Пример. Рассчитать электрическую цепь синусоидального тока со смешанным соединением приемников.
Для схемы, изображенной на рис. 6, известно, что
U = 120 B, r1 = 10 Ом, r2 = 24 Ом, r3 = 15 Ом,
L1 = 19,1 мГ, L3 = 63,5 мГ, С2 = 455 мкФ, f = 50 Гц.
Рис. 6
Определить токи в ветвях цепи, напряжения на участках цепи , активную, реактивную и полную мощности и построить векторную диаграмму.
Решение. Выражаем сопротивления ветвей цепи в комплексной форме:
Z = r ± jx = ze+jφ;
Z1 = r1+jωL1 = 10+j2π•50•19,1•10-3 = 10+j6 Ом.
Переходя от алгебраической формы записи комплексного числа к показательной, получаем: Z1 = z1e jφ1 = 11,6e j31˚ Ом,
где Ом = 25e-j16˚ 15′ Ом;
Z3 = r3+jωL3 = 15+j2π•50•63,5•10-3 = 15+j20 Ом =25e j53˚ 05′ Ом.
Рис. 7
Выражаем заданное напряжение U в комплексной форме. Если начальная фаза напряжения не задана, то её можно принять равной нулю и располагать вектор напряжения совпадающим с положительным и направлением действительной оси. В этом случае мнимая составляющая комплексного числа будет отсутствовать (рис. 7):
= U = 220 В.
Полное комплексное сопротивление цепи
Ом.
Определяем ток в неразветвленной части цепи:
A.
Токи и в параллельных ветвях могут быть выражены через ток в неразветвленной части цепи:
= A;
= A.
Токи и можно найти и по-другому:
Найдем мощности всей цепи и отдельных её ветвей:
Для определения активной и реактивной мощностей полную мощность, выраженную комплексным числом в показательной форме, переводим в алгебраическую форму. Тогда действительная часть комплекса будет представлять собой активную мощность, а мнимая – реактивную:
откуда
Р = 494 Вт; Q = 218 вар.
Активную и реактивную мощности можно найти и по-другому:
Р = Re Вт;
|
Вт; Вт;
Вт.
Проверка показывает, что Р = Р1 + Р2 + Р3.
= 120 • 4,5 sin 23˚55′ = 218 вар;
вар; вар;
вар.
Учитывая, что Q 1 и Q 3 положительны (реактивная мощность индуктивных катушек), а Q 2 отрицательно (реактивная мощность конденсатора), получим
Q = Q1 – Q2 + Q3 = 218 вар.
На рис. 8 приведена векторная диаграмма токов и напряжений, построенная по расчетным данным. Порядок её построения следующий: по результатам расчетов отложены векторы токов и , затем по направлению отложен вектор и перпендикулярно к нему в сторону опережения – вектор . Их сумма дает вектор Z1 . Далее в фазе с построен вектор и перпендикулярно к нему в сторону отставания вектор , а их сумма дает вектор напряжения на параллельном участке U bc. Тот же вектор может быть получен, если в фазе с отложить и к нему прибавить вектор , опережающий на 900. Cумма векторов Z1 и U bc дает вектор приложенного напряжения U.
Рис. 8
Задача 3. Для электрической цепи, схема которой изображена на рис. 3.1 – 3.17, по заданным в табл. 3 параметрам и линейному напряжению, определить фазные и линейные токи, ток в нейтральном проводе (для четырехпроводной схемы), активную мощность всей цепи и каждой схемы отдельно. Построить векторную диаграмму токов и напряжений.
Таблица 3
Номера | UЛ, В | R a, Ом | R b, Ом | R c, Ом | Х a, Ом | Х b, Ом | Х c, Ом | R ab, Ом | R bс, Ом | R cа, Ом | Х ab, Ом | Х bс, Ом | Х cа, Ом | |
вари анта | Рис. | |||||||||||||
3.1 3.1 3.1 3.2 3.2 3.2 3.3 3.3 3.3 3.4 3.4 3.4 3.5 3.5 3.5 3.6 3.6 3.6 3.7 3.7 3.7 3.8 3.8 3.8 3.9 3.9 3.9 3.10 3.10 3.10 3.11 3.11 3.11 3.12 3.12 3.12 3.13 3.13 3.13 3.14 3.14 3.14 3.15 3.15 3.15 3.16 3.16 3.16 3.17 3.17 3.17 | 16,8 16,8 16,8 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | 14,2 14,2 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - - - - 16,8 16,8 16,8 - - - - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - - - - 14,2 14,2 14,2 - - - - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - |
|
Рис. 3.1 Рис. 3.2 Рис. 3.3
Рис. 3.4 Рис. 3.5 Рис. 3.6
Рис. 3.7 Рис. 3.8 Рис. 3.9
Рис. 3.10 Рис. 3.11 Рис. 3.12
Рис. 3.13 Рис. 3.14 Рис. 3.15
Рис. 3.16 Рис. 3.17