Лекция №6. Потребностно-мотивационная сфера





Цель: Добиться усвоения понятий: «потребность», «мотив», «цель», «установка» на уровне воспроизведения по памяти. Добиться усвоения знания пирамиды потребностей А. Маслоу. Показать важность потребностно-мотивационной сферы в структуре личности.

План:

1. Понятия «потребность», «мотив», «цель», «установка».

2. Основные потребности личности (пирамида А. Маслоу)

 

1.Устойчивой характеристикой личности является мотивационно-потребностная сфера. Эта сфера включает в себя потребности, желания, мотивы, влечения, интересы, цели и ценности. Остановимся на наиболее важных аспектах мотивационно-потребностной сферы.

Потребности– это состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребности есть у всех живых существ. Потребности, которые отражают нужды нашего организма (кислород, вода, пища, самосохранение, продолжение рода) называются органическими или биологическими. Потребности, связанные с психологическим развитием личности, называются духовными и подразделяются на моральные, эстетические и интеллектуальные.

- Органические потребности есть и у человека, и у животного. Но даже эти потребности у человека на протяжении истории его развития значительно изменились, «очеловечились». В отличие от животных человек сам производит продукты, изготавливает одежду. На характере биологических потребностей сказывается воспитание, влияние социальной среды. Даже такая потребность, как влечение к представителю противоположного пола, реализуется иначе, чем у животных. Эта потребность связана с чувством любви, уважения друг к другу, подчинена законам и обычаям, существующим в обществе. Поэтому деление потребностей на биологические и духовные, в большей степени, условно.

Если не удовлетворяются биологические потребности, то человек гибнет как индивид. Если не удовлетворяются высшие духовные потребности, то, как индивид человек продолжает существовать, но тогда гибнет его личность.

В функционировании потребностей можно выделить два этапа. Для первого характерно то, что человек не может определить предмета своей потребности. Ему чего-то хочется, а чего именно, он не знает. На этой стадии для человека характерно поисковое поведение. Человек ищет предмет своей потребности, ищет, на что направить свою активность. На втором этапе человек находит предмет своей потребности, т.е. происходит «узнавание» или «опредмечивание» потребности. В момент встречи потребности со своим предметом рождается мотив. Внешне, состояние потребности у человека связано с наличием чувства неудовлетворенности, которое и направляет актуальное поведение.

Потребности человека многообразны. Актуальной (ведущей) является та потребность, которая осознается как главная в данный момент и определяющая активность человека с целью ее удовлетворения. Удовлетворенная потребность перестает быть актуальной и уступает место другой потребности.

Невозможность удовлетворения актуальной потребности вызывает у человека страх. При этом страх неудовлетворения сильнее, чем само переживание неудовлетворенной потребности. Так, например, страх перед голодом, переживается тяжелее, чем само состояние голода.

- Этот факт нашел подтверждение в исследованиях французского врача Алена Бомбара. Он задался целью понять, почему 90% терпящих крушение гибнут в первые трое суток.

- Как вы думаете, почему? Чувство страха перед голодом, чувство обреченности (невозможность спасения) приводят к гибели.

Страх перед диетой, физической нагрузкой, страх заразиться, съесть что-то не то, психологически тяжелее, чем сама опасность.

Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности.

Мотив– это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности. А.Н. Леонтьев называл мотив «опредмеченная потребность». Другое определение гласит: мотив – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.

Мотивы, в отличие от потребностей, присущи только человеку. Мотив, который отвечает актуальной потребности, организует и направляет поведение человека. Сама по себе потребность способна породить только определенную активность организма.

Человек удовлетворяет свою потребность через достижение цели. Цели рождаются из мотивов. Человеческая жизнь не может протекать без постоянных целей и достижения результатов. Фактически вся человеческая жизнь состоит из непрерывной цепи различных целей: близких и дальних, ситуационных и перспективных.

Цель –это ожидаемый результат, на который направлено актуальное поведение.

Цель, в отличие от мотивов, всегда осознается человеком. Идеальный образ будущего результата, становится целью лишь в связи с определенной потребностью, мотивом. Тогда он приобретает побудительную силу и начинает направлять конкретные действия.

В качестве побудителей человеческого поведения выступают также установки.

Установка– это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению и деятельности, с помощью которых может быть удовлетворена та или иная потребность.

Установки бывают целевые и социальные, смысловые и профессиональные, установки на врача и на болезнь и т.д.

- Вот как характеризовал установку американский психолог У.Джеймс. «Частное лицо может без зазрения совести покинуть город, зараженный холерой, но священник или доктор, нашли бы такой поступок несовместимым с их понятиями чести. Честь солдата побуждает его сражаться и умереть при таких обстоятельствах, когда другой человек имеет полное право скрыться в безопасное место или бежать, не налагая на свое «я» позорного пятна».

Социальные установки обозначают субъективные ориентации людей на те, или иные социальные ценности, предписывающие им определенные социально принятые формы поведения.

Установки по отношению к событиям и людям могут быть позитивными (больной охотно и точно выполняющий все указания врача, придерживается установки, вытекающей из положительного отношения к медицине вообще и к врачу – в частности) и негативными, принимающими характер предубеждения.

2.Существует множество теорий и классификаций потребностей личности. Общепринята теория потребностей, разработанная А. Маслоу. Согласно его теории, все мотивы и потребности представлены в виде иерархии, отражающей количественное убывание потребностей от простых физиологических, к сложным духовным. Все они составляют т.н. пирамиду, в которой каждая последующая потребность надстраивается над предыдущей и не может реализоваться, пока не удовлетворена нижележащая.

- История, однако, знает множество примеров удовлетворения духовных потребностей, независимо от степени удовлетворения биологических.

Маслоу полагал, что люди мотивированы (т.е. стремятся) к поиску личных целей и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описал человека, как существо, которое почти всегда чего-то желает. Если одна потребность удовлетворена, тут же появляется другая и контролирует внимание и усилия человека.

- Итак, что же представляет собой пирамида Маслоу? (Рисуем на доске пирамиду, и начинаем заполнять снизу)

В основании пирамиды находятся физиологические потребности (органические): голод, жажда, половое влечение и другие.

На следующей ступени располагаются такие базовые потребности как потребности в безопасности. Это стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач.

Следующая ступень представляет собой потребность в принадлежности и любви. Она включает в себя стремление принадлежать к общности; находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.

Следующая потребность – потребность в уважении. Это стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, авторитету.

На следующей ступени располагаются познавательные потребности. Они включают в себя стремление много знать, уметь, понимать.

Следующая ступень представлена эстетическими потребностями. Это стремление к гармонии, порядку, красоте.

На высшей ступени пирамиды расположены потребности в самоактуализации. Они предполагают стремление к реализации своих способностей, к развитию своей личности.

- На практическом занятии, мы попробуем разобраться и понять, какие потребности актуальны для нас в настоящий момент, и каким мотивам подчинена наша деятельность.





Читайте также:
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.014 с.