Профессиональное и жизненное самоопределение.




Трудности юношеского возраста

Психофизиологический уровень

1. Незавершенность физического развития.

2. Синдром дисморфофобии

3. (физическая непривлекательность).

4. Неустойчивость эмоциональной сферы.

5. Высокий уровень личностной тревожности.

6. Особенности высшей нервной деятельности.

 

Психологический уровень

1. Задержка развития теоретического мышления.

2. Отсутствие навыков и приемов смысловой памяти, маленький объем оперативной памяти.

3. Нереалистичность воображения.

4. Несформированность волевой сферы.

 

Юность ценят все - это возраст, с которым горько расставаться, в который многие хотели бы вернуться.

Выделим следующие основные задачи развития в ранней юности:

• обретение чувства личной тождественности и целостности;

• обретение психосексуальной идентичности - осознание и самоощущение себя как достойного представителя опре­деленного пола;

• профессиональное самоопределение - самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор бу­дущей профессии;

• развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Все это неотделимо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний. Развитие мышления создает все предпосылки для формирования мировоззрения, а продвижение в личностном плане обеспечивает его устойчивость и мотивированность.

Профессиональное и жизненное самоопределение.

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему (И.В. Дубровина). Например, жизненные планы, которые строил в ранней юности Л.Н. Толстой, были не вполне реалистичны (пример см. на с.323).

Самоопределение связано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива; «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Но восприятие времени противоречиво. Чувство необратимости времени часто сочетается с представлением о том, что время остановилось. Старшеклассник чувствует себя то очень молодым, даже совсем маленьким, то наоборот, совсем старым и все испытавшим. Лишь постепенно устанавливается связь между «мной как ребенком» и «тем взрослым, которым я стану», преемственность настоящего и будущего, что важно для личностного развития. Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим.

При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше.

В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы кем быть? И каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Выбор профессии и типа заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Сами юноши и девушки наступление зрелости связывают с внутренними изменениями в себе и в отношениях с другими людьми. Они пытаются установить время, когда почувствовали себя взрослыми: «Я думаю, что взрослость наступает тогда, когда кончается беспечное существование. Раньше я вообще не задумывался над тем, как жить. Теперь же начинаешь отдавать себе отчет в своих поступках и все чаще задумываешься о своем будущем». Следует отметить, что процесс профессионального и личностного самоопределения не завершается в период ранней юности; вопросы правильности жизненного выбора актуальны и для молодого, и для взрослого человека.

На что ориентируются старшеклассники при выборе профессии? В 80-е годы для них наиболее значимыми были три фактора:

· престижность профессии (ее социальная ценность),

· качества личности, присущие представителям этой профессии,

· принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга.

Сейчас одним из наиболее важных факторов становится материальный – возможность много зарабатывать в будущем. Такие ценности, как творчество, познание, «интересная работа», не свойственны большинству современных старшеклассников (по данным С.В. Кривцовой). То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.

Жизненное самоопределение. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными.

Характерное приобретение ранней юности – формирование жизненных планов.

Жизненный план – это план потенциально возможных действий. Они весьма различны у старшеклассников. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем

Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения.

Чтобы построить жизненный план, в юности человек должен ответить на следующие вопросы:

1. В каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха?

2. Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто?

3. Какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?

Все эти вопросы беспокоят каждого нормально развивающегося молодого человека уже к 15-16 годам. Чем успешнее развивается личность молодого человека, тем в большей степени решение поставленных вопросов опирается на формирующуюся «внутреннюю позицию взрослого» и тем сильнее отличается от ответов подростка.

Но не у всех старшеклассников этот период оказывается напряженным. Некоторые из них плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. При таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения.

Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.

Потребность в общении. Динамика развития в ранней юности зависят от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. Возникает особый интерес к общению со взрослыми.

Восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. По данным многочисленных опросов в России, старшеклассники больше всего хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков. Отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает вас это человек?» - большинство мальчиков на 1 место поставили родителей. Ответы девочек более противоречивы, но и для них родительское понимание крайне важно. При ответе на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» - и мальчики, и девочки поставили на 1 место мать, на 2 месте у мальчиков оказался отец, а у девочек – друг (подруга).

При всем стремлении к самостоятельности дети нуждаются в жизненном опыте и помощи старших; семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные и профессиональные перспективы. Жизненные планы могут обсуждаться и с учителями, и со своими авторитетными взрослыми знакомыми, и со сверстниками.

Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Кроме того, в общении со взрослыми им не обязательно достигать глубокого самораскрытия, чувствовать реальную психологическую близость. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками – общении «на равных».

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. С лучшим другом обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.

В юношеском общении отмечают 2 противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию – с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства, в расширении географии общения. Об индивидуализации общения свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских связях и общении. Эти тенденции отвечают разным потребностям юношей и девушек: в поиске общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности – потребность в самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребности актуальны, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у них глубокие переживания.

Взрослым кажется, что в 10-м, а тем более в 11-м классе нужно оставить в стороне все развлечения и заниматься только учебой, потому что от этого зависит вся будущая жизнь.

А юноше необходимо общение с друзьями - именно сейчас он пробует найти свое место в новом для него мире. Смешно требовать от 16-летнего соответствия системе ценностей 40-летнего. Всему свой срок. Отцу кажется, что поступление в институт и профессиональное самоопределение - это самое важное. Он теперь, пройдя путь обучения, профессиональной карьеры, это понимает. А юная дочь убеждена, что есть вещи и поважнее - быть красивой, наладить отношения с мальчиком и т. д. И задача отца в этом случае не в том, чтобы отказаться от своих убеждений, а в том, чтобы принять и признать проблемы дочери важными, волнующими и заслуживающими внимания. Вообще, старшеклассники, вопреки своему поведению и заявлениям, остро нуждаются в поддержке и помощи старших.

Психологический барьер, который часто появляется между родителями и подросшими детьми, мучителен. Потребность в общении именно с родителями не компенсируется сверстниками. Родители, которые понимают это, стараются дать своим детям максимум тепла, и заботы и понимания, не ставя условий послушания и подчинении. Нет ничего ужасней ссоры с 16-летними. С одной стороны, взрослые понимают, что перед ними ребенок, а потому используют силу своей власти. А с другой, этот ребенок может хладнокровно отказаться что-либо делать, нагрубить или вообще уйти из дома В этот момент родители как никогда чувствуют свою беспомощность. Волна ссор и взаимных требований растет, проблема не решается. Психологи утверждают, что самые тяжелые конфликты происходят в семьях, в которых родители уделяют чрезмерное внимание учебе ребенка, быту, достатку, престижности образоваия и одежды. За всеми этими хлопотами пропадает интерес к внутреннему эмоциональному миру ребенка, его истинным интересам и увлечениям. Как правило, взрослые старательно контролируют поведение детей, их взгляды и суждения, оценивают друзей и подруги если в какой-то момент ребенок начинает вести себя вразрез с представлениями взрослых, конфликт может затянуться на годы.

Немаловажная проблема в этом возрасте - это выбор профессии. И вместо того чтобы подбирать профессию «получше» и «потеплее», нужно начать кропотливое изучение личности своего ребенка. Для этого подводят беседы, наблюдения, и специальные тестирования. Возможно, понадобится помощь психолога, школьного учителя, друзей. Меньше всего при выборе профессии ребенку подходит принцип: «Это была моя мечта». Именно то, что на ребенка возлагается исполнение несбывшихся надежд родителей, приводит к депрессии и полному разладу отношений между младшими и старшими.

Подумайте и озвучьте, пожалуйста, с какими проблемами вы сталкиваетесь в настоящее время? Проблемы выносятся на всеобщее обсуждение. А сейчас давайте попробуем найти выход, пути решения озвученных вами проблем.

(Работа в группах, затем выступление перед всем классом, попутное обсуждение, если кто-то не согласен

Формирование убеждений и мировоззрения. Самоопределение, стабилизация личности связаны с выработкой мировоззрения (взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог знаний). Возникает потребность разобраться в окружающем, самом себе, свести все многообразие фактов к немногим принципам, построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в этом мире, поиски смысла жизни. Старшеклассники ищут формулу, которая осветила бы ему и смысл собственного бытия, и перспективы всего человечества. Мировоззренческие взгляды строятся на основе интеллектуального развития, накоплением и систематизацией знаний о мире, интересе к личности, рефлексии. Старшеклассник, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нем?», «Каковы мои возможности?», «Какой я?». Он ищет четкие, определенные ответы и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Максимализм характерен не только для подросткового возраста, но и для юношеского. Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к эти «вечным» вопросам, отказываясь от прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.

Не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение. Учителя дают такие характеристики отдельным школьникам: «Беспринципный, никогда не знаешь, как он поступит, всегда смотрит, откуда ветер дует», «Всегда идет на поводу у других, не имеет своего мнения». Э. Эриксон отмечал необходимость мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.

 

Самосознание и самооценка. Одно из достижений возраста – новый уровень развития самосознания. Развитие самосознания наиболее интенсивно осуществляется в кризисе отрочества и в юности. Главное приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и уникальности. Юноши и девушки осознают себя в качестве неповторимой, не похожей на других личности, с собственным миром мыслей, чувств и переживаний, с собственными взглядами и оценками. Они пока еще не подозревают, что на самом деле эти взгляды, точки зрения, оценки очень часто присущи многим другим их сверстникам, отражают те веяния, которые характерны для разных групп молодежи данного поколения. И эту свою личность как нечто особое, не похожее на других, юный человек хочет утвердить среди окружающих людей. Он хочет, чтобы его как такую особенную личность заметили. Отсюда – тенденция к манифестации себя в разных формах: в манере двигаться, говорить, одеваться, в своеобразных оценках явлений быта, школьной жизни, произведений литературы и искусства; в каких-то особенных словечках и выражениях, в неприятии некоторых общепринятых положений и т.д. Изменившееся отношение к себе, осознание своей особости сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию, к тому, чтобы узнать, каков я, к чему способен. Отсюда – саморефлексия, способность замечать и примечать проявления характера, свойств воли, те или иные особенности переживаний, понимать природу возникающих желаний и устремлений. Отсюда – рост интереса к самоанализу: как вел себя в таких-то обстоятельствах, общаясь со сверстниками и со взрослыми, как проявил себя в определенной ситуации и т.п. Самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.

Важный компонентом самосознания – самоуважение. В юности молодой человек принимает сам себя, учится принимать себя и нести ответственность за свой выбор и решения. Самопринятие – важнейший признак становления личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях (столкновениях) юный человек может вслух сказать: «Я – лично отвечаю за это! Но на пути к этому надо приобрести опыт, совершать ошибки и учиться на них.

Самооценка старшеклассников становится относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. Они отличаются в это время оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожные. Все это связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью самоопределения. На границе подростковости и юности, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию». Это важнейший этап в развитии личности. Общая структура «Я-концепции» представлена на рис.1.


 


Рис. 1. Структура «Я-концепции».

 

Юность – стадия консолидации сил для выхода в самостоятельную жизнь, для формирования психологической установки на взрослую, серьезную жизнь. Религиозный философ, психолог, педагог В.В. Зеньковский пишет: «Прежде, чем ступить в пору зрелости, на арену самостоятельной борьбы за существование, самостоятельной работы, переживем мы юность, в течение которой мы, уже познав действительность, зная уже себя, овладев уже основным материалом социальной традиции, как бы на «главной репетиции» подводим итоги подготовительной работе».

 

Вывод: несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования «Я-концепции» на границе подростковости и юности. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируются на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

 

 

3. Старший школьный возраст – это возраст романтики, больших дерзаний, юношеских мечтаний, творческой инициативы, отмечается богатством и многообразием переживаемых чувств, эмоциональным отношением к различным сторонам жизни. Развивается умение осознавать переживаемые чувства. В отличие от подростков эмоциональные состояния становятся более устойчивыми и осознанными. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Эмоциональная жизнь становится богаче и дифференцированнее по оттенкам ощущений. Интенсивно развивается открытость к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям и эмоциональная чуткость.

«Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша – это не любовь, а дружба», - писал Ж.-Ж. Руссо. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Число друзей своего пола у юношей (7-10 класса) несколько уменьшается, хотя у девушек подобной тенденции нет, а приятелей, наоборот, становится больше. Это свидетельствует о растущей избирательности дружбы. Повышаются требования в дружбе, усложняются ее критерии. Требования к другу: друг должен быть откровенным, отзывчивым, готовым к постоянной помощи, верным, совместные интересы, стремление к совместной деятельности. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Среди друзей своего пола и у юношей, и девушек преобладают сверстники. Юноши отдают предпочтение сверстникам, значительно реже – старшим и совсем редко – младшим. У девушек на 1 месте также ровесница, но они значительно чаще, чем юноши, отдают предпочтение старшим, зато младших не выбирают совсем или очень редко. Юношеская дружба устойчива.

Для ранней юности характерна идеализация друзей и дружбы. Одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма «психотерапии», позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Нуждаясь в сильных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнера. При всей их исключительности дружеские отношения в таких случаях обычно кратковременны.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Соотношения дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

Юношеская мечта о любви выражает прежде всего потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. По образному выражению И.С. Кона, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

Старшеклассникм, так же как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью дуействительных или мнимых “побед”. Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одной и той же наиболее популярной в классе или школе девочкой (или мальчиком).

В этом возрасте встают проблемы формирования готовности к семейной жизни, правильное пониамние социальной роли семьи и брака в современном обществе.

Вывод: юношеская дружба и любовь определяют моральное сознание личности и то, кого и как будет любить взрослый человек.

 

4. Учебная деятельность в старших классах имеет свои особенности – она становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Продолжение обучения в старших классах – это своего рода заявка на поступление в будущем в высшее учебное заведение. Поэтому здесь снимается острота проблемы мотивации учения и связанной с ней дисциплины на уроках. Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, снова начинает волновать успеваемость. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшем образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными.

Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности, ответственности за ее процесс и результаты. Обучение в школе дополняется образованием во внешкольных образовательных учреждениях и самообразованием.

 

В старшем школьном возрасте закрепляются и совершенствуются психические свойства, приобретенные раньше. Одновременно отмечаются дальнейшие качественные изменения всех сторон психической деятельности, которые являются основой становления личности на этом этапе развития.

Внимание. Увеличивается объем внимания, способность долго сохранять его интенсивность и переключаться с одного объекта на другой; одновременно увеличивается избирательность внимания и его зависимость от направленности интересов, что обусловливает характерную для большинства старшеклассников неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, а может и постоянную невнимательность.

В некоторых исследованиях (И.В. Страхов, Е. А. Милерян) отмечено, что развитие произвольности внимания, его устойчивости и сосредоточенности в юношеском возрасте, прежде всего связано с формированием логического мышления, усвоением обобщенных способов мышления. Развивается также способность распределять внимание, что делает возможным одновременное выполнение разных действий.

Память. Основная тенденция в развитии памяти на этом этапе состоит в дальнейшем увеличении ее произвольности. Произвольное запоминание становится значительно продуктивнее, чем непроизвольное, совершенствуются способы запоминания. От организации умственной деятельности зависит также продуктивность непроизвольной памяти, причем ее роль не уменьшается. Непроизвольно запоминается, прежде всего, то, что связано с интересами, потребностями и планами на будущее, что вызывает сильный эмоциональный отклик (П.И. Зинченко).

Мышление. Ведущая роль в интенсивном интеллектуальном созревании, характерном для ранней юности, принадлежит мышлению. Мышление становится системными, то есть создают определенную систему, которая постепенно трансформируется в когнитивную модель мира, что является основой формирования мировоззрения. Развивается потребность в теоретическом обосновании явлений действительности, выведении частичных связей из общего закона или подведение его под определенную закономерность. Характерной особенностью познавательных функций и интеллекта становится выраженная обращенность к теоретическим проблемам, создание абстрактных теорий, самостоятельный поиск учебно-теоретических проблем, увлеченность философскими мыслями (М.С. Лейтес, Ж. Пиаже). Интеллектуальное развитие в период ранней юности заключается не столько в накоплении новых умений и перестройке отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности, то есть устойчивой совокупности индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят разные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Речь. С развитием абстрактного и обобщенного мышления происходит переход к высшим уровням речи. Речь усложняется по содержанию, структуре, расширяется активный и пассивный словарь, совершенствуются речевые способы устного и письменного высказывания мыслей, формируется умение пользоваться устной речью как способом общения.

 

Вывод по теме: старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятии себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральным новообразованием становится самоопределение – профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: