Раздел 3 Основы сертификации
Лекция 24. Основные понятия и определения сертификации
План
1. Законодательная база сертификации
2. Сущность и цели сертификации
Основные определения: сертификация, сертификат
24. 1 Законодательная база сертификации
Деятельность в области сертификации в Российской Федерации регулируется следующими правовыми актами:
-законами Российской Федерации;
-подзаконными актами (указами Президента и постановлениями Правительства, нормативными актами министерств и ведомств, например, постановлениями Госстандарта РФ).
Сертификация продукции в Российской Федерации проводится на основании законов:
· «О техническом регулировании»,
· «О защите прав потребителей»,
· законов, относящихся к определенному виду деятельности:
§ «О ветеринарии»,
§ «Об оружии»,
§ «О безопасности дорожного движения»,
§ «Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса»,
§ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»,
§ «Об энергосбережении»,
§ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»,
§ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»,
§ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
§ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Базовые законы, лежащие в основе деятельности в области сертификации в Российской Федерации:
законы «О техническом регулировании» и «О защите прав потребителей».
Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения между потребителями и изготовителями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья, на получение информации о товарах и об их изготовителях.
Изготовитель обязан предоставить потребителю исчерпывающую информацию о товаре: это сведения о потребительских свойствах товара, цена и условия приобретения товара, срок годности товара, место нахождения изготовителя, а также обозначение нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары и информация об обязательном подтверждении соответствия товара.
Информация об обязательном подтверждении соответствия доводится до потребителя маркировкой товара знаком соответствия и излагается в документе, подтверждающем соответствие, в котором указываются его номер, срок действия и организация, его выдавшая.
Сертификация является формой подтверждения этого соответствия.
Закон наделяет федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, осуществляющий контроль за качеством и безопасностью товаров следующими полномочиями:
— устанавливатьобязательные требования к безопасности товаров и услуг;
— осуществлять контроль за соблюдением обязательных требований к безопасности товаров.
Закон «О техническом регулировании» принят с целью урегулировать правоотношения в области технического регулирования, достичь уровня развитых зарубежных стран в области технического регулирования, прежде всего стран-членов Евросоюза.
Закон устанавливает новую форму правового документа — технический регламент, в котором должны быть изложены обязательные требования к объектам технического регулирования. В Законе установлены содержание и применение, порядок разработки и принятия, а также виды технических регламентов.
Сущность сертификации, цели сертификации
В сферах производства, обращения и потребления продукции основными целями сертификации являются:
• подтверждение заявленных показателей безопасности продукции;
• содействие потребителю в компетентном выборе продукции;
• содействие изготовителю в реализации конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
• защита потребителя и окружающей среды от недоброкачественной, потенциально опасной и вредной продукции.
Сертификат (фр. certificat, лат. «certum» — верно + «facere» — делать) означает «сделано верно».
Сертификация представляет собой деятельность, направленную на установление и подтверждение соответствия рассматриваемого объекта определенным требованиям.
Назначение любой продукции — удовлетворить ту или иную потребность человека.
Повышению качества способствует конкуренция между производителями, которые, как правило, выходят на рынок для решения прежде всего своих задач, а не для удовлетворения потребностей покупателя.
Рынок способствует повышению качества продукции, но не гарантирует его.
Защитить потребителя от недобросовестности производителя и продавца некачественной или фальсифицированной продукции призвана сертификация.
Сертификация учитывает интересы противоположных сторон и выступает в роли своеобразного арбитра в получении объективной оценки качества продукции. Испытания и принятие решения по их результатам не могут быть доверены ни потребителю, ни производителю (как заинтересованным сторонам), а поручаются третьей независимой стороне - организации, чья компетентность, независимость и объективность признаны официально.
Сертификация регулируется и контролируется исключительно государством. (Защита граждан от опасной продукции — одна из основных обязанностей государства, при этом его роль сводится не к обеспечению всего набора показателей качества продукции, а только тех из них, которые законодательно находятся под его контролем, т. е. только показателей безопасности.
Сертификация призвана защитить потребителя от некачественной и опасной продукции предоставлять достоверную, объективную и точную информацию об ее качестве, освобождая тем самым покупателя от необходимости самостоятельно проводить сложную и трудоемкую оценку качества продукции.
Сертификация в настоящее время является наиболее эффективной формой подтверждения произведенной продукции или услуги установленным на них требованиям и повышения их конкурентоспособности, как на внутреннем, так и внешнем рынках.
Зародившись сначала как инструмент протекционизма, сертификация в дальнейшем превратилась в средство правового регулирования торговых отношений и формирования партнерства между предприятиями.
Контрольные вопросы
1.Что такое Законодательная база сертификации
2. Что такое Сущность и цели сертификации?