Глава 2. Скульптура «Уральский камнерез Г.Зверев»




УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А. М. Горького

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра истории искусств

ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ПАМЯТНИКОВ ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЫ

 

 

Курсовая работа

студента 1 курса

Кургаевой Д.В.

 

Научный руководитель:

кандидат философских наук,

доцент, Уроженко О.А.

 

Екатеринбург

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение 3

 

Глава 1. Картина «К сыну за помощью» 5

 

Глава 2. Скульптура «Уральский камнерез Г.Зверев» 11

 

Заключение 18

 

Список использованной литературы

 

Приложения


Введение.

Всем известно, что искусство является одной из форм общественного сознания и важнейшей составной частью духовной культуры. Не будет даже преувеличением сказать, что искусство – это особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Оно возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. И в наши дни оно не теряет актуальности, а даже наоборот, становится всё более и более востребованным, в особенности это относится к изобразительному искусству. Описание и анализ его памятников позволяет не только узнать историю создания того или иного произведения, но и проникнуть в суть, можно даже сказать, познать всю его глубину, изучая выразительные средства и художественное содержание произведения.

 

В данной работе мы рассмотрим памятники живописи и скульптуры, а именно картину Александра Бурака «К сыну за помощью» (рис. 1) и скульптурный портрет «Уральский камнерез Г.Д. Зверев» (рис. 2) Владимира Егорова.

 

Александр Бурак является одним из самых значимых живописцев Урала середины XX века. Его эпические полотна «Нетронутый Урал», «Каменный пояс», «Урал…Урал…» не без оснований ставят его в один ряд с художником А.К. Денисовым - Уральским и писателем Д.Н. Маминым - Сибиряком, творчество которых всегда было преисполнено любовью и восхищением к родному краю. Однако Бурак интересен не только как талантливый пейзажист. Его работы, написанные в бытовом жанре, также заслуживают внимания за свой реализм, сюжетную повествовательность и картинность построения.

 

Александр Бурак, родившийся в маленькой сибирской деревушке, приехал на Урал в возрасте двадцати пяти лет и остался там жить, будучи плененным его красотой. В отличие от Бурака, Владимир Егорович Егоров еще с детства был очарован сказами уральского писателя Павла Бажова, и именно поэтому по окончании Московского художественно-промышленного училища переехал в г. Свердловск. Он внес огромный вклад в развитие монументальной и станковой скульптуры на Урале, создав многие памятники и мемориальные доски героям войны и труда, замечательным ученым, политикам, деятелям культуры в городах Свердловской области, а также в Кургане, Казахстане, Тюменской области, на БАМе, в Московской и Амурской областях и других местах.

 

Как мы видим, и Егоров, и Бурак представляют интерес для любого человека, заинтересованного в изобразительном искусстве, и в особенности для жителя Урала. Таким образом, целью данной работы можно назвать изучение и погружение в творчество выдающихся уральских художников и скульпторов середины XX века на двух конкретных примерах.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

1. Выбрать памятники живописи и скульптуры.

2. Характеризовать эпоху и направления, в которых работал художник (скульптор).

3. Изучить творческую биографию художника (скульптора) историю создания произведения.

4. Описать произведение.

5. Проанализировать выразительные средства.

6. Осветить художественное содержание произведения.

Определить роль, которую сыграло произведение в творчестве художника (скульптора).
Глава 1. Картина «К сыну за помощью»

 

Ни для кого не секрет, что советское искусство было сплошь политизировано, идеологизировано. Оно исключало всякое инакомыслие и расхождение с идеалами социализма. Но все же это было доброе, вселяющее надежду и веру в будущее, искусство. Картина «К сыну за помощью» была написана через год после смерти Сталина, и в то время влияние идеологии хоть оставалось, но всё же было ослаблено.

 

В 30-е годы 20 века формируется понятие «тихое искусство». Это значило, что художник выбирал нейтральные темы для своих картин: лирический пейзаж, сцены семейного быта, портрет. Формально его картины принадлежали к «официальному» искусству, но они ничего не пропагандировали, не воспитывали в духе социализма. Яркими представителями «тихого искусства» были Л.А. Бруни, Л.Ф. Жегин, Н.П. Крымов, М.К. Соколов, Н.А. Тырса, В.А. Фаворский, Р.Р. Фальк. К ним в каком-то смысле можно отнести и Бурака.

 

Александр Филиппович Бурак (1921-1997) учился на архитектурном факультете Сибирского строительного института им. В. В. Куйбышева в г. Новосибирске, параллельно работая художником-мультипликатором на Новосибирской студии научно-популярных фильмов. В 1944 г. А. Бурака назначили главным художником цветного документального фильма «Нетронутый Урал» и командировали для работы в г. Свердловск. Этот фильм посвящался богатству Уральских гор, их происхождению, их легендарному прошлому и великому будущему. На Урале А. Бурак познакомился с И.К. Слюсаревым, В.С. Зиновым и другими известными свердловскими художниками. Опытные пейзажисты стали его первыми учителями в живописи с натуры. Фильм «Нетронутый Урал» не был снят, но спустя почти 10 лет А. Бурак написал эпическое полотно под тем же названием.

 

Переехав в 1946 г. в Свердловск, А. Бурак работал в проектном институте, но всё свободное время посвящал живописи, этюдам.

Первый большой пейзаж художника «На Южном Урале» тепло встретили и на Урале, и в Москве. В рамках Всесоюзной выставки 1951 г. работа экспонировалась в Государственной Третьяковской галерее. В том же году А. Бурак стал членом Союза художников, решив полностью посвятить себя живописи, расставшись с архитектурой.

 

Художник был необычайно пытлив во всём: создавая серию «Индустриальный Урал», он вникал в производственные процессы, изучал технологию. Работая над уральскими пейзажами, он словно растворялся в величественной природе, сливался с ней воедино, и она доверительно открывала ему тайны неповторимого сочетания красок.

В 50-60-е гг. художник создал целую серию эпических, лирических и индустриальных пейзажей, положительно отмеченных критикой и приобретённых самыми высокими ценителями пейзажной живописи.

 

Для пейзажей А. Бурака характерно тематическое и сюжетное разнообразие: это широкая панорама ещё не обжитого Урала («Нетронутый Урал»), лирические интимные уголки природы («Тишина», 1956 г.), пейзаж уральских деревень («Огни уральского колхоза», 1955 г.), масштабные индустриальные виды.

 

А. Бурак стал настоящим «певцом Урала». Возможно, именно его можно назвать одним из тех живописцев, о которых мечтал Д.Н. Мамин-Сибиряк: «Урал ещё ждёт своего художника, который воспроизведёт на полотне его оригинальные, полные своеобразной прелести и суровой поэзии красоты».

 

Однако в данной работе творчество А. Бурака интересует нас с другой его стороны. В 50-е годы Бурак стал широко известен и как мастер жанровой живописи. Особое признание получила его картина «К сыну за помощью» (1954, холст, масло). Написанная в лучших традициях русской реалистической живописи, она подняла значимость бытового жанра в тот период, когда в нём намечался определённый упадок. В ней Бурак проявил себя как тонкий психолог.

 

Бытовой жанр - один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. На Востоке это случилось в X веке, в Европе - в XVI, а в России – в XVIII. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов. Бытовой жанр может отображать частную жизнь обитателей и царского дворца, и крестьянской избы, и дворянского поместья, и городской квартиры; различные житейские ситуации могут быть представлены и на фоне природы, и в общественном месте, и на городской улице. Таким образом, бытовой жанр очень тесно переплетается с другими жанрами - историческим, портретным, пейзажным, батальным. Изображая будничную жизнь людей, художники стремятся показать их духовный мир.

 

Стоит отметить, что в картинах на бытовые сюжеты, большую роль часто играет интерьер. Интерьерный жанр достиг расцвета в Европе XVII в., а в России стал популярным в XIX в. Художники старались запечатлеть покои дворцов и усадеб, крестьянских изб или мастерских ремесленников, кабинет ученого или театральный зал. Многие художники стремились выразить через интерьер тревожную динамику времени, передать революционную атмосферу.

 

Картина «К сыну за помощью» была впервые выставлена на выставке произведений художников РСФСР в Москве, где пользовалась большим успехом. Репродукцию тиражом 200 тыс. экземпляров издал "Советский художник" (ее и сейчас можно купить в интернет-маганзине).

 

Из вышесказанного становится ясно, что эту картину можно отнести к бытовому и интерьерному жанру. Также она относится и к соцреализму. Ведь в ней присутствуют основные признаки данного направления, а именно:

- Народность (герои произведения являются выходцами из народа)

- Конкретность (произведение соответствует доктрине материализма)

- Партийность (поиск новой жизни, революционная борьба за светлое будущее).

 

Как гласит предание, в гости к Александру Бураку пришла мать известного и некоего успешного скульптора С., с которым тот был дружен. Женщина приехала из деревни, чтобы попросить у сына вспомоществования - дом там обветшал или единственная корова околела - неважно. Сын отказался помочь, ссылаясь на тяжелые времена, отсутствие заказов и прочее. На художника эта история произвела настолько сильное впечатление, что он немедленно набросал этюд, на основе которого и создал картину. Узнав на картине свою мать, скульптор С. разорвал все отношения с художником до конца дней.

 

Итак, что же мы видим на данной картине? Известно, что центральная композиция далеко не всегда находится в геометрическом центре полотна. Так и здесь: главные герои, а именно мать и сын, находятся по разные стороны стола, который, в свою очередь, находится на пересечении двух основных диагоналей, другими словами, занимает центральное место. Более того, стол, а точнее, угол стола словно разделяет две фигуры, которые художник противопоставляет друг другу. Главный герой стоит, вальяжно опираясь на край стола в то время как его мать сидит, уткнувшись глазами в пол, но, несмотря на то, что ее фигура достаточно собрана, нельзя сказать, что пожилая женщина скукожилась, она продолжает сохранять достоинство.

 

Бурак следует принципу контраста, изображая одну главную фигуру в темных тонах (мать), и вторую - в светлых (сын). Пространство между ними он заполняет графином, стоящим на столе, и стулом, находящимся за столом. Также мы можем увидеть еще и портретный жанр, в котором написана третья фигура, а именно жена главного героя. Существуют сведения, что художник писал ее со своей жены, работавшей моделью. Бурак изображает ее сидящей около трюмо со стоящим на нем парфюмерным набором, который, в свою очередь, если вернуться к сюжету картины, является одним из показателей материальной обеспеченности главного героя, а он, как мы помним, отказался помочь собственной матери, сославшись на отсутствие возможности. Другими подобными показателями являются тот же графин, часы и статуэтки, стоящие на пианино, дорогая одежда главного героя и его жены, узорчатый ковер, а также картина на стене. Мы видим, что подобно Полю Сезанну, который часто в своих работах изображал собственные ранее написанные пейзажи в рамке на стене, Бурак не лишает значения эту второстепенную деталь.

 

Возвращаясь к разговору о цвете и контрасте, стоит отметить четыре основных пятна картины: зеленое платье жены, красный пижамный пиджак сына, желтая скатерть и черное пальто матери. Несмотря на контраст этих цветов, композиция является довольно цельной, и ее завершает пианино с одной стороны, дверная портьера – с другой.

 

Не будет преувеличением сказать, что дверь является неким символом, будто герой, не закрыв дверь за своей матерью, в любой момент может ее выгнать. Пианино, в свою очередь, было символом благосостояния в те времена, однако официальная идеология упорно и наперекор очевидному декларировала присутствие в доме пианино как непременное наличие в его владельцах духовности – дескать, выбрасывать такие деньжищи способна только глубоко нравственная семья. Изображение пианино на этой картине, по замыслу художника, должно было чрезвычайно подчеркнуть глубоко чуждое советским людям стяжательство и бездуховность сыночка и его жены, у которых нашлись деньги даже на такую дорогую вещь, как пианино, а вот матери помочь - этому сыну денег жалко… Более того, заметим, что пианино открыто. То ли жена на нем играла перед приходом матери, то ли сын, оно всё равно остается служить идейным выразителем, идеологическим рычагом и социологическим показателем растущего благосостояния советских людей.

 

Точная проработка, предельное внимание к каждой мелочи и при этом умение увидеть общую картину – эти особенности Бурак-художник унаследовал от Бурака-архитектора. С невероятной тщательностью он прорабатывает узор на скатерти, используя при этом мелкие мазки. Более крупные мазки мы можем наблюдать в написании, например, шкафа в правой части полотна и брюк сына. Его носки, точнее один носок, который мы можем видеть, написан, будто одним взмахом, легким касанием холста кистью. Внимание также привлекают блики на обуви главного героя и блики на тюлевой шторе слева, написав которую художник создал ощущение присутствия легкого ветерка в комнате.

 

Самое яркое по цвету место находится на трюмо, где, как уже отмечалось ранее, находится парфюмерный набор. Этот факт обуславливается тем, что здесь художник использует локальные цвета, они словно завораживают своей чистотой и прочно закрепляют на себе взгляд зрителя.

 

Несмотря на то, что картина является статичной, она замечательна и своей динамикой. Хоть мы и видим всего один кадр из жизни матери, сына и его жены, но воображение зрителя при первом же взгляде на картину легко рисует себе предшествующие и последующие этому кадру события. Мать, за неимением другого выхода, приходит за помощью к своему сыну в надежде получить от него поддержку, если не материальную, то хотя бы моральную. В ответ на свою просьбу о помощи она получает твердый отказ, который, с одной стороны, подкрепляется оправданиями, а с другой стороны, не оставляет никаких сомнений в их ложности. Мать целиком и полностью осознает, что сын ей лжет, он, в свою очередь, понимает, что она это осознает, жена же лишь косвенно участвует в конфликте, наблюдая за членами своей семьи в зеркало. Его ложь выдают не только вышеперечисленные детали интерьера, но и его одежда. Он уже одет перед выходом на какое-то светское мероприятие, возможно, в театр, ему осталось только скинуть пижамный пиджак и надеть парадный. В тяжелые в материальном смысле времена люди не ходят по театрам и не делают маникюр, чем, собственно, и занимается герой. Мы легко можем себе представить, с какой неохотой он впустил в дом собственную мать, закурил сигарету и занялся своими ногтями. Как лениво он говорит с ней, а потом как легонько начнет подталкивать ее к выходу, приговаривая на ходу, насколько же ему жаль, что он не имеет возможности ей помочь.

 

Ни у одного из героев мы не видим отчетливо глаз. Взгляд матери устремлен в пол, взгляд сына – на свои руки, взгляд жены – в зеркало. Каждому из них есть почему прятать глаза, будь то ложь или неоправданная надежда. Как уже отмечалось ранее, Бурак противопоставляет фигуру матери фигуре сына, об этом говорят и их позы. Пожилая женщина сложила руки на коленях, однако положение ее ног делает позу открытой. В отличие от матери, сын словно закрылся от нее и ее просьб, скрестив ноги в довольно наглой манере.

 

Говоря о шкафе, который с первого взгляда никак не участвует в композиции, стоит заметить, что он очень гармонично ее уравновешивает, делая пространство объемным и наполненным. Эту же функцию выполняют и дверь, и дверная портьера, и зеркало, и другие второстепенные детали.

 

Таким образом, становится ясно, что подтолкнуло Александра Бурака к написанию данной картины и как он решает композиционные и цветовые задачи. Ничего здесь нет лишнего, каждая человеческая фигура и каждый неодушевленный предмет играют значительную роль, будь то дополнение сюжета, уравновешивание композиции или заполнение пространства.

 

Работа «К сыну за помощью» интересна не только техникой написания, проработкой деталей и контрастом цветов, но и реализмом сюжета, нравственно-поучительной подоплекой и толчком к осмыслению моральных ценностей. И именно поэтому она так важна в творчестве и Бурака в частности, и в живописи уральских художников в целом.


Глава 2. Скульптура «Уральский камнерез Г.Зверев»

XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры.

 

Это столетие характеризуется торжеством науки и человеческого интеллекта. Более того, это эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

 

Как уже было сказано, XX век стал свидетелем революций – не только в общественной жизни и науке, но и в культуре. Ни одно столетие не знало таких трагических социальных потрясений, таких страшных мировых войн, такого ошеломляющего научно-технического прогресса. В этой ситуации человек остается один на один с технократической цивилизацией, которая пытается приспособить культуру к своим прагматическим целям. Однако в этой ситуации искусство не только не умерло, но и дало жизнь множеству разных художественных направлений, подчас прямо противоположных, от соцреализма до соц-арта.

 

Владимир Егорович Егоров (1927 - 1990) – советский скульптор, который внёс в развитие монументальной и станковой скульптуры весомый вклад. Его творческий путь фактически всецело оказался связан с Уралом, городом Свердловском - ныне Екатеринбургом. Всего В.Е. Егоров создал более 100 скульптурных произведений и около 50 графических работ. В Екатеринбурге всем известны такие работы скульптора, как памятник изобретателю радио Попову, памятник Малышеву, бюст Белинского на фасаде главной областной библиотеки, мемориальные доски Бажову, Декабристам в память об их пути в Сибирь через Екатеринбург, памятник легендарному разведчику Николаю Кузнецову на Уралмаше, панно на станции метро «Уралмаш» и многие другие. Памятники, барельефы и другие произведения В. Егорова можно встретить в Н.Тагиле, Первоуральске, Каменск-Уральском и других городах Свердловской области, в Кургане, Тюменской области, Москве и Подмосковье, Амурском крае, в Якутии, Казахстане.

 

Родился будущий скульптор в селе Гривки Саратовской губернии. Его отец был плотником и в 1933 году переехал со всей своей семьей в Москву, которая с её Третьяковкой, музеем имени Пушкина, множеством выставок пробудила в юноше мечту стать художником. В сорок шестом году Владимир Егоров поступил на скульптурное отделение Московского художественно-промышленного училища имени Калинина, где учился у скульпторов Г.Д. Алексеева и М.А. Шмакова, а также старейшего художника, академика живописи, бывшего передвижника В.Н. Бакшеева. На курсе с В. Егоровым учились в дальнейшем известные художники и скульпторы, такие как Ю. Тур, С. Дозоров и М. Пушкин. Начитавшись самоцветных сказов Павла Бажова, Владимир был ими очарован, и твёрдо решил по окончании учёбы связать свою жизнь с Уралом. В 1951 году В.В.Егоров приехал в Свердловск, с которым и связал свою дальнейшую жизнь и творческую судьбу.

 

Считается, что творчество Егорова началось с портрета камнереза Зверева, тем не менее, были интересные, вполне самостоятельные работы уже в период учёбы в Москве, в конце 40ых гг.. Первой работой Егорова в Свердловске было геральдическое панно с гербом Российской Федерации на здании Горсовета. Со следующего года В. Егоров становится участником сначала свердловских, а затем и всероссийских, всесоюзных и международных выставок. На областной художественной выставке пятьдесят второго года он дебютировал с тепло встреченной зрителями скульптурой "Брат-герой" на тему корейской войны. Юная девушка в радостном смятении преподносит цветы своему брату-солдату, возвращающемуся домой с победой. Ещё были портреты, воздушные фигурки балерин, барельеф Чайковского в интерьере Свердловской филармонии. Чуть позднее он был принят в члены Союза художников СССР, стал лауреатом ряда скульптурных конкурсов, дипломантом республиканских выставок. Наряду с работой в Свердловске художник работал в поселке Мраморское, по мере сил способствуя делу возрождения уральских народных промыслов резьбы по камню.

 

Памятники Ленину, совершенно разные по масштабам и характеру, созданы В.Е. Егоровым для главной площади г. Кургана и одного из поселков Приамурья. Но авторский почерк чувствуется и в том и в другом памятнике. Владимир Егорович искренне был советским художником, хотя подчас оказывался и не чужд критического отношения к тогдашним правителям и окружающей действительности.

 

В 1960ые гг. В.Е. Егоров много путешествовал, побывал во многих странах мира, а именно во Франции, в странах Африки, на Кубе (в числе первых советских туристов), в Италии, Греции, Турции, Финляндии, США и Чехословакии. Во время этих поездок встречался со многими известными людьми: фельдмаршалом Монтгомери, архиепископом Кентерберийским, Долорес Ибаррури, кубинским революционером Че Гевара. На Кубе изваял бюст председателя Национальной ассамблеи Блас Рока (гранит, 1962).

 

В 1975 году в Свердловске был установлен памятник изобретателю радио А.С. Попову. Здесь, пожалуй, впервые в памятнике творческому человеку отображены именно терзания и муки творчества. Даже закончив работу, автор какое-то время продолжал над ней размышлять. Во многом такое философское звучание скульптуры было вызвано личным состоянием Егорова, долго и мучительно работавшего над этим образом. Впрочем, и Зверев, и Татауров, и Малышев, и декабристы - это тоже во многом сам автор, живущий этим проступающим за чертой повседневности миром. Памятник Попову в сквере у главпочтамта на проспекте Ленина в Екатеринбурге приглашает прохожего остановиться, присесть, поразмышлять над жизнью. В сочетании с нашим внутренним состоянием мы находим этот памятник то умиротворяюще-спокойным, то тревожно-задумчивым, то скорбным, то элегически-мечтательным. Как мы видим, сильный духовный заряд перешёл от скульптора в памятник.

 

Периодом наиболее активного поиска новых форм и сюжетных линий стали в творчестве скульптора В. Егорова восьмидесятые годы. Здесь, прежде всего, следует назвать большой восьмифигурный монумент «Бунт уральских углежогов. Год 1841-й», посвященный трагическим событиям девятнадцатого века в Ревде. Другое название композиции – «Работным людям горнозаводского Урала». Она была создана меньше, чем за два года и в четыре метра высотой. Её отлили в гипсе, смонтировали. Много было восторженных отзывов, в том числе и от властей, но потом наступило время перемен, и памятник бесследно исчез.

 

В последние три года жизни В.Е. Егоров создал целый ряд скульптур так называемых «малых форм». Они легки, свежи и оригинальны. К ним относятся такие скульптуры, как «Гусар», «Красотка», «Лунная грусть» и прочие.

 

Есть среди произведений Егорова даже живопись – картины «Закат», «Осень», «Майский снег» и большое количество этюдов. Влюбленный навсегда в свою скульптуру, Владимир Егорович порой всё же иногда признавался: "Скучаю по цвету". Он также работал в графике. Среди его работ: «Берег Слоновой Кости», «Торговец сувенирами», «Уголок джунглей», «С думой о Москве» и другие.

 

В 1971 г. за достижения в изобразительном искусстве его наградили Орденом «Знак Почёта», спустя два года он получил звание Заслуженного работника культуры РСФСР, в 1990 г. объединение «Росмонументискусство» установило и присвоило В. Егорову за заслуги в развитии уральской монументальной скульптуры звание "Народный скульптор Урала".

 

Но всё же, настоящую известность принёс Владимиру Егорову скульптурный портрет «Уральский камнерез Г.Д.Зверев» (1954), обошедший большие и малые выставки страны, экспонировавшийся на Международной художественной выставке в Варшаве 1955 года. Более того, он был растиражирован в открытках, монографиях, альбомах. В портрете старейшего уральского камнереза Григория Даниловича Зверева (сына Данилы Зверева - прототипа бажовского Данилы-мастера) В. Егоров воссоздал образ мастеров-камнерезов, принесших славу Уралу во всей России и за рубежом. В предвоенные годы Г.Д. Зверев возглавил группу уральских камнерезов изваявших уникальную карту Советского Союза из уральских самоцветов. Зверев с учениками гранил и рубиновые звёзды для башен Московского Кремля.

 

На Всесоюзной художественной выставке, куда выставком принял скульптуру «без голосования», многие известные художники, в том числе и великий Евгений Вучетич, подолгу задерживались у работы молодого автора. Подошли трое, один говорит Егорову: «Очень вы нас порадовали, молодой человек! Работа просто потрясающая. У нас нет сейчас другой награды, не взыщите». И вручили... конфету. Когда они отошли, Владимир Егорович спросил столпившихся людей: «А кто это?». «Кукрыниксы», - был ответ.

 

Русский музей хотел приобрести «Портрет камнереза», но автор пожелал видеть его в "родной" Свердловской картинной галерее. И с тех пор уже полвека эта вошедшая в историю русского советского изобразительного искусства скульптура находится в экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

 

Высеченный в мраморе портрет старого мастера соединил в себе нечто классическое и народное. С одухотворенной тонкостью высечены скульптором голова старика и его руки, бережно держащие камень. С какой любовью Зверев смотрит на него, будто это его ребенок, вся его фигура, и взгляд, и положение рук – всё дышит этой любовью. Скульптор не посчитал нужным изобразить камнереза в полный рост, ему хватило всего лишь бюста, портрета чуть ниже груди, чтобы передать зрителю настроение камнереза, важность его дела, его намерения и мысли, в конце концов, его внешность. То, с какой тщательностью и мягкостью прорабатывает В. Егоров каждую морщинку, прядь волос на голове или на бороде, каждый мускул и сустав на пальцах, лице, шее и плечах, говорит само за себя. Удивительно точно Егоров изображает веки старого мастера: это веки мудрого и трудолюбивого человека, и именно из-под них глядят многое повидавшие глаза. Благодаря этим глазам, а также большим, но ласковым рукам, так бережно держащим камень, и состоялся Г. Зверев, как камнерез, как творец. Несмотря на то, что одет он просто, в обычную рубаху, он вызывает уважение к себе и своему труду.

 

В дальнейшем тема старых уральских мастеров, камнерезов нашла продолжение и приобрела черты жанровости в ставшем также широко известным по многим выставкам и находящемся в Нижне-Тагильском музее изобразительных искусств портрете «Умелец Н. Татауров», созданном в 1957 году. В том же году В.Е. Егоров со скульптурой «Портрет девушки» участвовал в выставке VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, стал членом и заместителем старосты Международной студии скульптуры и рисунка, объединившей молодых художников и скульпторов многих стран. А героиня «Портрета девушки» - Лилия - стала женой Егорова.

 

Главная тема творчества скульптора Егорова – создание образов людей, на которых держится Россия, в ком выражается как их время, эпоха, так и нечто присущее всем временам. В скульптуре «Уральский камнерез Г. Зверев» да и во всех своих работах Егоров стремился к классическим ясным образам, четкой архитектонике, переплетению обобщенного и конкретного. Его Зверев, также как и другие его произведения, отличается вдумчивостью образных решений, слаженностью композиции и проникновенностью психологических характеристик. Большое мастерство Егорова и жизнеутверждающие, патриотические основы его творчества дают надежду, что это имя сохранится в памяти следующих поколений.


Заключение.

 

Итак, мы изучили и прониклись творчеством выдающихся уральских художников и скульпторов середины XX века на двух конкретных примерах. Мы рассмотрели одни из лучших работ Александра Бурака и Владимира Егорова, а именно картину «К сыну за помощью» и скульптурный портрет «Уральский камнерез Г. Зверев». Обе эти работы были созданы в 1954 году и пропитаны любовью их создателя.

 

Говоря о картине, «К сыну за помощью» мы вспоминаем не только то, какой техникой она написана, насколько хорошо проработаны детали и контрастны цвета, но и то, насколько реалистичен сюжет, как художник подкрепляет его нравственно-поучительной подоплекой и толчком к осмыслению моральных ценностей. И именно поэтому эта картина так важна в творчестве и Бурака в частности, и в живописи уральских художников в целом.

 

Подытоживая разговор о скульпторе «Уральский камнерез Г. Зверев» главной отличительной чертой можно считать вдумчивость образных решений, слаженность композиции и проникновенность психологических характеристик. Большое мастерство Егорова и жизнеутверждающие, патриотические основы его творчества дают надежду, что это имя сохранится в памяти следующих поколений.


Список источников

 

1. Владимир Егоров. Скульптура. Свердловск, 1985

2. Художники народов СССР. Биобиблиограф. словарь. М.

3. Екатеринбургская галерея современного искусства. Свердловск, 1986

4. Галерея Леонида Шишкина. М. 1989

5. Толковый словарь арт-терминов

6. Дмитрий Смолин. Наше Наследие // № 77. М., 2006

7. М.В. Алпатов. Этюды по истории русского искусства: в 2 т. Т. 2. М., 1967


Приложение

Рис. 1.А. Бурак «К сыну за помощью»

Рис. 2.В. Егоров «Уральский камнерез Г. Зверев»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: