяние, не наказуемо, поскольку бланк не является предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 325 УК РФ[19].

Получается, что похищение государственной награды в настоящее время хотя бы может быть оценено как его незаконное приобретение, а вот в отношении бланка даже такая квалификация невозможна, поскольку бланк не является предметом и преступления, предусмотренного ст. 324 УК РФ.

В связи с этим мы предлагаем дополнить ст. 325 УК РФ указанием на такие предмет этого преступления, как государственная награда и бланк, несмотря на очевидно повышенную общественную опасность такого преступления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: