Примерная схема анализа произведения (памятника) древнерусской словесности




ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(XI – XVII вв.)

Курс

Направления «Филология» и «Педагогическое образование»

График проведения текущей аттестации (рейтингового контроля)

 

 

Дата мероприятия Тема контрольной работы (раздел курса) Баллы Примечание
Рейтинг 1 Введение. Специфика древнерусской словесности    
25.09.2015 Характеристика интернет-источников по истории древнерусской литературы и культуры (домашнее задание) 10  
05.10.2015 Специфика древнерусской словесности (книга академика Д.С. Лихачёва «Поэтика древнерусской литературы») 10  
Рейтинг 2 История русской литературы XI – XIII вв.    
20.10.2015 Собеседование о проблемах русской литературы периода Киевской Руси. Проверка знания текстов произведений (жанры: летопись, житие, хождение, проповедь, воинская повесть) 10  
27.10.2015 Письменная работа: характеристика образа одного из персонажей произведения древнерусской словесности: Летописца (Повесть Временных лет), Владимира Мономаха (Поучение Владимира Мономаха), Бориса и Глеба (Житие Бориса и Глеба), Игоря и Всеволода (Слово о полку Игореве), Путешественника (Хождение игумена Даниила) и др. 10  
Рейтинг 3 История русской литературы XIII – XVI вв.    
17.11.2015 Письменная работа    
  Сопоставление одного из произведений древнерусской словесности XIII, XIV, XV или XVI вв. с произведениями образами русской словесности XI – XIII вв. 10  
  Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (ответ на вопрос по тексту произведения) 10  
Рейтинг 4 История русской литературы XVII в.    
08.12.2015 Комплексный анализ одного из памятников литературы XVII вв. Характеристика особенностей одного из жанрово-стилевых явлений литературы XVII вв. (исторической повести, старообрядческой словесности, бытовой повести, народной сатиры, драматургии, поэзии, литературы барокко) 10  
  Выполнение исследовательской работы (сопоставление произведений древнерусской словесности и произведений современной русской литературы на тему древнерусской истории) 10  
Рейтинг 5 Итоговая работа 20  
22.12.2015 Тест    
  Всего:    

 


Критерии оценки

 

Анализ художественного произведения

 

1. Знание текста произведения (памятника): его персонажей и основных сюжетных линий), использование текста произведения в работе (0 – 3 балла)

0 баллов – текст памятника не прочитан

1 балл – имеется только самое общее представление о содержании текста

2 балла – имеется общее представление о содержании текста (его персонажах, сюжете произведения), но отсутствует знание ряда существенных деталей

3 балла – текст хорошо прочитан и понят, работа демонстрирует знание текста

 

Дополнительные баллы (по 1 баллу за выполнение каждого критерия):

 

1. Понимание главных исторических особенностей периода создания памятника

2. Знание истории создания текста произведения и / или истории его открытия

3. Понимание содержания произведения (его тематики, проблематики,

выраженной в нем идеи), умение самостоятельно анализировать содержание произведения

4. Понимание особенностей художественной формы памятника (жанрового своеобразия, особенностей построения системы образов, сюжета и композиции, символики, использованных художественных приемов), умение самостоятельно анализировать форму произведения

5. Понимание места произведения в историко-культурном процессе, выраженных в нем традиций (проблемно-тематических, жанровых, стилевых и т.п.), связей с библейскими текстами и с народным творчеством (фольклором); новаторство произведения и его воздействие на литературу XIX – XXI вв.

6. Знание литературоведческих (или исторических) концепций, связанных с текстом памятника (исследований Д.С.Лихачева, А.М.Панченко, А.Н.Рыбакова и др.), использование литературоведческих концепций в процессе анализа текста

7. Умение провести аргументированное сопоставление текста анализируемого произведения с другим памятником древнерусской письменности

 

Итого: максимум 10 баллов

 

Примерная схема анализа произведения (памятника) древнерусской словесности

 

1. Время создания памятника (основные историко-культурные особенности периода создания произведения), информация об его авторе (если он известен), история открытия памятника в XIX веке (если она известна). Исторические события, описанные в тексте памятника или повлиявшие на его создание

2. Жанровая принадлежность произведения (памятника), его внеэстетическая функция

3. Система образов, сюжет произведения

4. Идейная позиция автора текста

5. Связь текста памятника с традициями византийской и древнерусской словесности, русского народного творчества (фольклора). Использование в его тексте религиозных (библейских) образов и сюжетов

6. Особенности осмысления в произведении времени и пространства

7. Символика в тексте памятника.

8. Особенности языка произведения. Риторические приемы, использованные автором для усиления воздействия на читателя

9. Индивидуальные особенности памятника (отличающиеся от особенностей, связанных с традицией)

10. Следы воздействия на произведение других жанров древнерусской литературы. Связь с другими памятниками древнерусской письменности.

11. Позиции (точки зрения исследователей) по поводу произведения (если известны)

12. Значение памятника для развития русской литературы. Использование его текста в произведениях русской литературы XIX - XX вв. (если примеры такого рода известны)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: