Содержание
Национальная жилищная программа о путях решения жилищной проблемы граждан в Республике Беларусь
Задача 1
Задача 2
Список использованных источников
Национальная жилищная программа о путях решения жилищной проблемы граждан в Республике Беларусь
Обеспечение человека доступным и комфортным жильем было и остается одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики белорусского государства. В 2006-2012 годах в Беларуси построено 36,2 млн. кв. метров жилья. Благодаря этому жилищные условия улучшили свыше 300 тыс. семей - более 1 млн. человек. Около 60 процентов жилья (21,7 млн. кв. метров) построено гражданами с государственной поддержкой. По итогам 2010 года Беларусь заняла лидирующее положение среди государств - участников Содружества Независимых Государств по вводу жилья (699 кв. метров на 1 тыс. жителей) и второе место по обеспеченности жильем (24,6 кв. метра на человека).
В Беларуси государственная жилищная политика определяется Президентом Республики Беларусь и проводится Правительством страны, республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными и распорядительными органами в ходе реализации ряда комплексных государственных программ.
Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам Республики Беларусь государство предоставляет финансовую поддержку: по своему выбору они могут воспользоваться либо одноразовой безвозмездной субсидией на строительство (реконструкцию, приобретение) жилья, либо льготным кредитом на эти цели.
Молодым и многодетным семьям государство предоставляет финансовую поддержку при погашении ими задолженности по кредитам, выданным на строительство жилья на общих основаниях, а многодетным семьям - еще и по льготным кредитам.
|
Особое внимание государство уделяет улучшению жилищных условий сельских жителей. Ежегодно в сельских населенных пунктах вводится в эксплуатацию более трети от общих объемов жилья.
Жилищная проблема является проблемой политической и социальной значимости, без решения которой невозможно осуществить переход экономики республики на путь стабилизации и выхода из сложившегося кризиса. В течение многих лет жилищная проблема решалась в основном за счёт государства. Начиная с 1992 года, объёмы жилищного строительства начали снижаться из-за отсутствия источников финансирования. Государство не могло финансировать жилищное строительство в прежних размерах, а граждане не располагали денежными средствами для строительства кооперативного или индивидуального жилья.
Внедрение рыночных отношений в экономику республики вызвало необходимость изменения правового регулирования жилищных отношений в новых условиях хозяйствования, потребовало от органов управления принятия новых неординарных решений, направленных на обеспечение удовлетворения гражданами своих жилищных потребностей.
Основной нормой, регулирующей жилищные правоотношения, является ст.48 Конституции Республики Беларусь, которая, провозглашая право граждан на жилище, уже не гарантирует им права на получение жилья в порядке его справедливого распределения под общественным контролем по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ. Право граждан на жилище обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Иными словами, Конституция Республики Беларусь определяет право граждан на выбор пути удовлетворения своих потребностей в улучшении жилищных условий за счёт развития всех видов жилищных фондов и содействия им в приобретении жилья.
|
Лишь гражданам, нуждающимся в социальной защите, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, жилище предоставляется государством бесплатно или по доступной для них плате.
Национальная жилищная программа (Концептуальные положения жилищной политики в условиях перехода к рыночной экономике), принятая Верховным Советом Республики Беларусь 24 февраля 1994 года, положила начало коренным преобразованиям в сфере строительства жилья, сформулировала основные положения и принципы жилищной политики в новых условиях и определила одной из важнейших задач преодоление сложившегося потребительского отношения граждан к жилью как к бесплатно предоставляемому благу.
В течение последних нескольких лет принят целый ряд нормативных документов, направленных на реализацию жилищной политики, принято конструктивное решение, направленное на разрешение данной проблемы в основном, путём развития кооперативного и индивидуального жилищного строительства за счёт льготных кредитов, с привлечением средств населения и предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных жилищных субсидий [10, c. 29].
Особенно остро стоит задача - привлечь средства граждан на индивидуальное жилищное строительство, найти эффективные формы работы с населением по стимулированию вложения в строительство их собственных сбережений.
|
Перед органами исполнительной власти стоит задача не только построить как можно больше жилья, но и предоставить возможность пользоваться установленными льготами в жилищном строительстве лишь гражданам, имеющим на это право. Обеспечение соблюдения жилищного законодательства, недопущение злоупотреблений при предоставлении гражданам безвозмездных жилищных субсидий, льготных кредитов и другой государственной поддержки при строительстве жилья - задача первостепенной важности.
Руководством государства определены приоритетные направления в жилищном строительстве, которые необходимо развивать и совершенствовать. Это, в первую очередь, строительство жилья для льготных категорий граждан, а также для жителей сельской местности.
До 2011 года в затратах на строительство жилья нарастала доля государственных средств и снижалась доля собственных средств граждан.
Назрела необходимость концентрации государственных финансовых ресурсов на максимально эффективном строительстве жилых помещений для льготных категорий граждан на условиях дифференцированного подхода к определению групп населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий с государственной поддержкой. Требуется ускорить строительство квартир и жилых домов для многодетных семей.
Поэтому в 2013 - 2015 годах усилия власти будут направлены на создание условий для успешного решения жилищного вопроса каждым гражданином, нуждающимся в этом.
В таких условиях жилищная политика требует новых подходов. В их основе - расширение возможностей каждого гражданина самостоятельно решить свой жилищный вопрос. Поэтому в 2013 - 2015 годах государственная жилищная политика станет адресной, учитывающей реальные финансовые возможности граждан и их предпочтения при выборе жилья.
г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 06.01.2012г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее Указ № 13). Одновременно утратил силу Указ Президента Республики Беларусь от 14.04.2000г. № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» (далее Указ № 185), ранее регулировавший предоставление государственной поддержки гражданам. Произошедшие изменения можно назвать реформой системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. жилищное законодательство строительство белорусский
Данный Указ определил категории граждан, которые имеют право на получение государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретения жилых помещений.
После выхода Указа № 13 проценты за пользование льготным кредитом устанавливаются в следующих размерах:
для многодетных семей - 1% годовых;
для военнослужащих - 5% годовых;
для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек - 10% ставки рефинансирования НБ Республики Беларусь, но не менее 3 процентов годовых;
для молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей, не относящихся к иным категориям граждан - 50% ставки рефинансирования НБ Республики Беларусь;
для иных категорий граждан - 20% ставки рефинансирования НБ РБ, но не менее 5 процентов годовых.
Максимальный срок пользования льготным кредитом не должен превышать 20 лет (для многодетных семей - 40 лет).
С 01.06.2013г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 30.05.2013г. №246 «О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь» (далее Указ №246). Указом № 246 внесены изменения и дополнения в Указ № 13. Основными из них являются -
Разовость получения государственной поддержки;
Льготные кредиты предоставляются на строительство (реконструкцию) жилых помещений в экономичных жилых домах типовых потребительских качеств, перечень проектов (серий) которых утверждается Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь;
Максимальный размер льготного кредита определяется с учетом единого предельного норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемого Советом Министров Республики Беларусь.
Кроме того, граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на государственную поддержку в виде индексации именных приватизационных чеков «Жилье».
Льготные кредиты, предоставляются на основании Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 в соответствии с очередностью.
В связи с планируемым ростом строительства индивидуальных жилых домов Правительством РБ принято решение о значительном увеличении объемов финансовых средств, которые будут направлены на создание минимально необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры в микрорайонах индивидуальной жилой застройки: электроснабжение, водоснабжение и проезды с песчано-гравийным покрытием.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2013 г. № 267 утверждена Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года.
Целью государственной жилищной политики до 2016 года является создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье сообразно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям, формирование полноценного рынка жилья.
В 2013-2015 годах потребность граждан в улучшении жилищных условий предполагается обеспечивать путем:
строительства собственного жилья (квартира или индивидуальный жилой дом);
реконструкции имеющегося жилья;
приобретения в собственность жилья на вторичном рынке;
получения в пользование жилых помещений социального пользования.
В соответствии с данной Концепцией государственная жилищная политика будет реализована по двум основным направлениям:
улучшение жилищных условий граждан с государственной поддержкой, которая дифференцирована по категориям граждан и будет предоставляться адресно;
улучшение жилищных условий граждан без государственной поддержки путем развития существующих и создания новых финансовых механизмов (ипотека, система жилищных строительных сбережений, жилищные облигации), создания благоприятных условий для строительства жилья на коммерческой основе, увеличения фонда наемного жилья.
В 2013-2015 годах условием обеспеченности жильем будет являться наличие в собственности и (или) пользовании общей площади жилых помещений не менее 15 кв. метров на человека (в г. Минске - не менее 10 кв. метров).
В целях объективного подхода к постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, сокращения срока нахождения на учете, который составляет в среднем 8 лет, постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2013 года предполагается ограничить для:
воспользовавшихся государственной поддержкой при строительстве, в том числе реконструкции, или приобретении жилья - в течение срока, установленного законодательством (за исключением случаев увеличения состава семьи в связи с рождением детей);
зарегистрированных в жилых помещениях в населенном пункте на основании договоров найма (поднайма) жилых помещений, в которых они фактически не проживают.
Результатами реализации указанных цели и задач должны стать:
сохранение преимущественного права на получение государственной поддержки при строительстве, в том числе реконструкции, или приобретении жилья для многодетных семей и военнослужащих;
снижение периода обеспечения жильем до 3 лет для многодетных семей, а также для граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования, и 5 лет (в г. Минске - 7 лет) для иных категорий граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку;
обеспечение жилыми помещениями социального пользования лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сроки, установленные законодательством;
переход к единой системе государственного заказа на строительство жилья для льготных категорий граждан;
увеличение не менее чем до 50 процентов от стоимости строительства доли собственных средств граждан, направляемых на жилищное строительство;
достижение объемов ввода жилья по регионам на каждый год согласно показателям, устанавливаемым в соответствии с решениями Правительства Республики Беларусь;
рост уровня обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя до 27 - 28 кв. метров в 2015 году.
С июня 2013 года система строительства и финансирования жилья претерпела изменения (Указ Президента Республики Беларусь от 08.05.2013 №215). Жилищное строительство для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение льготного кредита, будет осуществляться через государственный заказ. Он предусматривает исключение участия граждан в инвестиционном процессе на этапе строительства путем предоставления им готового жилья по фиксированным ценам.
В данных условиях льготный кредит предоставляется единому государственному заказчику, который и будет осуществлять строительство жилого дома. На завершающей стадии местные исполнительные и распорядительные органы распределяют построенные жилые помещения в соответствии с очередностью. В свою очередь граждане после внесения собственных средств, составляющих разницу между фактической стоимостью предоставляемого жилого помещения и суммой выделяемого льготного кредита, заключают договор купли-продажи и кредитный договор в ОАО АСБ «Беларусбанк» на условиях, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012г. № 13.
год будет переходным этапом от действующей системы финансирования и строительства жилья к государственному заказу.
Указ № 75 от 7 февраля 2006 года в предусматривает выделение льготного кредита под 3% сроком на 10лет для реконструкции или капитального ремонта жилых домов, в текущем году за данным кредитом обратилось 210 граждан.
марта 2013 года вступил в силу Жилищный кодекс Республики Беларусь.Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по защите прав граждан и организаций в области жилищных отношений; обеспечению граждан жилыми помещениями; учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; возникновению‚ осуществлению и прекращению права собственности и (или) владения и пользования жилыми помещениями; переустройству и (или) перепланировке; плате за жилищно-коммунальные услуги и плате за пользование жилым помещением; выселению из жилых помещений; управлению жилищным фондом, его распределению и эксплуатации; государственному учету жилых помещений, приватизации жилых помещений; созданию и деятельности организаций застройщиков, а также на отношения по совместному домовладению.
Жилищное законодательство основывается на принципах:
обеспечения сохранности и развития государственного и частного жилищных фондов;
содействия гражданам в приобретении жилых помещений;
предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда гражданам, нуждающимся в социальной защите;
неприкосновенности жилых помещений;
недопустимости произвольного лишения жилых помещений;
судебной защиты жилищных прав граждан и организаций.
Задача 1
В соответствии с п. 3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются:
проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров (в г. Минске - менее 10 кв. метров) на каждого члена семьи;
относящиеся к молодым семьям, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами <file:///C:/Gbinfo_u/lena/Temp/87881.htm> заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет.
Таким образом, семью Киреева должны поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по общей очереди. Роме того, на очередь, как нуждающийся в улучшении жилищных условий может быть поставлена семья сына, в случае если: оба супруга впервые вступили в брак, ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору.
Задача 2
Исходя из указанных в задаче дат к рассматриваемой ситуации должен быть применим Жилищный кодекс Республики Беларусь 1999 года.
В соответствии со ст. 79 этого Жилищного кодекса Республики Беларусь обмен жилого помещения не допускается, если:
к нанимателю предъявлен иск о расторжении или об изменении договора найма жилого помещения либо о признании его недействительным;
в отношении члена организации граждан-застройщиков рассматривается вопрос об исключении его из организации;
дом, в котором находится обмениваемое жилое помещение, является аварийным, подлежит сносу, подлежит переоборудованию в нежилой, грозит обвалом, передается для государственных нужд;
дом, в котором находится обмениваемое жилое помещение, подлежит капитальному ремонту с перепланировкой обмениваемого жилого помещения;
обмен носит корыстный или фиктивный характер;
жилое помещение является служебным, находится в специальном доме или относится к жилым помещениям социального пользования;
в связи с обменом в квартиру, в которой проживают два и более нанимателя (члена организации граждан-застройщиков), вселяется гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
на жилое помещение в соответствии с законодательством Республики Беларусь наложен арест или запрет на отчуждение.
В данном случае обмен произведен с разрешения наймодателя в установленной форме, лицом, представляющим одну из сторон обмена по надлежаще оформленной доверенности. Признать обмен фиктивным также не представляется возможным так как в четырех комнатной квартире проживали: семья Уваровой и Ракетова, как представляется это разные наниматели и они действительно желали размена жилья.
На основании изложенного, жилищно-коммунальному управлению металлургического комбината должно быть отказано в исковых требованиях.