Психологические состояния военнослужащих в условиях ведения боевых действий. Способы саморегуляции и повышения психологического состояния




Вопросы:
1. Психологические состояния военнослужащих и факторы, определяющие их в условиях боевой деятельности.
2. Способы саморегуляции и повышения психологического состояния.

Профессиональная деятельность военнослужащих предполагает выполнение ими должностных обязанностей в экстремальных условиях, так как ведение боевых действий может рассматриваться как крайнее проявление экстремальных условий деятельности. В боевой обстановке угроза для жизни максимальна, а психоэмоциональное напряжение достигает высшей точки.

1.

«...В каждом сражении бывает момент, когда самые храбрые солдаты после величайшего напряжения чувствуют желание бежать, эта паника порождается отсутствием доверия к своему мужеству; ничтожного случая, какого-нибудь предлога достаточно, чтобы вернуть им это доверие: высокое искусство состоите том, чтобы создавать их». Наполеон

Психологическое состояние - относительно ограниченный временем настрой психики человека, влияющий на протекание психических процессов и проявление свойств личности, повышающий или понижающий активность психической деятельности на данном отрезке времени, определяющий работоспособность, готовность к преодолению рабочих нагрузок и возможность мобилизоваться в нужный момент.

При выполнении задач в различных условиях обстановки командиру в первую очередь следует учитывать психические состояния двух основных групп:
- способствующих успешному выполнению боевых задач;
- оказывающих негативное влияние на поведение военнослужащих (см. рис. 1).

Управлять поведением подчиненных в экстремальной ситуации - значит таким образом воздействовать на людей, чтобы обеспечить выполнение боевой задачи. Главная цель управления поведением военнослужащих состоит в том, чтобы мобилизовать духовные и физические силы, ослабить влияние психотравмирующих факторов, вызывающих у людей чувство опасности, а вместе с ним и страха.
Для активизации деятельности подчиненных у командира имеется достаточно дисциплинарных прав, умелое использование которых является мощным средством управления поведением военнослужащих.
Однако нужно учитывать, что далеко не всегда эти меры будут являться эффективными. Психические состояния, возникающие у военнослужащих в экстремальных условиях, с особой значимостью обуславливают необходимость моральной поддержки личного состава.
Об этом свидетельствуют яркие исторические примеры. Так, в 1799 году во время Итальянского похода в сражении у Треббии колонна французов прорвала русский фронт. А.В. Суворов помчался к отступавшим войскам с криками: «Заманивайте! Шибче заманивайте!.. Бегом!» Солдаты приободрились, беспорядочная толпа образовала линию. Теперь при отступлении русские вели меткий ответный огонь по французам. Такой организованный отход продолжался, по воспоминаниям очевидцев, шагов полтораста. Затем А.В. Суворов отдал приказ «Стой!». В этот миг замаскированная русская батарея открыла по неприятелю огонь ядрами и картечью. Главнокомандующий воспользовался удобным мгновением и приказал наступать. Усталые солдаты, входившие в состав авангарда Багратиона, нашли в себе силы и ударили так энергично, что французы приняли их за свежие подкрепления. Противник начал отходить. Левое крыло неприятеля было отброшено и более уже в наступление не переходило.
Негативные психические состояния, возникающие у военнослужащих под воздействием психотравмирующих факторов, ощутимо влияют на их боеспособность и поведение. Наличие или ожидание опасности вызывает у человека психическое состояние внутренней напряженности, которое сказывается на всей его деятельности. Оно может угнетать или, наоборот, активизировать протекание психических процессов, способствовать активному проявлению имеющихся у военнослужащего знаний, умений, навыков или сковывать их, оттачивать и обострять проявление лучших качеств воина, а также, наоборот, свертывать, приглушать их.
Обеспечение эффективности управления военнослужащими, воинскими коллективами в различных условиях обстановки предопределяет необходимость профилактики негативных психических состояний, умения предупреждать их возникновение, наличие навыков влияния на поведение и деятельность военнослужащих.
Факторы обстановки, влияющие на боевую деятельность военнослужащих, условно можно разделить на две основные группы: внешние (объективные) факторы и внутренние (субъективные) факторы. Кроме этого, ряд факторов целесообразно отнести к социально-психологическим (объективно-субъективным) (см. рис. 2).

Внешние факторы (факторы внешней обстановки) можно разделить на социально-политические, организационно-управленческие, оперативно-тактические (боевые), материально-технические, природно-географические и временные.
К основным социально-политическим факторам, действующим в боевой обстановке, следует отнести:
- характер войны и ее поддержку населением;
- отношение населения к вооруженным силам;
- направленность публикаций средств массовой информации;
- статус военнослужащих и участников боевых действий.
Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих во многом зависит от отношения к войне народа, степени ее популярности в сознании людей. Это в свою очередь определяется понятностью для них и внутренним принятием целей войны, представленностью социальных, экономических, национальных, религиозных интересов в структуре вызвавших ее причин. Образ войны в сознании людей приобретает ту или иную эмоциональную окраску в зависимости и от того, насколько успешно, на чьей территории ведутся боевые действия и какая часть населения страны физически и психологически принимает в них участие.
От того, какой образ потенциального или реального конфликта сложился в общественном сознании и какое место в нем отведено армии, в значительной степени зависит возможность привлечения широких социальных мотивов для побуждения военнослужащих к активным боевым действиям. Ясно, что при отсутствии общественной поддержки военной акции, проявлении антивоенных настроений и попыток возложить вину за возникновение, течение и результаты военного конфликта на армию возможности возбуждения у личного состава таких мотивов, как патриотизм, конституционный долг, национальные интересы, ненависть к врагу, становятся весьма проблематичными, а порой и невозможными.
Организационно-управленческими факторами, определяющими боевое поведение военнослужащего, в первую очередь являются качество управления подразделением, уровень требовательности и организаторских способностей командира.
Военнослужащие, испытывающие доверие и уважение к своему командиру, могут активно выполнять даже те задачи, существо которых не понимают или нравственно отвергают.
Особую группу занимают оперативно-тактические (боевые) факторы:
- напряженность, динамичность боевых действий в целом;
- интенсивность и плотность огня противника;
- уровень защищенности своих войск,
- активность их поддержки и степень взаимодействия с другими подразделениями, частями;
- успешность боевых действий, уровень потерь;
- интенсивность информационно-психологического воздействия противника и др.
Под внутренним (субъективным) фактором понимают прежде всего устойчивые, сформировавшиеся качества личности военнослужащих. Выделяют три основные группы: психофизиологические, морально- политические, военно-профессиональные.
Психофизиологические факторы (основные психические свойства, уровень физической закалки и адаптированности к нагрузкам, степень удовлетворенности основных физиологических потребностей) носят первичный, биологический характер.
Среди психофизиологических факторов, определяющих характер поведения военнослужащих, важное значение имеет тип нервной системы.
Принято различать три типа нервной системы: сильный, слабый и средний. Сегодня известно, что резкое возрастание интенсивности отрицательных факторов боя вызовет у военнослужащих со слабым типом нервной системы (таких около 15%) серьезные психологические расстройства, требующие медицинской помощи и, следовательно, полную потерю боеспособности на определенное время. В аналогичных условиях военнослужащие со средним типом нервной системы (таких около 70%) снизят активность боевых действий лишь на короткое время. Военнослужащие с сильным типом нервной системы (их примерно 15%) не подвергаются ощутимому психотравмирующему воздействию сложной обстановки.
Поведение людей в экстремальных ситуациях в немалой степени зависит и от типа темперамента.
Военнослужащие-сангвиники в сложных условиях решение, как правило, принимают быстро и действуют смело. В случае неудачи они утрачивают решительность лишь на короткое время и быстро приходят в нормальное состояние.
Холерики проявляют смелость и решительность преимущественно в состоянии эмоционального подъема. В состоянии упадка сил они способны поддаваться безотчетному страху.
Флегматики действуют активно и смело преимущественно тогда, когда тщательно подготовлены к выполнению боевой задачи. Они обладают стабильностью эмоциональных переживаний, упорством и выдержкой.
Люди меланхолического типа способны проявлять решительность и активность в течение короткого промежутка времени и при преодолении незначительных трудностей. Кроме того, давно замечено, что лучшими солдатами оказываются, как правило, настроенные в основном оптимистически, активные члены туристических, спортивных и других обществ. В то же время в сложных условиях быстро теряются и падают духом люди с устойчивыми пессимистическими настроениями, боязливые по натуре, склонные к употреблению наркотиков и алкоголя, имеющие проблемы в семейной жизни.
Говоря о внутренних факторах боевого поведения, необходимо подчеркнуть, что военнослужащий не слепое орудие в руках внешних обстоятельств боя и природных инстинктов. Его поведение в решающей степени определяется морально-политические качествами, особенностями характера, интеллекта, воли, эмоций, способностей. В первую очередь сюда следует отнести направленность личности и в ее рамках основные мировоззренческие, нравственно-патриотические установки, уровень доверия (лояльности) к руководству страны и вооруженных сил, степень ненависти к противнику.
Целесообразность и эффективность боевой деятельности военнослужащих в огромной степени зависит и от наличия у них развитых военно-профессиональных качеств. Это знания, умения и навыки, характеризующие как общую военно-профессиональную подготовленность военных специалистов, так и их подготовленность к выполнению конкретной боевой задачи, что предполагает осведомленность о противостоящем противнике, наиболее оптимальной схеме индивидуальных и коллективных действий по его разгрому, о путях преодоления препятствий, предстоящих трудностей и опасностей. Неоценимое значение имеет индивидуальный боевой опыт. Например, установлено: уже в 4-5 м бою сила влияния на психику воинов таких факторов, как опасность, внезапность, неожиданность, новизна и др., снижается в 1,5-2,5 раза.
Социально-психологические факторы.
Внутренними (субъективными) для воинского коллектива и внешними (объективными) для отдельного военнослужащего являются:
- морально-психологический климат и характер взаимоотношений (межличностных связей) в коллективе (микрогруппе);
- уровень сплоченности и боевой слаженности экипажей, расчетов, подразделений;
- направленность групповых мнений, настроений, традиций;
- позиция «значимых других»;
- поведение окружающих.
Внутренние факторы для личности отдельного военнослужащего - это его социально-психологические качества: уровень социально-психологической адаптированности, степень подверженности групповым настроениям, мнениям, традициям и др.
Внешние, внутренние, социально-психологические факторы боевого поведения военнослужащих действуют в разное время, с разной силой, в различных комбинациях.
Опасная для жизни обстановка будет по-разному восприниматься военнослужащими, различным образом понимающими цели войны, неодинаково относящимися к противнику, к сослуживцам, командирам, участвующими в разных видах боя, отличающимися боевым опытом, типом нервной системы и т.д.
Знание особенностей факторов обстановки, влияющих на активность военнослужащих в бою, позволяет нейтрализовать отрицательные и усилить положительные тенденции в поведении военнослужащего, эффективно использовать «человеческий фактор» для достижения победы над врагом.

2.

При регуляции психического состояния чаще всего применяются следующие группы методов:
- методы психической регуляции;
- методы психофизиологической регуляции;
- физиолого-гигиенические и медико-фармакологические методы.
Методы психологической регуляции. Большинство методов данной группы основываются на внушении и самовнушении. К их числу с полным основанием можно отнести и слова поддержки со стороны человека, пользующегося доверием, а в ряде случаев - приказ авторитетного начальника или самоприказ, способствующий мобилизации функциональных резервов и волевых усилий. Эффективность подобных методов при сильном эмоциональном возбуждении только усиливается, поскольку человек в данных условиях становится более внушаем и хорошо воспринимает конкретные команды. При этом самоприказы выполняются намного лучше, если военнослужащим уже накоплен определенный опыт.
В настоящее время существуют специальные приемы психической регуляции и саморегуляции, способствующие выполнению тех или иных привычных профессиональных действий. Их цель, как правило, заключается в переключении от излишнего эмоционального возбуждения на какую-либо практическую, преимущественно моторную (но иногда и умственную) деятельность.
Чаще всего в целях саморегуляции психического состояния используются различные словесные формулы внушения и самовнушения. Их формулировка, как правило, строится по утверждающему принципу. Они должны быть краткими и предельно простыми. При этом чрезвычайно важно чувство исходной уверенности в позитивном эффекте данных формул. Примерами таких формул являются слова: «Я спокоен!», «Я выстрелю и попаду в цель!», «Я добегу!», «Мне не страшно!»
Еще одним приемом регуляции психических состояний является музыкотерапия. Данный прием представляет собой использование музыкальных программ для оптимизации психического состояния человека в различных видах профессиональной деятельности. Например, в спорте этот прием психической регуляции широко используется в мероприятиях по психореабилитации, т.е. восстановлению функциональной реактивности органов и систем после высоких физических и психоэмоциональных нагрузок. Особенно полезной функциональная музыка может быть при организации отдыха, например, между сменами в боевых дежурствах, либо при организации отдыха после перелетов или плаваний. На практике может применяться и так называемая встречная музыка, активизирующая нервную систему перед началом работы. При этом исполняются произведения в бодрых мажорных тонах, энергичные, веселые мелодии. Для сокращения периода усваимости музыка подбирается таким образом, чтобы ее темп ощутимо убыстрялся к концу звучания музыкального произведения. Ритм должен быть четким, так как аритмичность негативно воздействует на формирование динамических стереотипов. Наконец, музыка может существенно помочь мобилизации функциональных резервов организма на фоне выраженного физического и психического утомления, например в конце марша. Функциональная музыка успешно применяется и при аутогенной тренировке.
Весьма интересным методом психической саморегуляции является ароматерапия - метод воздействия на психическое, эмоциональное и функциональное состояние человека с помощью ароматов. Очень эффективно воздействуют на органы чувств эфирные масла - многоклеточные смеси летучих органических соединений, вырабатываемые растениями и являющиеся распространенными нетоксическими лекарственными средствами. Вдыхание эфирных масел стимулирует деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, повышает работоспособность, снижает усталость и чувство тревоги, способствует улучшению сна и общего психического состояния организма.
Методы аромотерапии могут применяться во время отдыха экипажей самолетов, подводных лодок, расчетов ПВО, РВСН и личного состава других подразделений, нуждающихся в психореабилитации.
Методы психофизиологической регуляции психических состояний применяются для поддержания военно-профессиональной работоспособности и оптимизации психического состояния. Сюда входят упражнения, которые могут выполняться непосредственно на рабочих местах. Комплексы таких упражнений показали высокую эффективность при применении в дальней бомбардировочной, военно-транспортной и вертолетной авиации, на подводных кораблях, на пунктах управления в ракетных войсках, с расчетами ПВО и т.д.
Военнослужащие должны быть обучены этим методам и периодически применять их в ходе своей профессиональной деятельности. Исследования показали, что в сложном полете, после дозаправки в воздухе, бомбометания, учебных стрельб негативные показатели вегетативных реакций (высокая частота сердечных сокращений, сдвиги в артериальном давлении и др.) в обычном случае сохраняются у летчиков до 20-30 мин, а после применения упражнений мышечной релаксации они нормализуются за 8-12 мин.
Суть метода мышечной релаксации заключается в формировании и развитии способности ощущать степень мышечного напряжения, а также в выработке привычки самоконтроля за возникновением непроизвольного напряжения. Когда такой привычки нет, человек обычно не замечает, что на фоне сильных эмоций он находится в мышечной скованности, которая негативно сказывается и на его общем психическом состоянии. Данный метод основан на использовании существующей связи между мышечным напряжением и эмоциональным состоянием человека. Как правило, увеличение эмоционального напряжения ведет к увеличению тонуса мышц, вплоть до чрезмерного их перенапряжения. С другой стороны, данная связь обратима. Так, расслабление мышц будет способствовать снижению эмоционального напряжения.
Еще одним методом психической саморегуляции является метод управления ритмом дыхания. Глубокое ритмическое дыхание понижает возбудимость некоторых нервных центров и способствует мышечному расслаблению.
Способ усиления действия самовнушения, осуществляемого в ритме дыхания, известен еще с древних времен. Было замечено, что во время вдоха происходит активация психического тонуса, а при выдохе он снижается. Поэтому, произвольно устанавливая ритм дыхания, в котором укороченный выдох чередуется с длительным вдохом, можно добиться активирующего эффекта. Напротив, ритм дыхания, в котором фаза вдоха чередуется с более длинным выдохом, оказывает успокаивающее действие, а также способствует снижению частоты сердечных сокращений.
Аутогенная тренировка (аутотренинг) - это способ самовнушения и мышечной релаксации, позволяющий регулировать свое психическое состояние. Самовнушение осуществляется с помощью воспроизведения ряда словесных формул, усиливаемых мышечной релаксацией и воссозданием чувственных образов.
Кроме вышеописанных приемов, для психофизиологической регуляции могут быть использованы терм восстановительные процедуры и массаж. Терм восстановительные процедуры - это всем нам известные процедуры в русской бане или в сауне. При отсутствии бани (например, на подводных кораблях) могут использоваться индивидуальные сауны - небольшие емкости из пластика, наполняемые теплой водой или разогретым воздухом.
Суть методов психофизиологической регуляции заключается в организации рационального режима труда, отдыха и питания, что, безусловно, является одним из основных условий формирования и поддержания оптимального психического состояния. Но в воинской деятельности, в повседневной армейской жизни имеется достаточно факторов, способных определить негативную для психических состояний направленность условий воинского труда и обитания. Например, на важных учениях, не говоря уже о боевых действиях, комфортный режим труда и отдыха просто невозможен, однако командир должен стремиться снизить воздействие негативных факторов: в любой ситуации организовать эвакуацию раненых с поля боя, обеспечить подчиненных горячей пищей, при уходе в ближайший тыл организовать баню и мероприятия по активному отдыху и т.п. Естественно, что все это положительно сказывается не только на физическом, но и на психическом состоянии личного состава.
С этой точки зрения в деятельности командира весьма серьезное место должны занимать мероприятия по оптимизации условий труда и обитания личного состава. Поддержание оптимального психического состояния военнослужащих должно проходить не только за счет их адаптации к боевой технике, но и путем обеспечения комфортности пользования этой техникой. На современных военных объектах, в частности на командных пунктах, в служебных помещениях, нередко обеспечивается кондиционирование воздуха, поддерживается нормальный температурный режим, регулируется влажность, уделяется внимание удалению излишнего углекислого газа, насыщению вдыхаемого воздуха кислородом. На целом ряде объектов важное значение имеет контроль за вибрацией (в вертолетной авиации, на ряде судов ВМФ, на бронетехнике и др.). Кроме ее устранения техническими средствами, негативные последствия можно предупредить путем общей мышечной релаксации. Дело в том, что расслабленные мышцы «гасят» часть вибрационных воздействий, не пропуская их к жизненно важным центрам организма, особенно к сердцу и крупным сосудам. Большую роль в сохранении положительного психического состояния играют меры по снижению шумовых воздействий (специальные наушники, шлемы) и ограничение уровня шумов на военной технике.
В плане предупреждения негативного психического состояния в служебных помещениях важен контроль за наличием различных высокочастотных воздействий от радио-, электронной и другой специальной техники, от вредных химических примесей во вдыхаемом воздухе. Важно их устранение или значительное снижение.
Среди факторов, которые целесообразно учитывать в плане регуляции психического состояния, можно указать также на активную акклиматизацию, адаптацию к горным условиям, к холоду и жаре, к пребыванию в новых часовых поясах, существенно отличающихся от привычного, и др. Определенную роль играет и обеспечение оптимального питания и питьевого режима.
Таким образом, характер психического состояния военнослужащих играет весьма существенную роль при выполнении учебно-боевых и боевых задач. Поэтому командир должен не только учитывать психическое состояние своего личного состава при планировании операции или выполнении учебно-боевой задачи, но и организовывать меро­приятия, направленные на оптимизацию функционального состояния организма военнослужащих. Для этого он обладает целым арсеналом современных средств и методов. Обучение военнослужащих простейшим методам психической саморегуляции, внедрение их в повседневную практику является одним из путей повышения боеготовности подразделения и воинской части.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: