История развития валютного регулирования в Японии.




ВВЕДЕНИЕ

 

Япония, официальное название «Нихон коку» — островное государство в Восточной Азии. Расположена на четырех крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире. Большой Токио, включающий в себя де факто столицу Японии Токио и несколько близлежащих префектур, с населением более 30 миллионов человек является крупнейшей городской агломерацией в мире. Являясь великой экономической державой, Япония занимает третье место в мире по номинальному ВВП и третье по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Япония является четвёртым по величине экспортёром и шестым по величине импортёром.

Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни (десятое место по индексу развития человеческого потенциала). В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертности. Япония входит в число стран-членов Большой восьмёрки и АТЭС, а также непостоянный член Совета безопасности ООН. Хотя Япония официально отказалась от своего права объявлять войну, она имеет большую, современную армию, которая используется в целях самообороны и в миротворческих операциях.

Валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики Японии, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

Осуществление экспортного контроля имеет важное значение для успешного выполнения международных обязательств Японии и проведения

эффективной внешней политики. В стране значительно усилился контроль за экспортом стратегически важных товаров и товаров двойного назначения. Усиление экспортного контроля в основном было вызвано интернационализацией движения капитала, которая, в свою очередь, привела к распространению отмывания денег в международном масштабе.

Таким образом, в настоящее время наряду с осуществлением валютного и экспортного контроля основными задачами являются выявление, расследование и пресечение незаконных финансовых операций, связанных с организацией преступных доходов.

Механизм валютного и экспортного контроля в Японии исторически складывался с учетом специфических условий развития страны. Вследствие этого в них существовали и до настоящего времени сохраняются некоторые особенности в проведении валютного и экспортного контроля.


История развития валютного регулирования в Японии.

 

Иена – национальная денежная единица Японии. Формальные обязательства по статье VIII (раздела 2,3 и 4) Устава МВФ приняты страной 1 апреля 1964 г. Финансовые органы не устанавливают ограничений на проведение валютных операций. Валютный курс определяется на основе спроса и предложения на валютных рынках. При необходимости центральный банк страны проводит валютные интервенции. Основной валютой интервенции выступает доллар США.

Уполномоченные японские банки свободно осуществляют валютные операции со своими клиентами, с банками-нерезидентами и между собой. Срочные сделки могут заключается с любыми валютами, котируемыми на Токийском валютном рынке и на других ведущих международных валютных рынках. Отсутствуют какие-либо официально установленные курсы на форвардном рынке. Срочные сделки заключаются на основе свободных рыночных ставок. Покупка или продажа иностранной валюты производится без налогов и субсидий.

Контроль за валютными и внешнеторговыми операциями осуществляют в основном Министерство финансов, Министерство внешней торговли и промышленности (МИТИ) и Банк Японии как агент правительства. Основную роль в проведении расчетов играют уполномоченные банки. Контроль за экспортно-импортными операциями возложен на МИТИ.

Платежи во все страны и поступления из-за границы осуществляются в любой валюте, включая иену. Нерезидентам открываются счета в иенах в любых уполномоченных банках Японии. Отсутствуют ограничения по операциям, проводимым по таким счетам и остатки свободно конвертируются. Однако во избежание резких колебаний курса иены могут быть ограничены выплаты процентов по указанным счетам.

Импорт товаров в Японии осуществляется свободно за исключением ввоза запрещенных товаров или импорта из некоторых стран. В Японии ограничен ввоз товаров 77 наименований, подпадающих под систему импортных ограничений и связанных с монополией государственной торговли, национальной безопасностью, здравоохранением и т.п. Для ввоза этих товаров в Японию импортеры получают сертификат импортной квоты, что позволяет им приобрести импортную лицензию у уполномоченного валютного банка автоматически при предоставлении заявления. Для импорта ряда товаров из некоторых государств, в частности, из Югославии, Ирака и Ливии, требуется предварительное разрешение МИТИ. А для платежей в эти страны необходимо согласие Минфина. Соответствующее одобрение МИТИ требуется при расчетах по открытым счетам или если платежи производятся спустя два года после получения импортной декларации или отгрузки.

Ограничения по экспорту вводятся в соответствии с Законом об экспортных и импортных операциях и Распоряжением о контроле за экспортом, изданным в соответствии с Законом о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей. Такие ограничения могут вводиться в целом для всех стран или в отношении определенных государств и включают в себя ограничения по объему экспорта, по экспортным ценам и т.п. В конце 1993 г. добровольные ограничения были введены на экспорт из Японии в США и ЕС ряда текстильных товаров, на экспорт в США легковых автомобилей и грузовых автомобилей в страны ЕС. Кроме того, контролируется экспорт в страны ЕС некоторых марок и видеомагнитофонов.

На конец 1993 г. в Японии в соответствии с Законом об экспортных и импортных операциях действовали 27 экспортных картелей. Товары 228 наименований подлежали лицензированию в соответствии с Законом о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей, для контроля за их экспертом в некоторые страны, в связи с нехваткой на внутреннем рынке (например, никель) или затем, чтобы определить введение импортных ограничений другими странами на ввоз ими некоторых видов текстильной продукции. Требуется одобрение МИТИ для экспорта товаров на переработку или на экспорт тех товаров, расчеты по которым осуществляются по формам, указанным выше.

Индивидуальному лицензированию подлежат некоторые сырьевые товары, вывозимые для дальнейшей их переработки за рубежом или реимпорт. На экспорт в Югославию, Ирак и Ливию требуется разрешение МИТИ.

Поступления по невидимым операциям в основном осуществляются без лицензии. Резиденты и нерезиденты могут свободно ввозить валюту любой страны на неограниченную сумму. Платежи по невидимым операциям производятся в основном без ограничений. Но юридически и физическим лицам, кроме государственных учреждений, необходимо получить одобрение Банка Японии для перевода за границу даров и пожертвований (кроме государственных учреждений) нерезидентам (за исключением родственников за рубежом) на сумму свыше 5 млн. иен. Переводы родственникам за границу, а также другие виды переводов и платежей по невидимым операциям (например, покупка валюты для зарубежной поездки) производятся без ограничений. Но требуется одобрение Банка Японии на вывоз национальной валюты на сумму свыше 5 млн. иен.

Для осуществления расчетов по невидимым операциям с Югославией, Ираком и Ливией требуется согласие МИТИ.

Операции, связанные с движением капитала, в основном осуществляются свободно. Но иногда требуется выполнить ряд условий:

Во-первых, получить предварительное разрешение;

Во-вторых, подать предварительное уведомление с определенным периодом ожидания, в течение которого Минфин или МИТИ могут потребовать отложить сделку или изменить отдельные детали контракта; в-третьих, например предварительное уведомление без периода ожидания.

Приобретение ценных бумаг осуществляется практически без ограничений, если он ведется через компании, занимающиеся операциями с ценными бумагами, а валютные банки и уполномоченные инвесторы могут свободно производить портфельные инвестиции. Однако приобретение таких ценных бумаг через компании, не уполномоченные вести операции с ценными бумагами, и кредитов, предоставляемых резидентами, требуют предварительного уведомления без периода ожидания. Предварительное одобрение на проведение операций, связанных с движением капитала, требуется в тех случаях, когда это связано с определенными обстоятельствами: ухудшение состояния платежного баланса Японии; значительные колебания валютного курса иены; международное движение капиталов в таких крупных размерах, которые достаточны чтобы оказать негативное влияние на денежный рынок и на рынок капитала Японии.

В Японии делают различия между прямыми инвестициями и другими операциями, связанными с движением капитала. Кроме владения основной долей капитала предприятий или образования филиалов, прямыми считают следующие виды инвестиций:

· любое приобретение акций компаний, не котируемых на фондовой бирже;

· покупка иностранными инвесторами акций компаний, котируемых на

фондовой бирже, доля которых в капитале превышает 10% (включая владение акциями родственников);

· получение кредитов на срок более одного года или приобретение ценных бумаг, частным образом размещенных в Японии, при определенных условиях.

Любое изменение сферы деятельности компании, 1/3 капитал (или более) которой принадлежит иностранным инвесторам, подпадает под контроль за прямыми инвестициями. Требования по прекращению проведения операций, связанных с движением капитала, или изменению условий могут быть выдвинуты соответствующими министерствами, если такие операции оказывают негативное воздействие на национальную безопасность, общественный порядок Японии и т.п.

В апреле 1991 г. были внесены изменения в Закон об иностранных прямых инвестициях. Иностранные инвестиции подлежат уведомлению только после их осуществления, если это не затрагивает интересы национальной безопасности страны, за исключением четырех отраслей (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство, горнодобывающая и нефтяная промышленность и производство кожи и изделий из нее).

Вывоз резидентами инвестиций в виде кредитов, эмиссий облигаций за рубежом, выпуска нерезидентами облигаций в самой Японии и прямые зарубежные инвестиции требуют предварительного уведомления с периодом ожидания в 20 дней. Минфин может потребовать приостановить такие инвестиции или изменить их условия, если, по его мнению, они неблагоприятно отразятся на положении на международных финансовых рынках или на международной кредитоспособности Японии, отрицательно воздействуют на внутреннее состояние страны и на рынке капиталов, снизят деловую активность отдельных отраслей японской промышленности или поставят под вопрос возможность выполнения Японией международных соглашений, поддержания мира, безопасности и общественного порядка. Минфин может сократить период ожидания.

Другие операции могут осуществляться нерезидентами свободно. Возможно предварительное одобрение, когда речь идет о зарубежных депозитах резидентов, о займах и кредитах в инвалюте в отношениях между резидентами (за исключением уполномоченных банков) и о размещении нерезидентами за рубежом облигаций в иенах.

Прочие внешние операции резидентов обычно могут производиться без

ограничений, но требуется предварительное одобрение Минфина на эмиссию

резидентами ценных бумаг или долговых обязательств за границей или таковых в иностранной валюте в самой Японии. Валютные кредиты уполномоченных японских банков легально подлежат предварительному уведомлению с учетом периода ожидания. Но в большинстве случаев разрешение предоставляется свободно. Банки без ограничений выдают долгосрочные кредиты в иенах иностранным заемщикам, могут принимать валютные депозиты от резидентов и нерезидентов и предоставлять валютные ссуды резидентам. На валютные и йеновые депозиты резидентов и нерезидентов распространяются требования об обязательных минимальных нормах резервов, устанавливаемых Банком Японии.

Деятельность иностранных банков в Японии, имеющих лицензию на проведение операций в этой стране, регулируется банковским законодательством Японии. Они могут привлекать ресурсы за счет направляемых в Японию переводов, а также с денежных рынков этой страны.

На финансовые институты распространяются следующие требования по

операциям, связанным с движением капитала:

· лимит на владение страховыми компаниями ценными бумагами нерезидентов установлен в 30% их активов;

· лимит на покупку валютных активов установлен также в 30%;

· лимит на владение нерезидента облигаций Фонда страхования почт установлен в 20% резервных средств этого института;

· верхний предел на валютные активы, приобретаемые пенсионными фондами, составляет 30% от суммы доверительных активов этих фондов;

· верхний предел инвестиций кредитных кооперативов в валютные облигации. Исключая облигации корпораций. Выпущенные нерезидентами, определен в 30% их собственного капитала;

· лимит в 5% активов установлен для инвестиций в валютные ценные бумаги по счетам доверительных кредитов транс - банков.

Резиденты и нерезиденты могут свободно размещать валютные депозиты в уполномоченных банках Японии и переводить любые суммы в любой валюте. Не ограничивается размещение резидентами за рубежом депозитов на сумму до 100 млн. иен. Ряду японских компаний, занятых в страховом деле, транспортным фирмам и компаниям, занимающимся операциями с ценными бумагами, разрешено размещать за границей депозиты в соответствии с общим лицензированием.

В Японии резиденты, включая национальных производителей золота, могут свободно владеть, покупать и продавать золото. Не требуется лицензия на импорт и экспорт золотых слитков. Уполномоченные компании имеют право осуществлять срочные операции с золотом[1].

Движение валют и внешние расчеты по торговым сделкам и инвестициям в Японии регулируются базовым Законом «О контроле за иностранной валютой и внешней торговлей», а также многочисленными постановлениями правительства и ведомственными актами. Этот закон регулирует:

· сделки с иностранной валютой, совершаемые банками и меняльными конторами;

· платежи (включая перевод дивидендов и роялти) за границу и из-за границы;

· сделки, связанные с движением капитала (включая инвестиции);

· внешнеторговые сделки.

В соответствии с законом большинство вопросов в данной сфере отнесены к компетенции Министерства финансов и Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП). Нередко они привлекают к принятию решения и другие заинтересованные министерства. Сделки, совершаемые банками, являются исключительной компетенцией Министерства финансов, внешнеторговые сделки – МВТП. Сделки, связанные с движением капиталов, и осуществление платежей контролируются «компетентными министерствами», включая Министерство финансов МВТП. К органам валютного контроля и регулирования относится и Банк Японии.

Основным средством валютного регулирования является лицензировании определенного рода операций либо обязательность предварительного уведомления (с периодом ожидания или без него). Лицензирование платежных операций имеет целью побудить компании совершать эти операции через уполномоченные банки. Плата, которую банки взимают с клиентов, является компенсацией за выполнение дополнительных контрольных функций. В случае нарушения уполномоченным банком действующего законодательства Министерство финансов может во внесудебном порядке отозвать лицензию, либо приостановить на срок до одного года валютные операции этого банка, либо ограничить сферу его операций.

В отношении осуществления платежей установлено следующее базовое правило: если они производятся, минуя уполномоченные банки, а также так называемыми особыми методами платежа, то необходима лицензия Министерства финансов (особые метода платежа определены как методы, позволяющие делать бесконтрольные платежи). Своим ведомственным актом МВТП установило требование, в соответствии с которым контрагенты по сделкам, входящим в компетенцию МВТП (торговля, права на добычу полезных ископаемых, права промышленной собственности), при осуществлении платежа в сумме более 3 млн. иен (за исключением нерезидентов, получающих платежи) обязаны представить отчет (рапорт) или акцептованную МВТП форму уведомления уполномоченному банку в момент осуществления платежа.

Уполномоченные банки, руководствуясь политикой правительства и текущими установками Министерства финансов и других министерств, контролируют поток платежей, предотвращая или ограничивая незаконные платежи.

Движение капиталов при осуществлении инвестиций как за рубежом, так и из-за рубежа контролируется путем установления требований об «уведомлении» компетентного министерства либо получении предварительного разрешения для «чувствительных» отраслей (инвестиции из-за рубежа в оборонную промышленность, лесное, рыбное и сельское хозяйство, кожевенную, горнодобывающую, нефтеперерабатывающую, авиационную и космическую промышленность, производство химических веществ двойного назначения).

Контролируются и другие формы движения капиталов. В частности, к компетенции МВТП относится контроль за сделками между резидентами и нерезидентами о предоставлении и получении денежных ссуд и займов, а также предоставлении гарантий по обязательствам третьих лиц, а также за аналогичными сделками, заключенными в связи с экспортом и импортом товаров и передачей прав на добычу полезных ископаемых, прав промышленной собственности.

Правовой основой регулирования экспорта в Японии является Закон о контроле за внешней торговлей и валютными обменом 1980 г. Направления экспортного контроля:

· контроль экспорта определенных товаров с целью регулирования внутреннего спроса и предложения (рыбная мука, рис, цветные металлы и т.д.);

· контроль экспорта товаров с целью поддержания порядка на отдельных рынках (текстильные изделия, товары легкого машиностроения);

· контроль экспорта товаров, оговоренных международными соглашениями (дикие животные, птицы, растения и изделия из них, охраняемые международными соглашениями);

· контроль товаров, запрещенных к экспорту (наркотики, национальные сокровища);

· контроль экспорта товаров с сомнительным происхождением или нарушающих в стране-импортере права третьих лиц (авторское право, патент, промышленный образец), что чревато уплатой штрафов;

· контроль экспорта в страны, против которых решением правительства Японии введены торговые санкции (например, против КНДР в январе 1988 г.);

· контроль экспорта японских материалов для давальческой переработки с последующим их импортом в Японию;

· контроль способа платежа за экспортируемый товар в случае, если этот способ отличается от порядка платежа, утвержденного Министерством финансов Японии (рассрочка платежа на срок более 2 лет, оплата иеновыми чеками, бартер или расчеты в пользу третьей стороны).

Механизм выдачи экспортной лицензии следующий. В случае поставки товаров, подпадающих под экспортные ограничения, экспортер должен обратиться в МВТП за экспортной лицензией. Если явка удовлетворяет всем предъявленным требованиям, заявителю возвращается 1 экземпляр подписанной заявки. Срок действия экспортной лицензии – 3 месяца, однако этот срок может быть продлен в случае поставки комплексного оборудования или сезонного товара.

Контроль за экспортом и выдача экспортных лицензий полностью сосредоточены в экспортном отделе Управления внешней торговли МВТП Японии[2].

Либерализация валютного законодательства в Японии позволила местным компаниям добиться экономии на комиссионных сборах благодаря переходу при совершении некоторых расчетных операций на иностранную валюту. До вступления в силу поправок к закону (апрель 1998 г.) ее использование в расчетах между японскими компаниями требовало специального разрешения Министерства финансов. Теперь же местные фирмы могут свободно строить взаимные платежные отношения на базе, например, доллара. Ранее схема сделок выглядела чаще всего таким образом: японская фирма-поставщик продавала компании-экспортеру определенный полуфабрикат, который использовался последней в производстве экспортной продукции. Ее импортер за рубежом оплачивал поставку в долларах через банк, который совершал соответствующую валютно-обменную операцию (доллары конвертировались в иены). Платежи в иенах переводились на счета компании-экспортера и фирмы-поставщика полуфабриката. В настоящее время вырученные средства в долларах могут перечисляться непосредственно на их счета. Согласно проведенному опросу, две из каждых трех фирм-респондентов заявляют об использовании указанной льготы или намерении реализовать ее на практике в ближайшее время. Расчеты в иностранной валюте на внутреннем рынке особенно привлекательны для компаний, которые имеют валютные банковские счета для ведения международного бизнеса. От либерализации проигрывают банки и торговые дома, поскольку их доходы от взимания комиссионных за валютно-обменные операции сократятся. Ожидается, что объем операций в иностранной валюте внутри Японии превысят 2 трлн. иен (15 млрд. долл.) в год.

Электронная корпорация «NEC» начала оплачивать в иностранной валюте услуги некоторых зарубежных поставщиков с весны 1997 г. Ранее иеновые расчеты требовали уплаты комиссионных банковским компаниям. С осени того же года «NEC» стала получать платежи в долларах за экспортную продукцию от японских торговых домов, в то время как ранее они осуществлялись в иенах после уплаты комиссионных за валютные операции. Реализация сделок в иностранной валюте на внутреннем рынке помогла этой корпорации уменьшить риск от колебания курсов валют и добиться экономии на комиссионных. «Fujitsu» начала некоторые расчеты в долларах с торговыми домами и рядом иностранных клиентов с июня 1997 г. Ожидается дальнейшее расширение ее внутренних операций в долларах. Сталелитейная корпорация «Nippon Steel» намеривается сократить расходы на выплату комиссионных за валютно-обменные операции до минимума путем их организации исключительно внутри корпорации.

«Mitsubishi Chemical» перешла на иностранную валюту в сделках на внутреннем рынке осенью 1997 г. Корпорация работает с торговыми домами, открывающимися перейти на расчеты в иностранной валюте, и не имеет достаточного опыта в осуществлении валютных операций. Им располагают в основном крупные экспортеры, например, известные производители электронной продукции.

Торговая компания «Itochu» сообщила, что в 1997 г. 10 сотрудничающих с ней корпораций заявили о заинтересованности в переходе на оплату экспортных поставок в иностранной валюте. С апреля текущего года число таких экспортеров существенно возросло. Указанная компания потеряет часть доходов (несколько сотен миллионов иен в год), которые она получила благодаря взиманию комиссионного сбора. Для компенсации убытков банки намереваются расширить услуги японским корпорациям (прежде всего ТНК), в частности путем предложения им комплексных услуг по организации международных расчетов[3].

Япония пересмотрит запрет на экспорт вооружений

Правительство Японии до конца 2010 года рассмотрит вопрос о снятии запрета на экспорт военной продукции и участии японских компаний в международных военных тендерах и совместных предприятиях, сообщает Flightglobal. Вопрос о снятии запрета будет рассмотрен в отношении военных самолетов. До сих пор исключением из правил был японский экспорт ракетных технологий в США.

Поводом для пересмотра законов стало лобби со стороны крупнейших японских военных производителей - компаний Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries, заинтересованных в участии в крупных международных проектах разработки истребителей, таких как F-35 Lightning II. По данным источника Flightglobal в военно-промышленной отрасли Японии, участие японских компаний в международных проектах позволит стране получить доступ к новым технологиям.

Японское правительство в свою очередь, также проявляет интерес к идее снятия запрета. Решающую роль здесь играет доступ японских компаний к иностранным технологиям. Благодаря этому страна сможет развивать собственную "оборонку" без необходимости вложения крупных средств в разработки в условиях недофинансирования военного бюджета. В 2009 году Япония отказалась от покупки лицензий на производство вертолетов Boeing AH-64D Apache Longbow из-за их высокой стоимости.

Кроме доступа к иностранным военным технологиям Япония сможет экспортировать и свои собственные самолеты. Такие как, например, береговые патрульные Kawasaki XP-1 или поисково-спасательные ShinMaywa SAR. Впрочем, при снятии запрета, если таковое состоится, решающую роль все же будет играть возможность участия японских компаний в международных военных проектах.

Следует отметить, что подготовка к рассмотрению вопроса о снятии запрета на экспорт военных самолетов совпала по времени с подготовкой Министерства обороны Японии к тендеру на покупку 40-50 истребителей, которыми планируется заменить устаревшие McDonnell Douglas F-4 Phantom II. В этом тендере намерены принять участие компании Lockheed Martin с F-35 и BAE Systems с Eurofighter Typhoon.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Хамаганова Л.Д. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Валютно-экспортный контроль»: учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – 236 с.

2. Валютный рынок и валютное регулирование: учеб. пособие/ Под ред. Платоновой И.Н.-М.: БЕК. 1996. С.25-28.

3. Баринов Э.А. Валютное регулирование и валютный контроль в Японии //Международный бизнес России.1996. №6. С.8-10.

4. Расширение использования иностранной валюты в Японии // БИКИ.1998. №95 (7830). С.18.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Япония

 


[1] Баринов Э.А. Валютное регулирование и валютный контроль в Японии //Международный бизнес России.1996. №6. С.8-10.

 

[2] Валютный рынок и валютное регулирование: учеб. пособие/ Под ред. Платоновой И.Н.-М.: БЕК. 1996. С.25-28.

 

[3] Расширение использования иностранной валюты в Японии // БИКИ.1998. №95 (7830). С.18.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: