Международное гуманитарное право: понятие, основные источники.




Понятие и система современного международного права.

Международное право — это самостоятельная, специфическая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм по регулированию сотрудничества между государствами и международными организациями как субъектами международного права.

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

В отрасль международного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.

Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.

 

Понятие и система международных договоров.

Международный договор – это соглашение, регулируемое международным правом, заключенное между государствами или другими субъектами международного права.

Система международного договора:

 

 

Международное гуманитарное право: понятие, основные источники.

Международное гуманитарное право это совокупность правовых норм, регулирующих проведение военных действий, ограничивающих методы ведения войны, защищающих гражданское население и жертв военного конфликта и принятых на международном уровне.

Источники международного гуманитарного права

Источники международного гуманитарного права – форма, выражающая правила поведения субъектов международного гуманитарного права, и нормативно-правовые акты, устанавливающие нормы гуманитарного права, вводящие, изменяющие или отменяющие правила их действия.

К источникам относятся:

 

1) международные договоры;

2) декларации;

3) конвенции;

4) обычаи;

5) прецеденты;

6) общепризнанные нормы, принципы международного права;

7) резолюции международных организаций;

8) решения Международного комитета Красного Креста (МККК);

9) нормы национального права.

 

1. Распространенные источники международного гуманитарного права – международные конвенции, основными из которых являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г., принятые Генеральной Ассамблеей ООН:

1) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

3) об обращении с военнопленными;

4) о защите гражданского населения во время войны;

5) Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

6) Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Применение к ним Конвенций и Протоколов имеет место в случае объявления войны, в случае любого иного вооруженного конфликта между двумя или более сторонами, подписавшими их, а прекращает свое действие после общего окончания военных действий, на оккупированных территориях, после окончании оккупации.

К источникам гуманитарного права относятся также:

1) Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г.;

2) Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г;

3) Конвенция о сокращении безгражданства, принятая 30 августа 1961 г. Конференцией полномочных представителей, состоявшейся в 1959 г.;

 

4) Конвенция о праве на организацию и заключение коллективных договоров, принятая 1 июля 1949 г. Генеральной конференцией Международной организации труда;

5) Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию, принятая 17 июня 1948 г. во время тридцать первой сессии Генеральной Конференции Международной Организации Труда;

6) Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией № 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. и вступившая в силу 2 сентября 1990 г.

2. Следующий источник – обычай.

Обычай – исторически сложившиеся правила поведения, официально не закрепленные.

3. Судебные решения или административные решения, которые представляют собой норму.

4. Доктрины международного права.

5. Резолюции ООН и иных международных организаций. Здесь главенствующее место занимает резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 36/103 от 9 декабря 1981 г. Данной резолюцией была принята Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств.

6. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), оказавшая огромное влияние на национальное право большинства стран мира.

7. Решения-резолюции Совета Безопасности ООН, принимаемые Советом Безопасности.

Ценность судебных решений-резолюций в том, что они участвуют в формировании обычного права.

8. Нормы национального права.

4)Раскройте значение консульских учреждений.

Консульские учреждения – это зарубежные представительства, функционирующие в пределах консульского округа, определяемого по взаимному согласию государств.

Консульские отношения возникают при установлении дипломатических отношений и при отсутствии дипломатических отношений на основании соглашений государств. Выделяется четыре вида консульских учреждений:

1) генеральные консульства;

2) консульства;

3) вице-консульства;

4) консульские агентства.

 

В большинстве государств консулы назначаются ведомствами иностранных дел государства. Для осуществления консулом своей деятельности необходимо получение консульского патента и экзекватуры.

Консульский патент – это документ, выдаваемый компетентными органами представляемого государства, подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой консульского учреждения. В консульском патенте указываются: полное имя назначаемого лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства.

Экзекватур – это документ, выдаваемый иностранным государством, разрешающий выполнение консульских функций в консульском округе. С момента получения консулом экзекватура он приступает к выполнению своих полномочий. Окончание миссии консула может быть в случае отозвания консула представляемым государством, аннулирования экзекватуры государством пребывания, истечения срока консульского патента, закрытия консульского учреждения в данном пункте, прекращения консульских отношений в целом, войны между государством пребывания и представляемым государством, смерти консула, выхода территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания.

Основными функциями консульского учреждения являются: защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и организаций, а также развитие дружественных связей. К специальным функциям консульского учреждения можно отнести: учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа; консультационную деятельность и практическую помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей; паспортно-визовую работу (т. е. выдачу, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство), выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение нотариальных действий.

Неприкосновенность консульских помещений – один из важнейших иммунитетов и привилегий консульского учреждения.

 

5) Опишите особенности открытого моря и международного района морского дна.

Особенности открытого моря:

Открытое море – это водная часть морских пространств (за исключением морского дна, которое имеет особый правовой статус), находящаяся за пределами национальных юрисдикций, открытая для использования всем государствам. Основой правового режима открытого моря является принцип его свободы, выдвинутый Г. Гроцием в 1609 г. в трактате "О свободе морей". В XIX в. принцип свободы открытого моря получил всеобщее признание.

Женевская конвенция об открытом море 1958 г. определяет открытое море как все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого- либо государства (ст. 1). Это пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равного пользования всеми нациями без распространения на него суверенитета какого-либо государства.

 

В Конвенции по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря. Закреплен усложненный пространственный признак: положения Конвенции, относящиеся к открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в ИЭЗ, ни в территориальное море (ст. 86). Морские пространства, за пределами которых находится открытое море, можно обозначить как территории, на которые распространяется юрисдикция (суверенитет) прибрежного государства в полном объеме (внутренние, архипелажные и территориальные воды) либо в объеме, установленном международным правом (континентальный шельф и ИЭЗ).

И Женевская конвенция об открытом море, и Конвенция по морскому праву закрепляют принцип свободы открытого моря для всех государств – прибрежных и внутриконтинентальных. Внутриконтинентальные государства должны иметь доступ к открытому морю; они имеют безусловное право на то, чтобы суда под их флагами ходили в открытом море. В этих целях внутриконтинентальные страны заключают с прибрежными государствами соглашения о транзите через их территорию, доступе к морским портам и возможности их использования (например, Чехия на основе соглашения для выхода в открытое море использует польский порт Щецин). В таких соглашениях одновременно решается вопрос о транзитном сообщении между неприбрежным государством и морским портом.

Ни одно государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Женевская конвенция об открытом море закрепила перечень свобод открытого моря:

– свобода судоходства;

– свобода полетов;

– свобода рыболовства;

– свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

– свобода возводить искусственные острова и другие установки;

– свобода научных исследований;

– свобода разведки и разработки естественных ресурсов (имеет определенные ограничения; требует особого режима).

Перечень свобод является открытым, неисчерпывающим, а сами свободы не имеют абсолютного характера.

Свобода судоходства предполагает право всех государств на то, чтобы суда под их флагами ходили в открытом море. Судно имеет национальность того государства, под флагом которого оно вправе ходить, и является условной территорией данного государства. И в Женевской конвенции 1958 г., и в Конвенции 1982 г. содержится требование, чтобы между судном и флагом существовала реальная связь (государство флага должно эффективно осуществлять юрисдикцию, административный, технический и социальный контроль над судном). Судно вправе ходить под флагом только одного государства, не может произвольно менять его, кроме случаев перехода права собственности или перерегистрации судна в другом государстве.

Требование реальной связи представляет собой попытку ограничить использование "удобных флагов" (судно, принадлежащее компании одного государства, регистрируется в морском офшоре, предоставляющем упрощенный и льготный режим регистрации, предоставления флага и эксплуатации судна). Известными морскими офшорами являются Мальта, Панама, Греция, Кипр. Осенью 2003 г. Монголия объявила свою территорию морским офшором. В 2003 г. наибольшее число судов в мире ходило под флагами Панамы – 4860, Китая – 1480, Либерии – 1454, Мальты – 1258. В целях борьбы с практикой "удобных флагов" в 1986 г. была принята Конвенция об условиях регистрации морских судов.

Женевская конвенция 1958 г. и Конвенция 1982 г. устанавливают принцип исключительной юрисдикции государства флага в открытом море. Этот принцип был признан в 1927 г. на основе решения Постоянной палаты международного правосудия. Государство по всем вопросам осуществляет юрисдикцию и контроль в отношении судна, его капитана и экипажа. При столкновении или ином происшествии с судном в открытом море уголовное, административное или дисциплинарное преследование может быть возбуждено только властями государства флага или государства гражданства виновных лиц. Арест и задержание судна в открытом море могут быть произведены только по распоряжению властей государства флага.

Изъятия из принципа исключительной юрисдикции государства флага:

– право военных кораблей останавливать и осматривать в открытом море суда других государств, подозреваемых в разрыве или повреждении подводных кабелей и трубопроводов. Военный корабль вправе проверить национальную принадлежность судна и составить протокол о нарушении. Протокол должен быть передан государству флага судна;

– военный корабль в открытом море вправе остановить и произвести осмотр судна, если есть основания подозревать его в занятии пиратством. Любое государство может захватить пиратское судно или летательный аппарат в открытом море или другом пространстве за пределами национальной юрисдикции, арестовать находящихся на пиратском судне лиц и захватить имущество;

– военный корабль в открытом море вправе остановить и осмотреть судно, если есть основания полагать, что судно занимается работорговлей;

– военный корабль вправе остановить и осмотреть судно, если есть основания полагать, что это судно не имеет национальности либо в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят флаг другого государства, или судно вообще отказывается поднимать флаг.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ. Если у государства есть основания подозревать, что какое-либо судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотиками, такое государство может обратиться с просьбой к другому государству об оказании в открытом море помощи по пресечению преступной деятельности.

Если военный корабль в открытом море остановил и осмотрел иностранное судно по одному из перечисленных оснований, но подозрения оказались ложными, судну должны быть возмещены причиненный ущерб и убытки.

 

Исключением из юрисдикции государства флага в открытом море является также право преследования "по горячим следам". Это право может осуществлять только военный корабль (военный летательный аппарат) или иные суда и аппараты, состоящие на правительственной службе и имеющие соответствующие полномочия.

Преследование может быть начато, если иностранное судно находится во внутренних водах, территориальном море, прилежащей зоне (Женевская конвенция 1958 г.), водах континентального шельфа либо ИЭЗ прибрежного государства (Конвенция 1982 г.). Прибрежное государство должно иметь достаточные основания полагать, что иностранное судно нарушило его законы. Если преследование начато в прилежащей зоне, то оно может иметь место только за нарушение тех правил, для защиты которых зона установлена.

Преследование по горячим следам должно быть непрерывным. Если преследуемое судно не будет задержано в открытом море, то при заходе судна-нарушителя в территориальные воды своего или другого государства преследование прекращается.

Свобода полетов означает, что воздушные суда всех государств имеют право осуществлять полеты в воздушном пространстве над открытым морем. Государства обязаны принимать меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем. Воздушные сообщения должны осуществляться таким образом, чтобы не создавать помех судоходству или использованию моря в иных целях.

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов провозглашена в Женевской конвенции 1958 г., однако Конвенция 1982 г. ограничивает эту свободу: она распространяется только на дно открытого моря за пределами континентального шельфа. При прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны принимать во внимание уже проложенные и не создавать препятствий для реализации свободы открытого моря.

Свобода возведения искусственных установок и островов осуществляется и в водных частях открытого моря, и на его дне. Запрещено возводить искусственные острова и установки для размещения на них ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения. Такая деятельность несовместима с нормами Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.

Свобода рыболовства (право промысла) предоставляется всем государствам в открытом море при условии соблюдения международных обязательств, в том числе в отношении прав прибрежных государств (воды ИЭЗ). Свобода рыболовства предполагает различные виды промысла живых ресурсов.

Конвенция 1982 г. подчеркивает связь права государства на промысел с его обязанностями принимать меры по регулированию промысла в целях сохранению морских живых ресурсов. Международное право предусматривает комплекс мер по регулированию промысла и сохранения живых ресурсов открытого моря:

– определение допустимого улова (обязанность государств заключать соглашения по регулированию промысла);

– регулирование промысла в определенных участках открытого моря – Конвенция по сохранению живых ресурсов юго-восточной Атлантики 1969 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтских проливах 1973 г.;

– регулирование промысла отдельных видов живых ресурсов – Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 г., Международная конвенция по сохранению атлантических тунцов 1966 г.

Соглашение 1995 г. об осуществлении положений Конвенции 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих видов рыб, обязывает государства принимать меры для сохранения этих ресурсов. Государства обязаны сотрудничать в рамках региональных или субрегиональных организаций по рыболовству.

Свобода морских научных исследований является одной из новых свобод открытого моря: она установлена в Конвенции 1982 г. (ст. 238). Все государства независимо от их географического положения и компетентные международные организации вправе проводить морские научные исследования. В водах ИЭЗ эта свобода ограничена суверенными правами прибрежных государств.

Использование морского пространства в мирных целях – в Конвенции 1982 г. закреплено, что морские воды за пределами территориального моря и Международный район морского дна зарезервированы для использования исключительно в мирных целях. Этот принцип регламентируется широким конвенционным механизмом: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о запрещении размещения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов 1971 г. и др.

Охрана морской среды – в Конвенции 1982 г. закреплены обязанности государств по предотвращению и сокращению загрязнения морской среды из источников, находящихся на суше; в результате деятельности на морском дне; по загрязнению с морских судов; по захоронению вредных, токсичных, ядовитых отходов; по загрязнению из атмосферы. В международном праве действуют специальные соглашения по предотвращению загрязнения моря нефтью: Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г., Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с Протоколом к ней 1978 г. (составляют единую Конвенцию МАРПОЛ 1973/1978).

Обеспечение безопасности мореплавания – один из принципов морского права. Государство флага в открытом море обязано принимать меры, необходимые для безопасности мореплавания, а именно контроль за:

– конструкцией и оборудованием судов, их пригодностью для мореплавания (Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. с Протоколом к ней 1978 г.);

– комплектацией экипажа, условиями его труда и обучения (Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несущих вахту 1978 г.);

– использованием сигналов и связи, предупреждающих столкновение судов (Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г. – МППСС-72).

Женевская конвенция 1958 г. (ст. 12) и Конвенция 1982 г. (ст. 98) устанавливают, что каждое государство должно вменить капитану судна, плавающего под его флагом, обязанности по оказанию в открытом море помощи:

 

– любым лицам, которым угрожает гибель;

– следовать с максимальной скоростью на помощь любому судну, терпящему бедствие;

– оказывать необходимую помощь судам, экипажам, пассажирам в случае столкновения судов.

Конкретные вопросы оказания помощи регламентируются в Конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г. и в Конвенции о спасании 1989 г.

Особенности международного района морского дна.

Морское дно за пределами континентального шельфа и экономической зоны является территорией с международным режимом и образует Международный район морского дна (далее — Район). Вопрос об установлении режима Района возник с достижением технических возможностей разработки глубоководных залежей природных ресурсов.

Правовой режим, а также порядок исследования и добычи ресурсов Района урегулирован Конвенцией по морскому праву 1982 г., которая устанавливает, что ни одно государство не может претендовать на суверенитет или осуществлять суверенные права в отношении Района и его ресурсов (ст. 137). Район был объявлен "общим наследием человечества". Это означает, что права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Полезные ископаемые Района могут быть отчуждены в соответствии с нормами МП и правилами, устанавливаемыми Международным органом по морскому праву, создаваемым на основании Конвенции. Предусмотрена, в частности, возможность разведки и разработки ресурсов Района как специальным подразделением Органа — Предприятием, так и отдельными государствами по договору с Органом. Предприятие непосредственно осуществляет деятельность в Районе, транспортировку, переработку и сбыт минералов.

Орган имеет не только функции и полномочия, предоставленные Конвенцией, но и подразумеваемые полномочия, необходимые для его осуществления. В рамках Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат. Ассамблеей Международного органа по морскому дну в 1998 г. был принят Протокол о привилегиях и иммунитетах Международного органа по морскому дну.

В соответствии с Конвенцией по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву, который состоит из 21 судьи, избираемых государствами — участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами — участниками Конвенции, субъектами контрактов по разработке морского дна, Органом по морскому дну и государством-участником, юридическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответственность за ущерб этим субъектам.

 

 

6)Каковы понятие, значение и место рекомендаций Генеральной ассамблеи ООН, даваемых ей в соответствии с Уставом ООН, в системе источников международного права? Имеют ли такое рекомендации приоритет над нормами российского права исходя из смысла ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации? Ответ обоснуйте, в том числе со ссылкой на применимые юридические нормы.

Решения международных организаций в качестве источников международного права

Говоря о решениях международных организаций в качестве источников международного права, необходимо отметить, что ряд из них имеют обязательную силу (например, некоторые решения ООН), другие имеют рекомендательный характер. Отличие этого процесса образования норм от договорного состоит главным образом в том, что резолюции международных организаций, принятые большинством голосов ее членов, становятся обязательными для всех членов организации.

Некоторые резолюции международных организаций являются частью договорного процесса создания норм международного права. К ним относятся резолюции, посредством которых международные организации принимают тексты международных договоров.

Многие резолюции служат как бы отправным пунктом для договорного процесса. Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. стала исходным пунктом для выработки двух пактов о правах человека. Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1963 г., явилась исходным пунктом для соответствующей конвенции, Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства положила начало создания договора по этому вопросу. Можно сказать, что в практике международных организаций рекомендации зачастую принимаются в тех случаях, когда государства еще не готовы взять на себя договорные обязательства. Можно выделить четыре разновидности решений международных организаций:

а)Решения по процедурным и техническим вопросам, которые, как правило, создают нормы, обязательные для членов данной организации. Так, на основании ст. 21 Устава ООН Генеральная Ассамблея устанавливает свои собственные правила процедуры, обязательные для государств. В соответствии со ст. 30 Статута Международный суд составляет регламент, определяющий порядок выполнения им своих функций. Подобные нормы содержатся почти во всех конвенциях и соглашениях, учреждающих международные организации или органы. Кроме того, некоторые из таких международных организаций принимают постановления по техническим вопросам. Такие постановления создают нормы, содержащие элементы правовой и технической регламентации, обязательные для договаривающихся государств.

 

б)Решения, принимаемые по важнейшим вопросам международных отношений, обязательная сила которых вытекает непосредственно из учредительного акта. Подобные решения имеет право выносить, в частности, Совет Безопасности, им подчиняются члены Организации Объединенных Наций в соответствии со ст. 25 Устава ООН. Не будет преувеличением сказать, что юридические акты Совета Безопасности не имеют себе равных по важности и по обязывающей силе в практике деятельности других международных организаций.

 

в)Решения, обязывающая сила которых вытекает из общих принципов и норм международного права. Известно, что в своем большинстве решения Генеральной Ассамблеи ООН носят характер рекомендаций, которые члены ООН вправе принять к руководству или считать для себя неприемлемыми. Однако наряду с подобного рода решениями Генеральная Ассамблея принимает и такие, которые имеют обязывающий характер. В данном случае речь идет о таких решениях, которые конкретизируют общепризнанные императивные принципы и нормы международного права и направлены на их практическую реализацию. Такой характер носят Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Резолюция о всеобщем и полном разоружении, Резолюция об утверждении принципов международного права, признанных Уставом Нюрнбергского трибунала и его приговором, Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, Резолюция о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и народов и др.

г) Решения рекомендательного характера. Многие международные организации принимают решения по некоторым вопросам, которые не обладают обязывающей силой. Решения рекомендательного характера создаются международными организациями, наделенными правом давать своим членам рекомендации по определенному кругу вопросов (подобные рекомендации могут делаться, в частности, в соответствии со ст. 10, 11, 13 и 14 Устава ООН).

Решения Международного суда и арбитражных судов являются актами толкования или применения конкретных норм международного права и не имеют силы правовой нормы.

Статья 38 Статута Международного суда предусматривает, что Суд при рассмотрении переданных ему дел должен действовать на основании международного права. Он не уполномочен вносить изменения в действующее международное право, а должен им руководствоваться. Статут прямо отвергает концепцию «судебного прецедента», устанавливая в ст. 59, что «решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу». С этой оговоркой Международный суд может использовать свои решения «в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм». Следовательно, согласно Статуту Международного суда, его решения не являются частью процесса создания или изменения норм международного права, хотя и оказывают на него влияние.

По мере продвижения человечества к миропорядку на основе господства права («Rule of Law») роль и значение Международного суда как главного судебного органа ООН будут возрастать.

Доктрины юристов-международников представляют собой взгляды специалистов в области международного права на проблемы международного права и имеют значение для толкования норм международного права и их дальнейшего совершенствования.

Статья 38 Статута Международного суда (о том, что Суд при решении дел может применять «доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм») говорит лишь о роли доктрины в применении международного права. Что касается развития международного права, то тут дело обстоит несколько иначе. Практика свидетельствует о том, что, например, в вопросах прогрессивного развития международного права доктрина играет значительную роль. Влияние доктрины сказывается и на определении позиции государств при разработке

 

международных договоров на международных конференциях и в международных организациях. Тем самым доктрина оказывает влияние на развитие международного права.

Законодательство конкретных государств и решения их судов, разумеется, не являются в полном смысле слова источниками международного права, т.е. не создают норм, обязательных для межгосударственных отношений.

В части международно-правовой литературы, особенно в английской и американской (но теперь все реже), делаются ссылки на решения высших судебных инстанций США и Великобритании в качестве доказательства существования той или иной нормы международного права.

Законодательство и судебная практика государств могут и должны приниматься во внимание при характеристике их международно- правовой позиции по тем или иным вопросам. Совпадающие законодательство и судебная практика многих государств могут служить наряду с другими доказательствами вспомогательным средством для установления существования тех или иных обычных норм международного права, но не более того.

Вместе с тем поскольку национальное право и судебная практика влияют на формирование международно-правовой позиции государства, они могут воздействовать и на развитие международного права.

Для признания действительности источника права международное право выдвигает три основных требования.

Во-первых, источник должен исходить от компетентных субъектов международного права.

Во-вторых, условие признания действительности источников относится к самому акту проявления воли. В соответствии с этим требованием проявление воли должно быть ясным и носить недвусмысленный характер.

Помимо требований ясности волеизъявления государства и недвусмысленности его характера, международное право предписывает необходимость строгого соблюдения международно-правовых норм в процессе проявления государствами своей воли. Любое нарушение норм международного права при волеизъявлении государства влечет признание недействительности источника.

В-третьих, условием, обеспечивающим признание действительности источников, является требование, в соответствии с которым объект должен быть реальным, т. е, необходимо его существование в течение определенного времени.

Имеют ли такое рекомендации приоритет над нормами российского права исходя из смысла ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации? Ответ обоснуйте, в том числе со ссылкой на применимые юридические нормы.

Данные рекомендации несут больше дополнительное значение к установленным нормам российского права для решение определённых вопросов, например: Нормы международного права в правовой системе России предполагают оплату пенсий участникам СНГ по месту проживания граждан (Соглашение о гарантиях, статья № 6). Процессуальным порядком осуществляется реализация материальных прав. В случае обнаружения нарушений в государство поступит уведомление, на которое Правительство должно дать ответ в Комитет, контролирующий обеспечение прав человека, объяснить письменно ситуацию. Многие государства участвуют в соблюдении универсальных норм. В Уставе ООН зафиксированы особо значащие для мира положения. К примеру, нераспространение ядерного оружия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: