13.04.2020
А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Родная природа в лирике А.Ахматовой, С.А. Есенина («Мелколесье», «Пороша»), А.Ахматовой («Перед весной бывают дни такие…».)
Прочитать статьи в учебнике с.158-164.
Прочитать и сделать анализ стихотворений А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой с.158-164. Заполнить таблицу.
Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем стихов русских поэтов 20 века является человек, его чувства и переживания. Поэтому мы немного познакомимся и с самими поэтами.
В XX веке русские поэты по-прежнему внимательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты предыдущего столетия. Только поэтический язык заметно изменился: в нем появилось больше индивидуальных метафор, эпитетов и сравнении.
Родился Александр Александрович Блок 28 ноября 1880 года в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Отец, Александр Львович Блок, - юрист, профессор права Варшавского университета, мать, Александра Андреевна, урождённая Бекетова - переводчица. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, А.Н.Бекетова, профессора-ботаника. Каждое лето будущий поэт проводил в его подмосковном имении Шахматове. Детство его было почти безоблачным – он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки. Писать стихи начал с пяти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-1901г.
Блок окончил Введенскую гимназию, затем учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета.
В 1903 году женился на дочери знаменитого учёного Д.И.Менделеева Любови Дмитриевне. После женитьбы жизнь его была внешне спокойной, счастливой, светлой, а «в стихах лихорадка ужаса, предчувствие гибели» (К.Чуковский). Главные мотивы поэзии Блока этого времени – осмысление «страшного мира», осознание трагедии современного человека.
|
Какова же основная тема его стихов? «Стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своём устремлении – как стрела, прямой, как стрела, - действенный… Ведь здесь – жизнь или смерть. Счастье или погибель».
Для Блока Россия – Святыня. Революцию он воспринял как стихию, ветер. До революции Россия для Блока – это даль, простор, путь. После революции – ветер, гибельный, отчаянный, чёрный.
Умер Блок 7 августа 1921 года в Петрограде, оставив нам удивительное лирическое наследие.
Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области (Показывает фотографии родителей). Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.
Сергей был озорным, здоровым мальчиком, любил пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой.
В пять лет Сергей научился читать.. Первые стихи начал писать с 8-9 лет. Получив образование, уезжает в Москву, но часто из столицы приезжает в свою родную деревню.
|
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.
В автобиографии «Коротко о себе» Ахматова пишет (читает подготовленная ученица): «Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет.
Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже научилась говорить по-французски.
Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет.
Училась я в Царскосельской женской гимназии.
В 1907 году я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.
В 1910 году я вышла замуж за Н.С.Гумилёва, и мы поехали на месяц в Париж. Переехав в Петербург, я училась на Высших историко-литературных курсах Раева.
1 октября 1912 года родился мой единственный сын Лев.
После Октябрьской революции я работала в библиотеке Агрономического института.
Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолёте в Москву.
До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам.
В июне 1944 года я вернулась в Ленинград.
В послевоенные годы я много переводила…»
|
Домашнее задание.
Прочитать стихотворения А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой с.158-164. Заполнить таблицу.
Выучить 2 стихотворения данных поэтов на выбор.
Автор | Н.Рубцов | ||||||
Название | «Летний вечер» | «О, как безумно за окном...» | «Мелколесье. Степь и дали...» | «Пороша» | «Перед весной бывают дни такие...» | «Звезда полей» | |
Образ | Природа | ||||||
Глаголы | Тревога, тоска, покой летнего вечера, неясность цели | ||||||
Краски | Розовый, красный, серый, чёрный | ||||||
Идея | Изображение красоты, спокойствия и умиротворения летнего вечера. | ||||||
Художественные средства выразительности | |||||||
Эпитеты | Последний луч, розовая дремота, красный диск луны. | ||||||
Олицетво-рение | Лучи лежат, трава объята дремотой, замирает песня. | ||||||
Сравнение | |||||||
Метафора | |||||||
Эпи́тет (гр. epitheton — приложение) — художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему: «Месяц величаво поднялся на небо...»
Олицетворе́ние — изображение неживых предметов в виде живых существ: «вьюга злилась».
Сравне́ние — изображение одного предмета путём сравнения его с другим. У Гоголя «чёрт поджаривал... грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу».
Мета́фора (гр. metaphora — перенос) — слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство. «Тенькает синица меж лесных кудрей» — кудрями названа листва, потому что она похожа на кудри человека. В нашей речи много метафор: шляпка гриба, ручка двери, узел связи.