Предмет и назначение философии




Термин «философия» греческого происхождения. Образован он соединением двух слов: philos, что означает любовь, или philia – дружба, привязанность, симпатия; и sophia – мудрость. Краткая этимологическая расшифровка звучит как "любовь к мудрости". Первым, кто употребил это слово, был Пифагор (6 век до н.э.). Окончательно закрепили его использование Платон и Аристотель (4 век до н.э.).

Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди. Поэтому античную философию можно считать родоначальницей всех наук, первой попыткой логического, рационального познания мира. В современном понимании философия включает в себя не всякие знания. Философия представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия есть теоретическое осмысление действительности.

Философия – это не просто наука, это особая область духовной деятельности человека, целью которой является осмысление наиболее общих законов развития природы и общества, методов познания окружающего нас мира, назначения и места человека в нем. Поэтому по своей проблематике философия очень тесно смыкается и с мифологией, и с религией, и с наукой. Но, в отличие от религии, философия не признает догматов, ее отличает свобода мысли, и опирается она, прежде всего, не на чувства и мистический опыт, а на логику и разум. Это роднит философию с наукой, но при этом философия изучает предметы, к которым не применимо точное знание, экспериментальные методы, характерные для естественных наук. В связи с этим Бертран Рассел назвал философию «Ничьей Землей», подчеркивая ее уникальное место в духовной культуре человечества.

Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру; и круг философских проблем связан непосредственно с кардинальными вопросами человеческого бытия: Что такое мир? Закономерен он или хаотичен? Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Познаваем ли мир?

И.Кант в «Критике чистого разума» сформулировал три важнейших вопроса, на которые пытается ответить философия: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» И все эти вопросы, по мнению Канта, синтезируются в одном, самом главном вопросе: «Что есть человек?»

В соответствии с этими вопросами в классической и современной философии выделяют следующие разделы:

1) онтология (от греч. óntos – сущее) – учение о бытии, о наиболее общих законах развития природы и общества (что есть мир?).

2) гносеология (от греч. gnosis – знание, познание) или эпистемология (от греч. epistéme — знание) – учение о познании, раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности процесса познания, условия и критерии его достоверности (познаваем ли мир?)

3) аксиология (от греч. axia – ценность) – учение о природе ценностей (духовных, этических, эстетических, религиозных, культурных и т.д.). Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?». Это – основной вопрос аксиологии. С ним непосредственно связан и другой важнейший вопрос: ради чего должен жить человек? (Ради чего должен жить человек? – т.е. вопрос о смысле и назначении человеческого бытия).

 

 

Основные функции философии:

1. Мировоззренческая. Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира и месте человека в нем. Оно может быть обыденным или теоретическим. Обыденное мировоззрение представляет собой неупорядоченную, разрозненную, отрывочную систему взглядов, формирующихся на основе знаний, полученных в результате повседневной практической деятельности людей. Теоретическое мировоззрение – это обобщенная, упорядоченная, логически построенная система взглядов, с целью объяснения сущности мира, человека и его отношения к миру (ради чего и зачем стоит жить?). Именно философия дает общий взгляд на мир. Если частные науки расчленяют окружающую действительность на узкие сферы рассмотрения, то философия ставит своей задачей изучение мира в его целостности, взаимосвязанности и взаимообусловленности. Таким образом, философия составляет основу мировоззрения и в этом ее главная мировоззренческая функция.

2. Методологическая. Методология буквально означает учение о методах. В современном понимании методология является системой определённых способов, приёмов, средств организации деятельности. Философское учение дает общую методологию как научной, так и практической преобразующей деятельности людей (как жить в мире, познавать и преобразовывать его?).

3. Гуманистическая (аксиологическая, общекультурная, воспитательная). Философия играет важную воспитательную роль, значительно способствуя духовному развитию личности. Она приобщает ее к общечеловеческим ценностям, к мировой культуре, формирует и развивает основы и навыки теоретического мышления.

 

Философия не представляет собой целостного единого учения, она предстает как совокупность различных учений, направлений, школ, систем, концепций. Различные философские учения конкурируют между собой, обосновывая свои положения, критикуют другие школы и направления. Исторически каждая философская система предполагает критическое преодоление предшествующих философских систем. Но не одно из этих учений не отвергается с течением времени всеми философами. Каждое из них имеет своих сторонников, каждое из них имеет право на существование, поскольку все они исходят из таких всеобщих положений, которые не могут быть проверены практикой, и не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: