Основное нормативно-правовое обеспечение специального образования на всероссийском уровне
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
1. КОНСТИТУЦИЯ РФ, принятая в 1993 году, является основным законом в нашей стране. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования. В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
2. Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является закон «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29 декабря 2012г.
Закон регулирует вопросы образования лиц с ОВЗ и содержит ряд статей (№ 3, 5, 12, 17, 50 и др.), закрепляющих право детей с ОВЗ, в т.ч. Детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
3. Федеральный Закон «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РФ» (принят 24.11.1995)
Устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью, нормы в нем прописаны более прогрессивно, чем в законе «Об образовании»
В статье 1 Закона изложены основные понятия:
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
Функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
4. Право детей с особыми образовательными потребностями на воспитание и обучение в дошкольных и общеобразовательных учреждениях дополнительно было подчеркнуто Статьей 6 Закона РФ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (редакция от 13.07.2015): «Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».
5. Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (документ утвержден Президентом РФ Д.А.Медведевым 04.02.2010. Пр-271)
«Новая школа - это школа для всех»
В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.»
Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней Государственной программы "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.
ДОКУМЕНТЫПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Наиболее значимым в плане обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья было постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 N 212, от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216).
В соответствии с ним созданы и функционируют
· Коррекционные (компенсирующие) учреждения
· Дошкольного образования
· Коррекционные общеобразовательные учреждения
· Коррекционные учреждения начального профессионального образования.
Данный документ признан утратившим силу (с 10.04.2014) постановлением Правительства РФ от 29.03.2014 N 245
2. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998. № 867 (с изменениями) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО- СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»
Позволило решать качественно задачи по осуществлению индивидуально-ориентированной
Педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям,
Испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
3. Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, определяющим стратегию и основные направления его развития, служит постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. Она предусматривает многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно- ориентированное обучение и воспитание.