Идеология, культура и искусство




Помимо политического единства страны необходимо единство и идеологическое. Общее для всего русского народа. Появляется идеи, которые оформляются в целые концепции, и становятся в основу будущей государственной идеологии России. Наиболее заметными воплощениями формировавшейся идеологии объединённой страны в исторической литературе принято считать новый герб — двуглавый орёл, и новый титул великого князя.

Некоторые источники считают, что эпоха Возрождении - это термин который характеризует культурный подъем в Европе, и что в России этого явления не существовало, но именно с начала правления Ивана III, в России можно считать началом эпохи Возрождения.

Для нового государства необходимо и новое лицо, соответствующее могуществу державы. Помимо государственных символов и новых титулов, законов и идей, происходит бурное строительство. В этот период расцветает зодчество и искусство, в первую очередь иконописное.

Уже в 1462 году начинается строительство в Кремле: был начат ремонт требовавших починки стен. В дальнейшем масштабное строительство в великокняжеской резиденции продолжилось: в 1472 году по указанию Ивана III на месте обветшавшего собора, построенного в 1326—1327 годах при Иване Калите, было решено возвести новый Успенский собор. Строительство было поручено московским мастерам; однако, когда до окончания работ осталось совсем немного, собор рухнул. В 1475 году в Россию был приглашён Аристотель Фиораванти, который сразу же взялся за дело. Остатки стен были снесены, на их месте был выстроен храм, неизменно вызывавший восхищение современников. 12 августа 1479 года новый собор был освящён митрополитом Геронтием.

С 1485 года начинается интенсивное строительство в Кремле, не прекращавшееся на протяжении всей жизни великого князя. Взамен старых деревянных и белокаменных укреплений были выстроены кирпичные; к 1515 году итальянские зодчие Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, а также ряд других превратили Кремль в одну из самых сильных крепостей того времени. Продолжалось строительство и внутри стен: в 1489 году псковскими мастерами был выстроен Благовещенский собор, был возведён новый великокняжеский дворец, одной из частей которого стала возведённая итальянскими зодчими в 1491 году Грановитая палата. Всего, по сообщению летописей, в 1479—1505 годах в столице было построено около 25 церквей

Масштабное строительство (прежде всего оборонной направленности) проводилось и в других частях страны: так, в 1490—1500 годах был перестроен новгородский кремль; в 1492 году на границе с Ливонией, напротив Нарвы, была возведена крепость Ивангород. Обновлялись также крепостные сооружения Пскова, Старой Ладоги, Яма, Орехова, Нижнего Новгорода (с 1500 года); в 1485 и 1492 годах были проведены масштабные работы по укреплению Владимира. По приказу великого князя были построены крепости и на окраинах страны: в Белоозере (1486 год), в Великих Луках (1493 год).

Андрей Рублев

В конце XIV- начале XV века. В Московском государстве работает великий мастер иконописи Андрей Рублев, который впервые совершил революционный к тому времени прорыв в иконописной живописи и стал непревзойденным мастером, ознаменовавший начало новой эпохи и внес предпосылки для создания русской портретной школы, которая появиться лишь в конце 17го-начала 18 веков.

Наряду с великими мастерами европейского Возрождения, Андрей Рублев внес в русскую иконопись, возвышение духовной красоты и нравственной силы человека. Его произведения коренным образом отличались от прежних мастеров, четко следующих канонам и перенявших свое мастерство с Византийской школы.

Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

В конце XIV — начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.

 


Заключение

 

Таким образом, XV век в России, стал веком начала новой эпохи становления Российской Государственности. Заплатив большую цену, ценой горя и страданий народа, бесчисленными войнами, Русское государство при Иване III, начало свой путь к становлению централизованной, влиятельной мировой державы. Открыло двери для развития культуры и искусства. Появления государственной идеологии и политической системы, которая впоследствии станет развитым обществом и будет способно конкурировать на Евро-азиацком континенте с ведущими державами. Именно в это время, появиться концепция Москва-третий Рим, и в последующие столетия начнет укрепляться. Для нас современников, эта эпоха является ценной еще и потому, что нынешняя Россия, испытав поражение в Холодной войне, потеряв территорию, влияние и былое могущество, преодолев время коммунистического террора и уничтожение православия и основ традиционной духовной жизни, ищет пути для восстановления себя, в качестве мирового лидера. Несмотря на все трудности и сложности, который испытывает наша страна, наше прошлое свидетельствует о Великой силе Русского народа способного преодолевать все беды, и словно птица Феникс, вновь и вновь возрождаться из пепла.

 


Список использованной литературы:

1. Зимин А. А. Возрождённая Россия (Россия на рубеже XV—XVI столетий. Очерки социально-политической истории). — М.: Мысль, 1982. — 50 000 экз.

2. Карамзин Н. М. - История государства Российского. Том 6

3. Алпатов М.В. Андрей Рублёв. М.: Искусство, 1959 — 40 c.

Cсылки:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван3

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: