Природа и общество, их диалектическое единство.




Тема 13. Природа и общество.

 

Понятие природы

 

Понятие «природа» употребляется в науке в двух основных смыслах — широком и более узком. В первом случае им обознача­ется весь окружающий нас мир, вся материя, взятая в многообразии ее форм. Природа - это все существующее в мире в тех или иных формах, включая и общество. Общество выступает как осо­бый ее сектор, подсистема объективной реальности.

В более узком смысле природа — совокупность естественных условий существования человека и человечества, гео- и биосфера, флора и фауна, образующие природную среду их обитания точнее природа в этом смысле – совокупный объект естествознания («наук о природе»). В целом природа выступает как общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему понимания и объяснения конкретного предмета изучения. Общее понятие природы разрабатывается в философии и методологии науки, которые выявляют его основные характеристики, опираясь на результаты естественных наук.. Как видим, это та ее часть, которая оказывается вовлеченной в процесс общественного производства на определенном этапе исторического развития. Конкретный человек, конкретное общество и даже чело­вечество взаимодействуют не со всей бесконечной природой, а лишь с непосредственно окружающей их. Она-то и влияет в наибольшей степени на человека и общественное развитие, хотя, как отмечают многие ученые, нельзя отрицать и влияния космической энергии, про­цессов, происходящих на Солнце, и др.

Употребительное толкование понятия природы означает толкование ее как совокупности естественных условий существования человека и человеческого общества. Понятие природы используется для обозначения как естественных так и искусственных, созданных человеком материальных условий его существования. Наиболее полное представление о них мы получаем при выделении понятий естественной и искусственной окружающей среды.

Естественная среда включает в себя: а) природные средства жизни: почвы, водные ресурсы, лесные ресурсы; б) природные средства труда: гидроресурсы, наличие судоходных рек, запасы древесины, полезные ископаемые (уголь, нефть, металлы и др.).

Искусственная среда включает совокупность всех материальных объектов, созданных человечеством для жизни и быта.

В жизни общества природная среда играет существенную роль и проявляется в следующих аспектах: 1) производственный, 2) оздоровительный, 3) познавательный, 4) нравственно-воспитательный, 5) эстетический.

Особо значимое влияние природной среды распространено на производство материальных благ, в частности на размещение производительных сил. Наибольшие успехи в производстве достигнуты там, где природные условия были разнообразнее, это способствовало развитию разносторонних потребностей человека и разделению труда.

В 18 в. возникают теории, преувеличивающие роль природной среды в общественной жизни. Они получаю название «географического детерминизма. Его основатель французский философ Ш. Монтескье утверждает, что судьбы народов и государств обусловливаются климатом. Позднее эту концепцию развивает английский социолог Бокль, отстаивающий положение о решающей роли климата и ландшафта в развитии общества, русский ученый И. Мечников указавший на первоочередную роль гидросферы, в зависимости от чего выделявший речную, средиземноморскую и океаническую цивилизации. Это направление сыграло положительную роль как материалистическое, но в конце 19 в. переродилось в реакционную политическую доктрину, оправдывающую колониальные захваты ссылками на географическое положение страны, осуществляющей экспансию – геополитику. Несостоятельность теории заключается в преувеличении роли природных законов в жизни людей, отрицание исторических изменений во взаимоотношениях общества и природы, в игнорировании интересов других стран.

Природа и общество, их диалектическое единство.

Человеческое общество представляет собой часть природы. В организме человека протекает ряд природных процессов (химических, биологических и т.п.), в силу чего он выступает в качестве естественной основы социальной деятельности в области производства, науки, политики, культуры.

Природные процессы, происходящие в обществе, приобретают социальную форму, природные (биологические) закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и др. Все они удовлетворяются в социальной форме. Биосоциальные законы выражают взаимовлияние биологического и социального начал в развитии общества.

Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития и каков характер их взаимодействия в современную эпоху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демографических проблем (о них будет упомянуто ниже, при рассмотрении вопроса №3).

Наличие у людей как природных, так и социальных свойств (способности мышления, трудовой деятельности) качественно отличает их от других природных существ и заставляет воспринимать их и общество в целом как специфическую часть природы, что позволяет избежать их отождествления. Как в отдельных людях, так и в обществе сочетаются и природные и социальные качества. Поэтому современная философия истолковывает человека как биосоциальное существо, а объективные законы развития общества как биосоциальные.

Вышедшее из лона природы общество как высшее и специфическое ее проявление. Не утрачивает с ней связей, которые осуществляются на основе их социальной деятельности (производства).

Природа была и остается естественной средой и предпосылкой существования и развития общества.

Оценивая значение природы в жизни общества, некоторые мыслители полагали, что она полностью определяет его развитие. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что выделение человечества из природы и переход его к цивилизации является источником всех человеческих несчастий. Сохранение же органического единства с природой – залог благополучия общества и каждого человека. Ценность этого суждения сегодня особо высока.

Мыслители античности (Геродот) и Нового времени (Ш. Монтескье, А. Тюрго и др.) указывали на решающую роль природы в общественном развитии. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма, утверждавшего, что природа выступает основной причиной происходящих социальных явлений. Она якобы определяет как направление хозяйственной жизни людей, так и их психофизические особенности, обычаи, взгляды и формы государственного правления. (Ш. Монтескье утверждал, что климат, почвы, географическое положение страны – причина существования разных форм государственной власти и законодательства, общественное сознание и психологию).

Со временем географический детерминизм переродился в геополитику (теорию и политическую доктрину, где главным условием развития страны выступает расширение ее территории, сфер жизненных интересов; - подход, близкий расистским доктринам).

Противоположные этой позиции т.зр. подчеркивали независимость человека от природной среды, их называли – социологизаторскими.

Родоначальником бихевиоризма был американский зоопсихолог Джон Уотсон. Бихевиоризм придаёт исключительное значение воздействию внешней среды. Его сторонники склонны сводить к минимуму роль инстинктов.

 

Естественно, что природа, в т.ч. географическая среда, влияет на экономико-политическое и духовное развитие общества. Но большее влияние на них оказывает практическая деятельность людей, направляемая их потребностями, целями, идеалами. Роль природы при этом повышается во всех направлениях деятельности человечества. Повышается и степень воздействия общества на природу, что связано с развитием науки и техники. Среда обитания человечества в философском понимании становится средой активного воздействия человеческого разума – ноосферой (noos (греч.) – ум, разум). Биосфера как сфера живой природы, включающая в себя общество, под его воздействием превращается в ноосферу, пределы которой расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума.

В.И. Вернадским и П.Тейяр де Шарденом в начале ХХ в., развившими учение о ноосфере, показано, что современная эпоха являет собой принципиально новый характер взаимодействия природы и общества. Цель концепции ноосферы – определение научных и нравственных принципов достижения гармонических отношений между природой и обществом.

Активное освоение природы человеком требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы. Человеческий разум рассматривается как специфический компонент природного мира, значение которого возрастает постоянно. Человеческая история и история природы все больше совпадают и переплетаются.

Постепенно увеличивая власть над природой по мере развития производительных сил, общество в то же время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлетворения потребностей людей и самого производства. В этом по сути заключается диалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: