История и основные положения деятельностного подхода в психологии




Деятельностный подход рассматривает психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессе деятельности индивидов. При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном развитии.

Рубинштейн – принцип единства сознания и деятельности (20-е гг.). Рубинштейн ввел понятие психической деятельности. Внутренний мир – это не данность, а специфическая активность.

Вне деятельности у человека не сможет развиться сознание. И без сознания никакая деятельность невозможна. Любая психическая активность – это деятельность.

Познавательные процессы – это сложные процессы деятельности. Всякое действие исходит из мотивов и направляется на цель, разрешает задачу и выражает отношение человека к окружающему.

Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания и, т.о., перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители. С другой стороны осознанность действия зависит от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. Определение деятельности невозможно в отрыве от сознания. Разные движения могут означать разные поступки. Поведение человека не сводиться к простой совокупности реакции, оно включает систему сознательных действий, которое отличается от реакции иным отношением к объекту. Действие - сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становиться поступком по мере того, как его отношение к субъекту поднялось в план сознания и превратилось в сознательное отношение. Единство сознания и поведения раскрывается в самом их содержании. Их единство основывается на единстве сознания и бытия, объективное содержание которого опосредует сознание. Действие и поступок не могут быть определены вне своего отношения к внутреннему содержанию сознания. С другой стороны осознание моих собственных переживаний совершается через раскрытие их отношений к внешнему миру. Через деятельность субъекта его психика становиться познаваема для других. Для познания психики нужно исходить из принципа единства внутренних и внешних появлений. Психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно - через отношение к объективному миру.

Деятельность - взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру. Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного продукта, который создается в деятельности и является ее целью: практическая (трудовая) и теоретическая (познавательная) деятельность.

Леонтьев – разрабатывал теорию деятельности в 30х годах в Харькове. За сознанием стоит деятельность и поэтому стоит изучать именно ее. Постулат непосредственности гласит, что психологическое отражение определяется внешним воздействием раздражителей, попадающих на органы чувств. Постулат исключает активность самого субъекта. Но Леонтьев говорил, что между стимулом и реакцией стоит активность самого субъекта. Соответственно предметом психологии должна быть не психика, не поведение, а деятельность.

Свойства деятельности:

1. Предметность. Предмет деятельности может быть нематериальным (идеальным), материальным, может быть просто в восприятии. Принцип предметности разрабатывался в 30е гг. в Харькове Гальпериным и Запорожцем. Они считали, что любое человеческое действие предметно.

2. Структура деятельности. Деятельность всегда связана с наличием ее мотива (побудителя деятельности). Он может быть осознанным или неосознаваемым. Внешне деятельность может быть одна и та же, но ее побудители будут разными. В деятельности должна быть цель, т.е. образ желаемого результата. Деятельность состоит из действий, а действия из операций. Задача – это цель, данная в определенных условиях. Деятельность осуществляется через решение самых разных задач. В отличии от мотива цель осознаваема всегда. Действия и операции могут переходить друг в друга. Деятельность и действия также могут переходить друг в друга.

3. Единство внешней и внутренней деятельности. Исходной всегда является внешняя деятельность. Интериоризация – превращение внешней деятельности во внутреннюю. Это превращение внешних практических действий с предметами в умственные действия. Экстериоризация – обратный процесс. Эти два процесса взаимосвязаны.

Внутри каждого типа деятельности можно выделить отдельные виды деятельности по различию их предметов — мотивов. Еще в 30-е гг. XX в. в школе А. Н.Леонтьева была выделена, а в последующие десятилетия тщательно разработана структура отдельной деятельности. Представим ее в виде схемы: Деятельность — Мотив (предмет потребности). Действие — Цель. Операция — Задача (цель в определенных условиях).

Цель как психологическая категория. Целепологание.

3 смыла в трактовке понятия:

* понимание цели как специфическое назначение приема (то, что получится и мыслится как цель);

* объективное изменение без вмешательства идеального фактора (субъекта);

* цель может пониматься как идеальный и желанный образ будущего результата активности, порождается сознанием.

Характеристики цели:

* цель - это всегда феномен сознания;

* цель всегда характеризуется осознанностью;

* направляет и регулирует нашу активность;

* цель реализуется в деятельности и через нее воплощается в результат;

* осуществление цели происходит как ее развертывание в системе Цель-Средство-Результат;

* цель явл. специфической формой представленности будущего в сознании.

Целеполагание – процесс порождения и становления цели. Цели не возникают одномоментно, есть подготовительный этап, все компоненты осознаются не в равной степени. Образ желаемого будущего может все время претерпевать изменения.

Потребность как психологическая категория. Функции и динамика потребностей.

Потребность – состояние нужды. Данное определение не явл. точным отображением понятия. Потребность – это состояние индивида, выражающее его зависимость от конкретных условий его существования и развития.

Само по себе состояние нужду не способно выразить целенаправленную деятельность индивида. Такую деят-ть вызывает потребность. Поэтому одной из главных функций явл. побудительная и направляющая. Иначе. состояние нужды, по мнению Леонтьева, способно вызвать только поисковое поведение, а потребность способна побудить к действиям, но и побуждает к осознанной целенаправленной деят-ти.

Динамика потребности проявляется в том. что потр-ть возникает, достигает своей критической точки, требует удовлетворения после чего исчезает. Через определенное время потр-ть может возникнуть заново, даже после полного удовлетворения (особенно физиологич. потр-ти). Некоторые потребности могут удовлетворяться частично, например, любовь (нас любят – мы не любим).

Мотив – общая характеристика и функции. Мотив - предмет потребности, материальный или идеальный. Мотив имеет объективную и субъективную стороны. Функции мотивов: ф-ция побуждения и смыслообразования. От объективной стороны – ф-

ция побуждения. От субъективной стороны - ф-ция смыслообразования, дает эмоциональную окраску. Деятельность полимотивирована, но мотивы подчиняются иерархии. Ведущий мотив наполнен личностным смыслом. (Мотив с целью не совпадает).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: