КОНФУЦИАНСКО-ИСЛАМСКИЙ БЛОК




Препятствия, встающие на пути присоединения незападных стран к Западу, варьируются по степени глубины и сложности. Для стран Латинской Америки и Восточной Европы они не столь уж велики. Для православных стран бывшего Советского Союза — гораздо значительнее. Но самые серьёзные препятствия встают перед мусульманскими, конфуцианскими, индуистскими и буддистскими народами. Японии удалось добиться единственной в своём роде позиции ассоциированного члена западного мира: в каких-то отношениях она входит в число западных стран, но несомненно отличается от них по своим наиболее важным измерениям.

 

Таким образом, сложился конфуцианско-исламский военный блок. Его цель — содействовать своим членам в приобретении оружия и военных технологий, необходимых для создания противовеса военной мощи Запада. Будет ли он долговечным — неизвестно. Но на сегодня, это, как выразился Д. Маккерди, — «союз изменников, возглавляемый распространителями ядерного оружия и их сторонниками». Между исламско-конфуцианскими странами и Западом разворачивается новый виток гонки вооружений. На предыдущем этапе каждая сторона разрабатывала и производила оружие с целью добиться равновесия или превосходства над другой стороной. Сейчас же одна сторона разрабатывает и производит новые виды оружия, а другая пытается ограничить и предотвратить такое наращивание вооружений, одновременно сокращая собственный военный потенциал.

 

По мнению Хантингтона, восточноазиатская синайская цивилизация в культурном плане утверждает себя и свои ценности относительно Запада из-за его быстрого экономического роста. В частности, он считает, что цели Китая состоят в том, чтобы вновь заявить о себе как о региональном гегемоне. Региональные державы, такие как Северная и Южная Корея и Вьетнам, согласятся с требованиями Китая и будут больше поддерживать Китай, а не пытаться противостоять ему. Поэтому Хантингтон считает, что подъем Китая представляет собой одну из самых значительных проблем и самую мощную долгосрочную угрозу Западу, поскольку китайское культурное утверждение противоречит стремлению Америки к отсутствию региональной гегемонии в Восточной Азии.

Хантингтон утверждает, что исламская цивилизация пережила массовый демографический взрыв, который подпитывает нестабильность как на границах ислама, так и внутри его, где фундаменталистские движения становятся все более популярными. Проявления того, что он назвал «Исламским возрождением», включают в себя иранскую революцию 1979 года и первую войну в Персидском заливе. Возможно, самым спорным заявлением Хантингтона, сделанным в статье «Иностранные дела», было то, что «ислам имеет кровавые границы». Хантингтон полагает, что это является реальным следствием нескольких факторов, в том числе ранее упомянутой мусульманской вспышки народонаселения и роста населения и исламской близости ко многим цивилизациям, в том числе к синовым, православным, западным и африканским.

Хантингтон рассматривает исламскую цивилизацию как потенциальный союзник с Китаем, имеющий больше ревизионистских целей и разделяющий общие конфликты с другими цивилизациями, особенно с Западом. В частности, он определяет общие интересы Китая и ислама в областях распространения оружия, прав человека и демократии, которые противоречат интересам Запада, и считает, что это те области, в которых эти две цивилизации будут сотрудничать.

Россия, Япония и Индия - это то, что Хантингтон называет «качающимися цивилизациями» и может выступать за любую сторону. Россия, например, сталкивается с многочисленными мусульманскими этническими группами на своей южной границе (например, в Чечне), но, по словам Хантингтона, сотрудничает с Ираном, чтобы избежать дальнейшего мусульманско-православного насилия на юге России и помочь продолжить поток нефти. Хантингтон утверждает, что появляется «китайско-исламская связь», в которой Китай будет более тесно сотрудничать с Ираном, Пакистаном и другими государствами, чтобы расширить свою международную позицию.

Хантингтон также утверждает, что цивилизационные конфликты «особенно распространены между мусульманами и немусульманами», идентифицируя «кровавые границы» между исламской и неисламской цивилизациями. Этот конфликт восходит к первоначальному толку ислама в Европу, его возможное исключение в иберийском завоевании, нападения турок-османов в Восточной Европе и Вене и европейское имперское разделение исламских народов в 1800-е и 1900-е годы.

Хантингтон также считает, что некоторые из факторов, способствующих этому конфликту, заключаются в том, что как христианство (на котором основана западная цивилизация), так и ислам:

· Миссионерские религии, стремящиеся к переходу других

· Вселенские, «все или ничего» религии, в том смысле, что обе стороны полагают, что только их вера является правильной

· Телеологические религии, то есть их ценности и убеждения представляют собой цели существования и цели в человеческом существовании.

Более поздние факторы, способствующие западно-исламскому столкновению, писал Хантингтон, - это исламское возрождение и демографический взрыв в исламе в сочетании с ценностями западного универсализма, то есть мнение о том, что все цивилизации должны принимать западные ценности, которые порождают исламских фундаменталистов. Все эти исторические и современные факторы в совокупности, Хантингтона кратко описал в своей статье «ForeignAffairs» и гораздо более подробно в своей книге 1996 года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: