Изучение языка и речи в психолингвистическом аспекте берет своё начало в 20 веке, хотя предпосылки исследований такого рода обнаруживаются значительно раньше.
Понятие языковой способности было введено в отечественную психолингвистику А. А. Леонтьевым. Исследователь определяет языковую способность как «психофизиологический механизм, обеспечивающий владение и овладение языком ».
Существует две точки зрения в вопросе зарождения и формирования языковой способности. 2 т.з. на формирование:
1. Принята в американской психолингвистике. Согласно этой позиции языковая способность считается заложенной в человеке при рождении биологически и развивается по мере развития ребенка.
2. Другая точка зрения, отражающая позиции отечественной (бывшей советской) психолингвистики, подчеркивает, что языковая способность – это по сути своей социальное образование, которое формируется в процессе деятельности общения.
Некоторые современные исследователи придерживаются не столь радикальной позиции: они считают, что языковая способность, представляет собой одну из психических функций человека. И, как все прочие психические функции, она способна к развитию, которое связано как с врожденными задатками, так и с внешними факторами – взаимодействием человека со средой и обучением. Причём развитие ее не заканчивается с завершением возрастных изменений, а при благоприятных условиях может продолжаться на протяжении всей жизни.
А. М. Шахнарович конкретизирует понятие языковой способности и говорит о нем как о «многоуровневой иерархически организованной функциональной системе, формирующейся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития».
Предполагается, что уровни языковой способности совпадают с уровнями языка. А. М. Шахнарович говорит о выделении фонетического, лексического, грамматического уровней (в том числе словообразовательного и синтаксического подуровни). Румянцева предлагает выделять также просодический уровень языковой способности, связанный с первичным восприятием звучащей речи. Под просодией исследователь понимает ритмико-интонационный рисунок речи. Языковую способность как целое понимается Румянцевой как психическую и психофизиологическую функцию человека, заложенную биологически и генетически, но формируемую и развиваемую социально на основе особой анатомо-физиологической и нейрофизиологической организации человека; функцию, обеспечивающую возможность человеческой психике отражать и обобщать внешний языковой материал, переводя его в особые внутренние коды в виде неосознаваемых и осознаваемых правил языка.
Такое представление о структуре языковой способности следует воспринимать как научную модель. В действительности дело обстоит иначе. Человеческий мозг, получая информацию в синтетическом виде, обрабатывает ее сразу на всех уровнях.
Языковая способность не существует и не может существовать автономно, без речи, по меньшей мере в силу своей природы. Человек овладевает языком и речью параллельно, причём языковые конструкции и правила построения высказываний «даются» человеку в речи окружающих его людей. Это положение даёт основание некоторым исследователям говорить о наличии речевой способности. В таком противоположении возможно понимать языковую способность как потенцию, а речевую способность как реализацию.
Реализацией речевой способности (реализация реализации) является речевая деятельность.
Под речевой деятельностью понимают:
1) один из трёх аспектов языка наряду с психологической «речевой организацией» и «языковой системой»; «языковой материал», включающий сумму отдельных актов говорения и понимания. Такое употребление понятия речевой деятельности встречается в работах Л. В. Щербы и некоторых других отечественных учёных. С данным пониманием речевой деятельности связано распространённое в методике преподавания иностранных языков понятие «виды РД», к которым относятся говорение, аудирование, чтение и письмо.
2) Вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.). Понятие речевой деятельности в этом значении восходит к психологическим работам Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. Речевая деятельность, согласно данной концепции, психологически организована подобно другим видам деятельности, т. е., с одной стороны, характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, эвристическим характером, с другой – состоит из нескольких последоватательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль; применительно к речевой деятельности эти фазы впервые выделил Выготский).
Понятие РД является специфическим для отечественного направления в психолингвистике, и его представители часто употребляют термин «теория РД» в качестве синонима термина «психолингвистика».
Существуют три обязательные составляющие характеристики речевой деятельности: структура, предметное содержание и сложный механизм..
А. Н. Леонтьев утверждал, что речь не обязательно называть деятельностью, речь вплетается в канву всех других деятельностей.
Речевая деятельность - это процесс активного целенаправленного взаимодействия между людьми в ходе общения. Речевая деятельность связана с другими видами человеческой деятельности:
1) с мыслительной деятельностью;
2) с мнестической деятельностью (памятью);
3) с нейромоторной деятельностью.
Речевая деятельность по двум каналам связана с другими видами человеческой деятельности:
1. Речевая деятельность является частью психической жизни человека, поэтому она будет связана с подобными видами психической деятельности (познавательной, интеллектуальной, мнестической, сенсорной, перцептивной, коммуникативной, моторной);
2. Речевая деятельность также будет связана с ведущей деятельностью возраста: предметно-практической => игровой => учебной => профессиональной. Профессиональная деятельность может быть: трудовой, интеллектуальной, смешанной.
Классификация видов речевой деятельности:
1) по характеру речевого общения все виды речевой деятельности дифференцируется на:
- устные: говорение, аудирование. К устным видам речевой деятельности у человека формируется наследственная предрасположенность;
- письменные: письмо, чтение. Они требуют целенаправленного обучения. Трудности овладения письмом и чтением объясняются тем, что в них отражен самый сложный внешний графический образ.
2) по выполняемой в процессе общения роли они дифференцируется на:
- инициальные - это побуждающие речевые акты. Данные виды речи выступают инициаторами (говорение и письмо);
- реактивные - ответные виды речевой деятельности, отвечают на инициативу. Это чтение и аудирование.
3) по направленности осуществляемой человеком речевой деятельности на прием и выдачу сообщения:
- рецептивные - принимают речевой продукт (аудирование, чтение);
- продуктивные - создают речевой продукт (говорение и письмо).
4) виды речевой деятельности могут быть дифференцированы с учетом способов общения или форм речи:
- внешняя устная речь (говорение, аудирование);
- внешняя письменная речь (письмо и чтение);
- внутренняя речь (мышление).
Речевая деятельность представлена тремя основными уровнями:
I) мотивационно-побудительный уровень. Этот уровень характеризуется сложным взаимодействием мотивов, потребностей и целей действия.
- Потребность является основным источником речевой деятельности (желание говорить). Потребность всегда имеет коммуникативно-познавательную ориентацию, она является предпосылкой к речевой деятельности. Сама же по себе потребность не может определить конкретную направленность деятельности. Потребность получает свою определенность только в мотиве, она как бы находит себя в нем, опредмечивается в мотиве.
- Мотив - это опредмеченная потребность, это то же желание говорить, но уже направленное на предмет. Это значит в голову человеку, который намеревается говорить, уже приходит какая то мысль.
- Цель - это то, к чему мы стремимся в момент речи. В условиях разговора мы так же можем встречаться и с немотивированной речью.
Сам по себе этот уровень чрезвычайно значим.
II) операционально-технический уровень. Он представлен двумя фазами:
а) ориентировка в речевой ситуации. Включает в себя три глобальных момента: изучение условий, в которых протекает речевая деятельность; выделение предмета разговора; выделение основных свойств предмета разговора.
б) формирование модели высказывания. Здесь выделяются два процесса:
- смысловое программирование будущей речи. Поиск ответа на вопрос: "Что я должен сказать?". Здесь мы работаем над содержанием высказывания, которое включает три составляющие:
1) введение в тему с подчеркиванием ее важности, актуальности;
2) передача основной мысли, основного содержания темы;
3) выводы или заключение.
Специфика смыслового программирования заключается в том, что мы строим план будущей речи. Программируя содержание, в нашем сознании работает два закона: один закон - на развертывание текста (контаминация) и один на сжатие текста (процесс компрессии).
- оформление основной программы высказывания средствами языка:
а) Лексически. Важно иметь в виду, что здесь мы осуществляем выбор слов. Важно выбрать слова для конкретной речевой ситуации.
б) Грамматически. Комбинируем отобранные слова и объединяем их в структуре целого предложения
III) исполнительный (реализующий) уровень.
На этом уровне мы включаем артикуляцию, речевую просодику.
Все уровни пронизывают две обязательные задачи:
1) операция оценки;
2) операция контроля, которую осуществляет сам говорящий человек.
Продукт речевой деятельности - это то, в чем объективируется, материализуется речевая деятельность. В продуктивных видах речевой деятельности (говорение, письмо) - продуктом речевой деятельности выступает связное высказывание или текст. В рецептивных видах речевой деятельности (аудирование, чтение) - продуктом является умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции.
Результат речевой деятельности - это реакция окружающих на продукт нашей речевой деятельности.