Воспитываем трудолюбие у детей
Мы все хотим. что бы наши дети выросли ответственными и трудолюбивыми. Трудолюбие это одно из условий успешной жизни. Но к сожалению, не у всех родителей это получается. Не всем удается воспитать в своих детях любовь к труду. И порой родители говорят о том, что это вина их ребенка, т.к. ребенок вот просто таким родился. Но так ли это?
Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.
Самый главный секрет в воспитании трудолюбивого ребёнка заключается в постепенном приобщении к домашней работе. Важно, чтобы он начал получать радость от выполнения какого-то одного дела. В раннем возрасте можно начать с чего-то очень простого, но значимого. Выполнение дела должно не только приносить положительные эмоции, а ещё и давать понимание того, что малыш делает полезный вклад в семейный быт. Тогда он быстро почувствует себя нужным и осознает свою важность в жизни семьи. Так, выстраивая процесс приобщения к труду поэтапно, родители могут помочь ребёнку стать самодостаточным.
Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет. В это время малыш активно осваивает окружающий мир. Ребенок этого возраста с огромным удовольствие подражает действиям взрослых. Поэтому ребенок стремится «помыть пол», «приготовить обед», «вымыть посуду». Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает. Если в этом возрасте Вы не оттолкнете ребенке и не отправите его играть, вместо помощи по дому, то лет в 5 Ваша дочь сможет приготовить несложное блюдо, а четырехлетний малыш будет в состоянии пропылесосить комнату.
|
На что еще нужно обратить внимание родителей в разном возрасте, чтобы приучить ребенка к труду.
С 1 года до 3 лет
Малыша от года можно хвалить за то, что он возвращает вещи на свои места, это может превратиться в очень весёлую игру. Ещё ребёнок может вытирать запачканный стол своей тряпочкой. У него может быть маленькая щёточка и совочек, чтобы подметать. Не стоит сразу рассчитывать на хороший результат работы, пока для него это просто развлечение.
Ближе к трём годам ребёнок может уже собирать свои игрушки в коробку, книжки и журналы класть на полку. На кухне он способен помочь отнести салфетки и тарелки на стол. Ещё малышу можно доверить положить крупу или банки с консервами из сумки с продуктами в нужное место.
Года
В этом возрасте ребёнка можно не только привлекать к разбору сумок с продуктами, но и брать его с собой в магазин. Там ему можно доверить выбирать крупы, макароны, овощи. По расписанию и под наблюдением родителей малыш может кормить домашних животных. Ещё в доме ему лучше всего выделить какое-нибудь конкретное место для уборки, например, в прихожей. В 4 года он способен помогать родителям застилать постель, развешивать после стирки носочки, платочки и складывать небольшие сухие вещи. На кухне его можно приобщить к готовке сухих завтраков на всю семью, например, хлопьев. Специальным ножом он может намазывать масло на хлеб, накладывать еду в тарелки и помогать раскладывать украшения на десерты.
|
Лет
В 5 лет с разрешения мамы ребенок может приготовить какие-то ингредиенты для блюда, например, измельчить сыр на тёрке, а без присмотра родителей он может кормить животных и убирать за ними. Также его можно попросить наводить порядок в своей комнате, самостоятельно одеваться и класть свою одежду на место, сортировать белье для стирки, помогать выносить мусор, мыть машину. А ещё в пять лет он сам уже вправе решать, куда потратить часть своих накопленных денег. Если есть какие-то ограничения, то он должен о них знать.
Лет
В 6 лет ребёнок может пылесосить, поливать растения, чистить овощи, варить яйца, вместе с мамой готовить кашу, собирать для себя перекус на занятия или в длительную прогулку. Он может начать вместе с родителями выгуливать домашних животных. Если семья живёт за городом, то зимой ребёнку можно доверить убирать своей маленькой лопаткой снег, а осенью и весной — листья. Детям такое занятие очень нравится. В этом возрасте детям можно поручить самостоятельно сервировать стол, а если такой привычки в семье нет, то им можно доверить наведение порядка на полочках в ванной. Главное, чтобы это было системным занятием.
Лет
В 7 лет уже появляется ответственность за собственное имущество. Например, разрешите ребёнку ухаживать своим за велосипедом: следить за его сохранностью, разбирать, смазывать. Ему можно позволить не только кормить и выгуливать животное, но и мыть его, дрессировать. Семилетний ребёнок способен помогать маме нести из магазина какие-нибудь нетяжёлые продукты, а ещё пользоваться утюгом, вставать по будильнику и самостоятельно передавать деньги в школу.
|
Если дети с раннего возраста не были приучены к труду, то вы непременно столкнётесь с сопротивлением, которое нужно пережить. Важно выделить время для разговора с детьми. В беседе перечислите все возможные дела, предоставьте ребятам возможность выбрать то, что им хочется. Необходимо определиться, с какой периодичностью дети будут выполнять работу, и вы должны приготовиться напоминать о ней время от времени.
Говорите своим детям, что любая работа — это счастье, потому что она даёт людям удовольствие и результат. Если они смогут испытать этот опыт, то захотят повторять его снова и снова, становясь трудолюбивыми и энергичными.
Что же происходит у детей в процессе трудовой деятельности?
1. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели.)
2.Участие в трудовой деятельности способствует общению детей со сверстниками и взрослыми, развиваются индивидуальные способности.
3.Проявляется уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.
В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшем возрасте. Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и систематическом контролем за действиями детей со стороны взрослых. В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам.
Самые частые ошибки родителей:
- Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка. «Отойди, ты все испортишь», – постоянно слышит малыш. Ирония и пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше
- Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам.
- Приучение к труду силой. Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду.
- Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.