Система лицензирования и сертификации определяется законами Российской Федерации, постановлениями правительства РФ и субъектов РФ и направлена на обеспечение единой государственной политики при регулировании отдельных видов деятельности, защиты прав граждан, их законных интересов, нравственности и здоровья, на обеспечение обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.
Лицензирование. Основным понятием системы лицензирования является лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданная лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензируемым понимается такой вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с действующим законодательством. Выполнение совокупности установленных нормативными правовыми актами требований и условий обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
На автомобильном транспорте лицензирование перевозочного, транспортно-экспедиционного и других видов деятельности, связанных с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств, проводится с целью их государственного регулирования, обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг, реализации требований антимонопольного законодательства, защиты интересов потребителей, безопасности движения и соблюдения экологических норм при эксплуатации автомобильного транспорта.
Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от ее организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ), выполняющих:
|
• городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные, перевозки пассажиров автобусами;
• перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе;
• перевозки пассажиров на международных маршрутах;
• перевозки грузов на международных маршрутах;
• перевозки грузов в пределах Российской Федерации (городские, пригородные, междугородные, в том числе межобластные);
• транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) юридических лиц и граждан;
• техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств на коммерческой основе.
Лицензии на ТЭО, ТО и Р выдаются с указанием видов выполняемых работ (услуг) в соответствии с общероссийским классификатором услуг, утвержденным Госстандартом России.
Лицензирование деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, осуществляемой на коммерческой основе, регламентируется в соответствии с законами РФ "О безопасности дорожного движения", № 196 ФЗ от 10.12.1995, и "О лицензировании отдельных видов деятельности", № 158 ФЗ от 25.09.1998, а также на основе постановления правительства РФ № 118 от 26.02.1992 "Об утверждении положения о лицензировании перевозочной транс-портно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации" и постановления правительства Москвы № 83 от 3.02.98 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, осуществляемой на коммерческой основе в г. Москве".
|
Лицензированию не подлежит деятельность, связанная с техническим обслуживанием и ремонтом, проводимыми для собственных нужд. К этой группе относятся автотранспортные предприятия, которые обслуживают и ремонтируют автомобили своего АТП.
Лицензии выдаются региональными органами Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ. В лицензии указывают перечень конкретных работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с общероссийским классификатором услуг.
Для получения лицензии на техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, осуществляемые на коммерческой основе, соискатель лицензии представляет в лицензионный орган
• заявление о выдаче лицензии по установленной форме с указанием для
юридического лица наименования объекта и организационно-правовой фор
мы, юридического адреса, местонахождения объекта (объектов), где будет
осуществляться деятельность, наименования банка и номера расчетного счета, срока действия лицензии для индивидуального предпринимателя -фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, паспортных данных (серии, номера паспорта, где, когда и кем выдан), адреса места жительства, срока действия лицензии. В ряде случаев указывается перечень конкретных работ (услуг) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (или Общероссийским классификатором услуг населению ОК-002), а также количество рабочих постов для ТО и ремонта;
|
• копии учредительных документов (заверенные нотариально или с предъявлением оригиналов);
• копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (заверенные нотариально или с предъявлением оригинала);
• справку или отметку на свидетельстве о государственной регистрации, о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе, с указанием идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
• документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
• данные о количестве рабочих постов для проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств с указанием видов выполняемых работ, расположения объекта (основного или филиалов);
• данные об основных фондах, обеспечивающих выполнение указанной в заявлении деятельности; при этом указываются (количество и марки) диагностическое, шиномонтажное оборудование, мойки, подъемники, эстакады, осмотровые канавы, оборудование для контроля токсичности отработавших газов (газоанализаторы, дымомеры), очистные сооружения, АЗС, автотранспортные средства (автобуксировщики, техпомощь), в большинстве случаев необходимо указывать площади соответствующих цехов, участков, зон и общие площади производственных помещений и территорий. Указывается численность специалистов, ремонтных рабочих, водителей, общая численность персонала. В данной справке представляется заключение о соответствии объектов требованиям госпожарнадзора, санитарных и экологических служб;
• копию сертификата соответствия на предоставляемые работы и услуги (с предъявлением оригинала); сертификат выдается органами Госстандарта. Используемое оборудование также должно быть сертифицировано и иметь соответствующее свидетельство; сертификацию осуществляют органы Госстандарта. Владельцам (покупателям) продукции заводом-изготовителем представляется документ о том, что данное изделие имеет сертификат;
копию документа, подтверждающего профессиональную пригодность руководителя предприятия, организации, учреждения или уполномоченных им лиц для руководства лицензируемой деятельностью. Предоставляется копия (заверенная нотариусом) или предъявляется оригинал диплома об окончании высшего или среднего специального учебного заведения по специальностям автомобильного профиля или удостоверения о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по программам дополнительного профессионального образования.
Срок действия лицензии устанавливается для конкретного вида деятельности, но не может быть менее 3 лет. По заявлению срок действия может быть установлен менее 3 лет. Если деятельность осуществляется на нескольких обособленных объектах, лицензиату выдаются заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является представленная недостоверная или искаженная информация, несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, в том числе по обеспечению экологических, противопожарных требований.
Передача лицензии или лицензионной карточки другому юридическому или физическому лицу запрещается.
Лицензия может быть аннулирована или ее действие приостановлено по заявлению лицензиата, при обнаружении недостоверных данных, нарушении лицензионных условий, невыполнении лицензиатом предписаний государственных органов, ликвидации юридического лица, нарушении требований экологии, безопасности движения.
Рассмотрение заявлений и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Размеры оплаты устанавливаются федеральными органами.
Основным лицензирующим органом на автомобильном транспорте является Российская транспортная инспекция. РТИ, ее региональные и местные отделения осуществляют лицензирование деятельности в соответствии с федеральным законодательством, надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, приостановление действия лицензий, возобновление действия лицензий, переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, формирование и ведение реестра лицензий. Лицензионные органы ведут реестры выданных и аннулированных лицензий, осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий. Решения и действия лицензионных органов могут быть обжалованы в установленном порядке в суд.
Сертификация. Под сертификацией понимается действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям. Система сертификации на автомобильном транспорте представляет собой комплекс взаимосвязанных систем сертификации однородной продукции (автотранспортные средства, гаражное оборудование, эксплуатационные материалы) и услуг по различным направлениям деятельности (по перевозке пассажиров, грузов и по ТО и ремонту автотранспортных средств).
В зависимости от форм сертификация может быть обязательной (перечень объектов определен постановлением правительства) или добровольной. Работу по сертификации соответственно проводят Госстандарт РФ или юридические лица, зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте РФ.
Участниками сертификации являются: специально уполномоченный орган исполнительной власти в области сертификации (Госстандарт РФ), федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие работы по сертификации, центральные органы системы сертификации, апелляционные комиссии, методические центры системы, испытательные лаборатории, изготовители продукции, продавцы, исполнители услуг.
Общими для процессов сертификации различных объектов являются следующие этапы и процедуры: подача заявления соискателем сертификата в соответствующий аккредитованный орган по сертификации однородной продукции (услуг), экспертиза документов, выбор схемы сертификации в соответствии с ГОСТ РФ, проведение испытаний (проверок) для сертификации, анализ полученных результатов и принятие решений о возможности выдачи сертификата соответствия, выдача сертификата соответствия и регистрация его в Государственном реестре, признание сертификата соответствия, выданного за рубежом, осуществление инспекционного контроля.
На автомобильном транспорте действуют следующие системы сертификации: сертификация механических транспортных средств (одобрение типа транспортного
средства) и прицепов, их составных частей и предметов оборудования; сертификация механических транспортных средств по совокупности свойств; сертификация запасных частей и принадлежностей к механическим транспортным средствам и прицепам; сертификации нефтепродуктов, сертификация специального и специализированного подвижного состава; сертификация гаражного оборудования, сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.
Под услугой по ТО и (или) ремонту автомототранспортных средств понимается материальный результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и собственно деятельности исполнителя по удовлетворению потребности в ТО и (или) ремонте автомототранспортных средств.
Система сертификация услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств введена в действие с 1.02.1993 г. постановлением Госстандарта РФ. Основными организационно-правовыми документами системы являются "Положение о системе сертификации ГОСТ Р", "Правила сертификации работ и услуг в РФ", Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93.
Система предназначена для проведения на территории России обязательной сертификации соответствия услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств требованиям безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также для окружающей среды, установленным действующими стандартами и другими нормативными документами.
Подготовка предприятия к сертификации услуг осуществляется заявителем или, на договорной основе, организацией - участником системы, имеющей в своем распоряжении необходимый фонд нормативной документации и квалифицированных специалистов по ТО и ремонту автомототранспортных средств и в области сертификации услуг. Подготовка включает следующие этапы:
• обеспечение предприятия исчерпывающей информацией о действующих законодательных актах по сертификации;
• консультации по схеме прохождения документов по сертификации на стадии оформления и подачи заявления;
• идентификация услуг, подлежащих сертификации;
• проверка полноты соответствия необходимой нормативной документации услугам, выполняемым заявителем;
• проверка наличия и соответствия требованиям системы документации на используемое оборудование (паспортные, регистрационные, учетные и аттестационные документы);
проверка наличия и состояния документации по персоналу предприятия-заявителя и распределение ответственности за качество предоставляемых услуг;
• подготовка проекта приказа и составление заявления на проведение сертификации;
• консультации о порядке проведения сертификации, о функционирующих аккредитованных органах и работе комиссии по сертификации.
Информационное обеспечение предусматривает предоставление законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих функционирование системы, и детальное ознакомление с ними заявителя.
Целью идентификации услуг, выполняемых заявителем, является оказание помощи в составлении квалифицированной заявки на проведение сертификации. При этом определяется принадлежность услуги к классификационной группе, соответствие нормативным документам, соответствие требованиям по обеспечению безопасности для жизни, здоровья, по предотвращению причинения вреда имуществу граждан и охране окружающей среды, установленным во всех нормативных документах для услуг этой группы. Определяется вид, тип, марка и моди-
фикация автомототранспортных средств, в том числе иностранного производства, услуги по которым предполагается сертифицировать.
Номенклатура фонда необходимой документации выбирается из перечня действующей нормативной документации по ТО и ремонту автомототранспортных средств в соответствии с перечнем идентифицированных услуг, предполагаемых к сертификации.
Обязательным условием сертификации подобных услуг является наличие у заявителя технологической или технической документации по обслуживанию (ремонту) заявленной модификации автомототранспортного средства.
Необходимы также документы на используемые при ТО и ремонте запасные части (движение, наличие или отсутствие сертификата, в каком виде использованы).
Документы по персоналу предприятия и распределению ответственности за качество выполняемых услуг должны в первую очередь определять границы ответственности каждого исполнителя, участвующего в процессе оказания услуги и устанавливать порядок обратной связи с потребителем услуг. В документах должны быть отражены функции, права и обязанности службы технического контроля (при наличии таковой), уровень квалификации ее сотрудников и их юридическая ответственность; действенная система стимулирования качественного выполнения услуги; планы работ по профессиональной подготовке и аттестации кадров; основные направления маркетинговой деятельности предприятия.
Оценка процесса оказания услуги может осуществляться двумя способами: проверяется технологический процесс, оборудование, квалификация исполнителя, условия обслуживания или наличие системы управления качеством.
При проверке технологического процесса определяются технологические и контрольные операции, влияющие на характеристики сертифицируемой услуги и их стабильность.
При этом должны проверяться: соблюдение правил предоставления и пользования услугами предприятий автотехобслуживания; полнота соответствия имеющейся технической документации на услугу; достаточность и качество проведения контрольных операций по услуге, в том числе наличие необходимого диагностического оборудования, контрольно-измерительных приборов и инструментов; состояние технологического оборудования, определяющего уровень сертифицируемых характеристик и параметров; обеспечение необходимой точности контрольного, испытательного и измерительного оборудования; наличие систем регистрации поверок и аттестации этого оборудования; стабильность соответствия результата услуги требованиям нормативной документации; наличие гарантии на выполненную услугу; распределение ответственности персонала за обеспечение качества услуги; наличие сертификата на применяемые запасные части, принадлежности и т.п.; квалификация персонала (исполнителей услуги), опыт работы, знание технологической и нормативной документации, правил общения с потребителями.
При наличии у заявителя сертификата на систему управления качеством оценка процесса оказания услуги не проводится.
Отбор и проверка (испытание) обслуженного (отремонтированного) автомототранспортного средства (агрегата, узла, детали) осуществляется по методу выборочного контроля экспертами-аудиторами на месте оказания услуг с использованием испытательного и технологического оборудования заявителя. Проверка проводится только в объеме работ, заявленном потребителем услуги по данному автомототранспортному средству и на соответствие обязательным требованиям, нормативным документам, указанным в заявке.
В качестве методики проведения проверки следует использовать соответствующий технологический процесс обслуживания (или ремонта), разработанный
или утвержденный предприятием-изготовителем данного автотранспортного средства.
По выполненным проверкам аудиторами оформляются протоколы (акты) и по ним составляется заключение комиссии экспертов. Копии официальных протоколов и заключения передаются органом по сертификации заявителю в сроки, установленные договором.
При проведении обязательной сертификации сертификат выдается, если услуга соответствует всем требованиям нормативных документов.
При отрицательных результатах сертификационных испытаний заявителю выдается мотивированное решение об отказе в выдаче сертификата.