ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИТ-ПРОЕКТА




 

Жизненный цикл проекта выступает основным элементом представления проектного анализа. Жизненный цикл проекта – это время от первой затраты до последней выгоды проекта. В целом жизненный цикл проекта показывает развитие работы, которая ведется на различных этапах подготовки, реализации и эксплуатации проекта. В описание жизненного цикла входит определение различных этапов разработки и реализации проекта.

Жизненный цикл является некой определенной схемой или алгоритмом, посредствам которого устанавливается определенная последовательность действий на этапах разработки и внедрения проекта.

Существенным при выделении фаз, стадий и этапов проекта может стать обозначение отдельных контрольных точек, при прохождении которых извлекается дополнительная (внешняя) информация и устанавливаются или оцениваются вероятные направления развития проектов.

Реализация проекта может потребовать выполнения установленного количества всевозможных мероприятий и работ, которые могут быть разделены на две группы:

основная деятельность,

деятельность по обеспечению проекта.

 

К основной деятельности обычно относят:

анализ проблемы,

формирование целей проекта,

базовое и детальное проектирование,

программирование и выполнение технических работ,

тестирование программы и наладку оборудования,

сдачу проекта,

эксплуатацию проекта,

сопровождение программы, обслуживание и демонтаж оборудования и т. п.

 

Деятельность по обеспечению проекта, в свою очередь, может быть разделена на:

организационную,

правовую,

кадровую,

финансовую,

материально-техническую,

коммерческую,

информационную.

 

Отчетливого и однозначного распределения данных работ в логической последовательности и во времени не существует, так как решающими являются цели и условия реализации проекта.

Идентификация представляет собой первую стадию цикла проекта. Идентификация имеет отношение к выбору или генерированию идей, позволяющие обеспечить выполнение существенных задач развития.

На начальных стадиях проекта стоит поставить акцент на учете всевозможных идей от участников проекта. Отклонение от поставленных целей проекта и непричастность некоторых сторон сравнительно часто является причиной низкого качества реализации проекта.

Перед тем как утвердить замысел проекта, необходимо ознакомиться с:

наличием существенных материальных и человеческих ресурсов;

организационными преградами и государственным постановлениями, которые могут серьезно оказать влияние на рассматриваемый проект;

объемом и характером спроса на продукцию или услуги, для дальнейшего получения выгоды от реализации проекта;

порядком размера финансовой и экономической ценности вариантов проекта;

порядком размера затрат как на первоначальные капиталовложения, так и на возмещение эксплуатационных затрат.

 

Проект может считаться безошибочным и может быть передан на стадию разработки, в случае, если выполнены следующие условия:

осуществлен отбор различных вариантов проекта;

определены существенные проблемы, которые могут оказать влияние на участь проекта, и установлено, что они могут быть разрешимы;

установлены возможные выгоды и затраты;

определено существование совместной поддержки руководства и прочих участников проекта.

 

Дальнейшей стадией цикла проекта является разработка. Детализация целей проекта и тех средств, с помощью которых эти цели достигаются, представляет существенную часть работы по созданию проекта. Существуют различные пути достижения цели на данной стадии цикла. По мере детализации целей проекта и уменьшения количества вариантов и вариантов их осуществления проект становится конкретизированным, и его создание ведется на базе предпочтительных вариантов.

При создании проекта основной проблемой может стать установление уровня его полноты. Для любой цели существует группа версий ее достижения. Понятно, что достигнуть определенные цели тяжелей, чем другие. В связи с этим, цели проекта для успешной реализации должны быть предельно простыми.

Экспертизу проекта должны осуществлять не только люди, проводящие анализ и разработку проекта, но и сторонние эксперты. Экспертиза дает возможность провести доскональный анализ всех сторон проекта и его результатов. На данном этапе закладывается ядро для осуществления проекта. План проекта, установленный на этапе экспертизы, является основой для оценивания благополучности проекта. Экспертизе могут подвергаться и сам проект, и организация, реализовавшая данный проект.

Задачей аудита проекта является установление того, насколько основательные результаты проекта превзойдут его негативные последствия.

Реализация проекта начинается с планирования. В плане осуществления проекта существенной частью является система достижения согласия относительно распределения ролей, ответственности и прав всех участников проекта.

Следующим этапом реализации являются проведение переговоров и составление договоров на поставку сырья и технологий, оборудования, материалов, а также составление соглашений на выполнение субконтрактных работ. На этой стадии может быть реализовано инженерно-техническое проектирование (дизайнерские работы), строительство как самого объекта, так и необходимых инфраструктурных элементов проекта, производственный маркетинг и обучение.

Также существенным на стадии реализации является контроль. Выделяют три аспекта проверки проекта.

Во-первых, инженерно-технический надзор за техническими аспектами проекта, который выполняют технические специалисты, контролирующие, насколько производственные мощности, изготавливаемая продукция, услуги соответствуют техническим требованиям.

Во-вторых, контроль заказчиком хода выполнения проекта в общем. В компетенцию контроля входит надзор за ходом реализации проекта и предложения относительно всевозможных модификаций в разработанной структуре или плане реализации проекта. Задачами такого контроля являются: защита участников проекта от внезапных отрицательных неожиданностей, определенный вклад в имеющуюся сумму знаний о всевозможных подходах к проблемам, избежание аналогичных проблем при разработке и реализации других проектов.

В-третьих, контроль инвесторами, который имеет две цели – обеспечить реализацию целей проекта и погашение кредита или получение запланированной прибыли от инвестиций.

После стадии реализации необходимо оценить риски проекта и вероятный вклад проекта в стабильность жизни людей. Завершающая оценка предусматривает ретроспективный анализ проекта. Она ведется преимущественно тогда, когда проект после реализации находился в эксплуатации от двух до трех лет.

Существенным моментом проведения подобной итоговой оценки является определения причин успеха или неудачи проекта. Это дает вероятность обнаружить особенности, которые могут с успехом применяться в прочих проектах. Завершающая оценка также предоставляет менеджерам и заинтересованным пользователям информацию относительно того, насколько эффективно и полно проекты достигают ожидаемых результатов.

Ретроспективность – преимущество завершающей оценки. С этой точки зрения, в ходе оценки можно найти пути, с помощью которых удалось бы достичь лучших результатов.

 

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

 

Под управлением проектом понимается деятельность, направленная на последовательное достижение ожидаемых результатов в условиях ограничений. Она требует интегрального управления многими процессами, их взаимодействием, поиска компромиссов.

Сегодня управление проектами вылилось в самостоятельную дисциплину со своими стандартами, методикой, сводом знаний. Она рассматривает процессы, общие для всех проектов и независящие от предметных областей.

С целью структурирования процессы управления проектом принято делить на управление:

интеграцией;

содержанием;

сроками;

стоимостью;

качеством;

рисками;

человеческими ресурсами;

коммуникациями;

конфигурацией.

Управление интеграциейвключает в себя процессы и действия, необходимые для определения, уточнения, комбинирования, объединения и координирования различных процессов и действий по управлению проектом в рамках групп процессов управления проектом. Таким образом, целью данного процесса является достижение эффективного взаимодействия процессов управления проектами, обеспечивающих достижение целей проекта. Процессы, входящие в состав управления интеграцией:

разработка технико-экономического обоснования проекта;

разработка устава проекта;

разработка плана управления проектом;

руководство и управление исполнением проекта;

осуществление интегрированного управления изменениями;

оценка альтернатив развития проекта;

планирование закрытия проекта и перехода в стадию эксплуатации;

завершение проекта.

 

Управление содержанием включает в себя процессы и действия, обеспечивающие включение в проект всех тех и только тех работ, которые необходимы для успешного выполнения проекта. Оно непосредственно связано с определением и контролем того, что включено или не включено в проект.

Процессы, входящие в состав управления содержанием:

формирование требований проекта;

формирование иерархической структуры работ;

определение содержания проекта;

определение результатов всех стадий жизненного цикла информационной системы;

оценка реализуемости требований проекта;

подтверждение содержания проекта;

определение уточненных системных требований;

мониторинг содержания и объема проекта;

оценка готовности пользователей к работе в системе;

планирование обучения конечных пользователей.

 

Управление сроками проекта включает в себя процессы, обеспечивающие своевременное завершение проекта. Процессы, входящие в состав управления сроками проекта:

формирование списка работ проекта;

определение последовательности работ проекта;

оценка трудоемкости и продолжительности работ;

разработка базового расписания проекта;

контроль и управление расписанием проекта.

 

Управление стоимостью проекта объединяет процессы, выполняемые в ходе планирования, разработки бюджета и контролирования затрат и обеспечивающие завершение проекта в рамках утвержденного бюджета. Процессы, входящие в состав управления стоимостью проекта:

оценка стоимости проекта;

разработка сметы проекта;

разработка базового плана по стоимости;

управление стоимостью проекта.

 

Процессы управления качеством проекта объединяют все осуществляющиеся в исполняющей организации операции, определяющие политику, цели и распределение ответственности в области качества таким образом, чтобы проект удовлетворял тем нуждам, для которых он был предпринят.

Управление качеством осуществляется посредством системы управления, предусматривающей определенные правила, процедуры и процессы по планированию качества, обеспечению качества и контролю качества, а также операции по их совершенствованию.

К процессам управления качеством проекта относятся:

формирование программы качества проекта;

формирование базовой линии требований проекта;

управление требованиями проекта;

осуществление обеспечения качества;

тестирование.

приемка результатов.

 

Процесс управления рисками тесно связан с общим жизненным циклом проекта. На ранних этапах преобладают риски, связанные с бизнесом, рамками проекта, требованиями к конечному продукту и проектированием этого продукта. На стадии реализации доминируют технологические риски, далее возрастает роль рисков, связанных с поддержкой и сопровождением системы. На протяжении всего жизненного цикла проекта возникают новые риски, что требует проведения дополнительных операций анализа и планирования.

Цель процесса управления рисками заключается в снижении последствий отрицательного воздействия вероятных событий, которые могут явиться причиной изменений качества, затрат, сроков или ухудшения технических характеристик. В ходе данного процесса проводятся определение, оценка, обработка и мониторинг рисков, возникающих в течение полного жизненного цикла, а также вырабатывается реакция на каждый риск в терминах реализации соответствующих мер противодействия риску или его принятия.

К процессам управления рисками проекта относятся:

планирование управления рисками;

идентификация рисков;

качественный анализ рисков;

количественный анализ рисков;

планирование реагирования на риски;

мониторинг и управление рисками.

Управление человеческими ресурсамипроекта – это процесс обеспечения эффективного использования человеческих ресурсов проекта, к которым относятся все участники проекта (спонсоры, заказчики, команда проекта, субподрядчики, подразделения компании и другие участники проекта).

К процессам управления человеческими ресурсами проекта относятся:

планирование человеческих ресурсов;

набор команды проекта;

оценка доступности;

развитие и оценка команды проекта;

организация инфраструктуры проекта.

 

Управление коммуникациямипроекта – это процессы идентификации и эффективного обеспечения всех участников проекта информацией о проекте, а также создания единого образа проекта внутри организации.

К ним относятся:

идентификация участников проекта;

формирование стратегии и плана коммуникаций;

реализация плана коммуникаций и сбор обратной связи.

Управление конфигурацией – процесс управления аппаратными средствами, программным обеспечением, данными, а также документацией в ходе разработки, тестирования и использования информационных систем. Цель процесса управления конфигурацией состоит в установлении и поддержании целостности всех идентифицированных выходных результатов проекта или процесса обеспечения доступа к ним любой заинтересованной стороны.

К процессам управления конфигурацией проекта относятся:

идентификация объектов управления конфигурацией;

планирование инфраструктуры стадии разработки;

установление базовой линии конфигурации проекта;

оценка соответствия базовой линии конфигурации;

контроль конфигурации выделенных элементов проекта;

обеспечение целостности элементов конфигурации;

реконфигурация инфраструктуры проекта.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: