Конкуренция и определения её места в рыночной экономике




Содержание

 

Введение 2

Раздел 1. Конкуренция и определения ее места в рыночной экономике 6

Раздел 2. Формы и функции конкуренции 10

2.1. Суть и функции экономической конкуренции 10

2.2. Формы экономической конкуренции 12

2.3. Закон конкуренции 23

Раздел 3.Развитие конкурентных отношений в условиях рыночной

экономики 28

3.1. Особенности развития конкуренции государств ЕС 28

3.2. Современное состояние и особенности конкуренции в Украине 33

Выводы 36

Список использованной литературы 38


 

 

Введение


КОНКУРЕНЦИЯ - это соревнование между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться).

В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках.

Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца.

Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция - это неотъемлемая часть рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны.

Положительное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:

1. она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2. она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к снижению;

3. определенной степени выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К отрицательным сторонам можно отнести:

1. придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2. ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3. ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства.

Благодаря этому экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы.

Все это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокого уровня расходов, и, в некоторых отраслях до глубокого технологического отставания от передовых научно-технических разработок.

Чем жестокая конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции.

Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.

Поддержка конкурентной среды в Украине, как и во всех развитых странах в настоящее время, стала важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений сейчас важной задачей экономических исследований в нашей стране.


 

Конкуренция и определения её места в рыночной экономике

Конкуренция - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал её «невидимой рукой».
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важную функцию - она заставляет производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Другие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшение качества продукции, развития научно-технического прогресса.
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования и результатами в развитии экономики.
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются затраты и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Основные условия возникновения конкуренции:
1. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
2. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
3. противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

Важную роль в рыночной экономике играет конкуренция. Она представляет собой экономическую борьбу, соперничество между обособленными производителями материальных благ и услуг с целью господства на рынке и получения устойчивого дохода.

Конкуренция имеет отрицательные и положительные черты. К негативным относятся: вытеснение мелких производителей большим капиталом, разорение одних и обогащение других, усиление социальной несправедливости, значительный рост имущественной дифференциации населения, обострение безработицы, инфляции и т.

В то же время конкуренция имеет положительные черты. Она является движущей силой рыночной экономики, поскольку стимулирует экономию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, заставляет постоянно обновлять ассортимент, пристально следить за научно-техническими новинками и активно внедрять их в производство.

Для возникновения конкуренции нужны определенные условия. Среди них наиболее важны следующие: наличие на рынке большого числа независимо действующих производителей одного и того же продукта или услуги, свобода выбора хозяйственной деятельности производителей, соответствие между спросом и предложением, наличие рынка средств производства, который дает возможность свободного выбора хозяйственной деятельности.

В зависимости от применяемых методов различают ценовую, неценовой и нечестную конкуренцию. Ценовая конкуренция означает, что основным методом борьбы против конкурентов является цена. В такой борьбе Побеждает тот, кто достигает индивидуальной стоимости, ниже, чем рыночная цена. Это по сути борьба за сокращение издержек производства благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, научной организации труда, повышение производительности живого труда и тому подобное. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм указанной деятельности в конечном итоге означает устранение их другими фирмами.

Неценовая конкуренция может осуществляться путем повышения качества использования рекламы, предоставление бесплатных консультаций по использованию купленного товара, обеспечение гарантийного ремонта, предоставление запасных частей и тому подобное.

Нечестная конкуренция представляет собой деятельность хозяйственного субъекта, направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение господства на рынке путем обмана потребителя, партнеров, других хозяйственных субъектов и государственных органов. Основными способами такой конкуренции являются: дезинформация со стороны производителя потребителей и хозяйственных субъектов о товаре и услугах; использование товарного или фирменного наименования без разрешения хозяйственного субъекта, на имя которого они зарегистрированы; распространение порочащей информации о товарах своих конкурентов; давления на поставщиков ресурсов и банки, чтобы они отказывали конкурентам в поставках сырья, материалов тау предоставлении кредитов; установление более высоких окладов и различных льгот с целью с целью переманивания ведущих специалистов фирм-конкурентов и тому подобное.

Принято различать такие формы конкуренции: межотраслевая, внутриотраслевая, чистая, олигополистическая и монополистическая.

Межотраслевая конкуренция представляет собой соперничество производителей различных отраслей хозяйства в более прибыльное применение капитала. Она ведется путем перелива капитала из одной отрасли в другую, менее прибыльной в более прибыльную. Межотраслевая конкуренция способствует образованию средней нормы прибыли, формированию пропорций общественного производства, развития новых отраслей, а также возникновению противоречия между производителями различных отраслей и возникновению экономических кризисов.

Внутриотраслевая конкуренция представляет собой соперничество производителей внутри каждой отрасли за получение прибыли. Она способствует формированию общественно необходимых затрат на производство товара, снижению затрат производства и увеличению прибыли, развития НТП, увеличению объемов производства и насыщению рынка товаров, образованию и снижению рыночной стоимости товара, дифференциации товаропроизводителей, возникновению экономических кризисов.

Чистая (совершенная) конкуренция имеет место тогда, когда на рынке большое количество продавцов и покупателей, на этом рынке есть однородный товар, продавцы и покупатели не имеют каких-либо персональных предпочтений, обладают полной информацией о рыночных ценах и объемах выпускаемой продукции и имеют возможность свободного доступа к рынку и выхода из него. Примеров такого рынка в практике очень мало (валютная биржа, товарная биржа и другие биржи), поэтому преобладает несовершенная (ограниченная) конкуренция, шли далеко не все продавцы могут предложить определенный товар по действующей цене

Олигополистическая конкуренция имеет место тогда, когда на рынке господствует несколько крупных фирм - не более шести. Олигополия возникает потому, что конкурирующим фирмам очень трудно выйти на рынок из-за ограниченности ресурсов, насыщенность спроса на этот товар, защищенность товара патентом и тому подобное.

Монополистическая конкуренция означает господство на рынке одной фирмы и возможность последней влиять на установление цен.

Конкуренция в рыночной экономике выполняет целый ряд функций. Во-первых, она оказывает влияние на процесс ценообразования. Причем это влияние на процесс, как будет показано ниже, каждая форма конкуренции осуществляет по-разному.

Вторая экономическая функция конкуренции - стимулирование научно-технического прогресса. Эту функцию, опять же, по-разному выполняет каждая из вышеназванных форм конкуренции. Крупные предприятия, например, крайне противоречиво влияют на развитие науки и техники. Достигнув монопольного положения на рынке, большая хозяйственная единица медленно реагирует на изменения научно-технического прогресса до тех пор, пока не почувствует угрозы потери монопольного права на рынке сбыта.

Третья экономическая функция конкуренции заключается в том, что в условиях рыночной экономики она является регулятором общественного процесса воспроизводства.

Современная конкуренция имеет несколько уровней. На уровне крупных корпораций характерна тенденция к олигополистической конкуренции. В отношениях крупных корпораций с мелкими и средними фирмами верх берет тенденция к монополистической конкуренции. В отношениях между мелкими и средними предприятиями конкуренция проявляется в значительной степени как совершенна.

В современных условиях конкуренция товарных форм капитала дополняется или заменяется конкуренцией производительного и денежного капитала.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: