Сергей Фоминцев
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ
В ШАХМАТЫ
СHESS-TRANSIT WORLD
«Правила шахмат не могут учесть все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе игры, и не предусматривают все организационные вопросы.
В тех случаях, которые не полностью регулируются Статьей Правил, решения должны приниматься на основе аналогичных ситуаций, рассматриваемых в Правилах.
Правила исходят из того, что арбитры обладают необходимой компетенцией, достаточным здравым смыслом и абсолютно объективны.
Кроме того, подробные Правила лишили бы арбитра свободы при принятии решения, диктуемого справедливостью, логикой и конкретными условиями.
ФИДЕ призывает все шахматные федерации принять эту точку зрения.
Любая Федерация вправе ввести более подробные Правила, но они: (а) не должны ни в чем противоречить официальным Правилам шахмат ФИДЕ; (b) ограничиваются территорией этой федерации; и (с) недействительны для любого матча ФИДЕ, чемпионата или квалификационного соревнования для получения звания ФИДЕ, или рейтингового турнира».
Правила шахмат ФИДЕ
ПРЕАМБУЛА
Игра Chess-transit World (одновременно на двух досках с перемещением фигур и пешек с доски № 1 на доску № 2 и с доски № 2 на доску № 1) ведётся по действующим правилам шахмат с использованием универсальных правил, приведённых ниже.
Автором были созданы правила, которые регламентируют перемещение фигур и пешек с доски № 1 на доску № 2 и с доски № 2 на доску № 1.
Идею хода-перемещения придумал в 1985 Евгений Фоминцев. Сергей Фоминцев много лет разрабатывал эту идею в шахматах, шашках и других настольных играх на шахматной, стоклеточной и нетрадиционных досках.
Активное участие в анализе игры Chess-transit World принимает международный гроссмейстер Игорь Владимирович Глек, чемпион Москвы, международный мастер (IM) Клементий Сергеевич Сычёв и международный мастер (IM) Владимир Вячеславович Захарцов.
В Chess-transit World может играть шахматист любой квалификации практически сразу после знакомства с настоящими правилами.
Универсальные правила Chess-transit World можно применять не только к шахматам, но и к огромному разнообразию игр в шашки, например, к армянским, турецким, бразильским, итальянским, канадским, 80-и клеточным и косым шашкам, чекерсу, пулу и всем видам игр в поддавки.
Можно использовать ход-перемещение на вторую доску при игре в го.
Даже в настольный теннис можно играть на двух столах, используя «ход-перемещение» - совершать подачу с первого на второй стол и со второго на первый.
Надеемся, что наши универсальные правила помогут любителям и профессионалам подняться на новые ступени мышления и развития силы практической игры как в классических шахматах, так и в игре Chess-tranzit.
СHESS-TRANZIT WORLD
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ
РАСПОЛОЖЕНИЕ ДОСОК
Доска № 1 располагается между партнёрами, доска № 2 располагается справа от игрока, играющего белыми фигурами.
НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА
Перед началом игры пешки и фигуры расставляются только на доске № 1 по общепринятым правилам.
На доске № 2 перед началом игры пешки и фигуры не расставляются.
Доска № 1 Доска № 2
ХОДЫПЕШЕК И ФИГУР
Ходом в игре считается передвижение пешки или фигуры на досках № 1 и № 2 по действующим правилам FIDE.
ХОД-ПЕРЕМЕЩЕНИЕ
Ходом в игре также считается перемещение фигур и пешек с доски № 1 на доску № 2, с доски № 2 на доску № 1.
Игроки могут делать ходы и ходы-перемещения на обеих досках в любой последовательности, если ход или ход-перемещение не запрещён правилами.
Ход-перемещение считается сделанным, если игрок коснулся доски № 2 фигурой или пешкой с доски № 1, если коснулся доски № 1 фигурой или пешкой с доски № 2.
Если игрок готов сделать ход-перемещение, то он должен предварительно объявить сопернику: «transit».
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ
Фигуры и пешки могут совершать ход-перемещение с доски № 1 на доску № 2 из начальной позиции.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО
Перемещение пешек и фигур невозможно в следующих случаях:
- если финишное поле занято;
- если король при перемещении попадёт на атакованное финишное поле;
- если после хода-перемещения фигура или пешка атакуют короля.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО
После получения мата (или зафиксированного ничейного результата) король обязан сделать ход-перемещение.
Если финишное поле атаковано, король не может совершить ход-перемещение, считается при этом заматованным.
Если финишное поле занято, король не может совершить ход-перемещение, это положение считается патовым1.
Если король поставившего мат игрока находится на доске во время мата, то он обязан сделать ход-перемещение сразу после заматованного короля, если короля нет на этой доске во время мата, то фигуры и пешки могут делать ходы-перемещения в любой последовательности.
После объявления мата или фиксации ничьи фигуры и пешки могут делать только ходы-перемещения.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ-ПРОИГРЫШ2
Если после хода игрока у него не останется ни одной фигуры или пешки на доске № 1, то на доске № 1 ему засчитывается поражение и игра продолжается только на доске № 2.
СТАРТОВОЕ ПОЛЕ
Стартовое поле – поле, с которого перемещается фигура или пешка.
ФИНИШНОЕ ПОЛЕ
Финишное поле – поле, на которое перемещается фигура или пешка.