Практическое занятие № 1.
Реформа русского стихосложения
План:
1. Русский силлабический стих. Его происхождение и основные характеристики. Лингвистические причины неорганичности русской силлабики. Национально-исторические причины реформирования силлабического стиха.
2. «Новый и краткий способ к сложению стихов российских» В. К. Тредиаковского:
а) новые понятия: звук, слог, стопа, стих, ритм в трактате В. К. Тредиаковского и их соотношение;
б) тоническая модель (графическая схема) нового силлабо-тонического стиха;
в) непоследовательность Тредиаковского и причины незавершенности реформы.
3. М. В. Ломоносов – систематизатор русского стихосложения. «Письмо о правилах российского стихотворства»:
а) моменты совпадения в теориях Ломоносова и Тредиаковского;
б) новые стиховедческие понятия в «Письме» Ломоносова;
в) элементы непродуктивности в теории Ломоносова.
Задания:
1) Составить конспект трактатов В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова.
2) Подобрать стихотворные примеры к каждому вопросу.
3) Законспектировать статьи из указанного списка литературы.
Литература:
1) Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В. К. Избранные произведения. М.; Л., 1963.
2) Ломоносов М. В. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л., 1986.
3) Шенгели Г. Техника стиха. М., 1960. Гл. 1.
4) Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975. С. 68-70.
5) Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984. Гл. 1, § 7, 9, 10, 12, 14, 17-19.
Практическое занятие 2
Сатиры А. Кантемира
План:
1. Эстетические взгляды А. Кантемира.
2. Общая характеристика сатир А. Кантемира (I – IX): тематика, жанровые разновидности.
3. Ораторские приёмы сатир А. Кантемира (кольцевая композиция, диалогичность, устная разговорная речь и др.). Черты драматического действия в сатирах.
4. Тема, публицистический пафос, актуальность содержания «Сатиры 1. На хулящих учения. К уму своему».
5. Композиция «Сатиры 1»: зачин, обращения к условному адресату сатирического послания, портреты-обличения, обобщающие заключения.
6. Приёмы создания образов в сатирах А. Кантемира (антитеза конкретно-бытового и идеологического, портретная характеристика). Место автора в сатирах. Авторские «Примечания».
7. Роль А. Кантемира в истории русской литературы. В.Г. Белинский о сатире А. Кантемира.
Вопросы и задания:
1. Опишите всех персонажей I, II Сатир А. Кантемира, выпишите цитаты-самохарактеристики. Укажите особенности речи действующих лиц.
2. Проанализируйте примечания А.Д. Кантемира к сатирам III и VII. Чем была вызвана их необходимость? В какой степени эти комментарии помогли вам понять содержание указанных произведений? Из каких областей знания они почерпнуты?
3. Определите жанрово-композиционное своеобразие сатиры А.Д. Кантемира (двучастное строение вступления, деление текста на отдельные части, соотношение монолога, диалога и авторских примечаний и комментариев).
4. Как решается А.Д. Кантемиром проблема литературного образа-маски (портретная детализация, речевая характеристика, гипербола, авторская ирония, имя персонажа)?
5. Выпишите вульгаризмы из первых двух сатир А.Д. Кантемира. Объясните их художественную роль.
6. Какое место занимает стихотворная сатира в русской литературе XVIII в.? Установите связь сатир А.Д. Кантемира, А.П. Сумарокова и В.В. Капниста в отношении объектов сатирического отображения. Чем они отличаются в жанрово-стилевом отношении?
Литература:
Тексты:
А. Кантемир Стихотворения (любое изд.).
1. Русская литература XI – XVIII вв. – М.: Худож. лит., 1988. – С. 252-256.
2. Русская литература XVIII века:хрестоматия / сост. Г.П. Макогоненко. – Л.:Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1970. – С. 60-74.
3. Русская литература XVIII века, 1700 – 1775: хрестоматия / сост. В.А. Западов. – М.:Просвещение, 1979. – С. 63-82.
Учебники:
1. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века / О.Б. Лебедева. – М.:Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2000. –С. 59-72.
2. МосквичёваГ.В. Русский классицизм. Учебн. пособ. для студ. / Г.В. Москвичёва. – М.: Просвещение, 1986. – С. 96-112.
Критическая и научно-исследовательская литература:
Основная:
1. Западов А.В. Поэты XVIII века (А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков) / А.В. Западов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 32-61.
2. Крашенинникова О.А. «Пишу по должности гражданина…» (Проблемы национального самопознания в творчестве А.Д. Кантемира) / О.А. Крашенинникова // Русская литература как форма национального самосознания. XVIII век. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – С. 227-255.
3. Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века / Ю.В. Стенник. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. – С. 11, 54-91.
4. Щеглов Ю.К. Антиох Кантемир и стихотворная сатира / Ю.К. Щеглов. – СПб.: Гиперион, 2004. – 717, [1] с. – (Филологическая библиотека).
Дополнительная:
1. Белинский В.Г. Портретная галерея русских писателей. 1. Кантемир / В.Г. Белинский // Белинский В.Г. Собр. соч.: в 9 т. – М.: Современник, 1981. – Т.7. – С. 282-300.
2. Растягаев А.В. Житийная топика в прозе писателей XVIII столетия (Кантемир, Тредиаковский, Фонвизин): моногр. / А.В. Растягаев. – Самара: Книга, 2009. – 291 с.
3. Западов А.В. Подвиг Антиоха Кантемира: истор. роман / А.В. Западов. – М.: Сов писатель, 1988. – 301, [3] с.
Практическое занятие 3
Идейно-художественное своеобразие ломоносовской оды
План:
1. Ода в системе жанров классицизма. Характеристика оды в «Эпистоле о стихотворстве» А. Сумарокова. Какие свойства одического стиля пародирует А. Сумароков в своих «вздорных одах»?
2. М. Ломоносов о назначении поэзии («Разговор с Анакреонтом»).
3. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М. Ломоносова:
· тематика оды. Политические и социальные идеалы М. Ломоносова. Образ просвещённого монарха. Темы родины, науки, национальных талантов. Программность содержания оды;
· художественные приёмы создания героя (Пётр I, Елизавета Петровна). Идеализация, гиперболизм, роль мифологических образов;
· образ России. Природа, особенности её изображения;
· построение оды. Зачин и финал, лирический принцип связи и соотношения частей;
· приёмы создания высокого стиля. Лексические, синтаксические, изобразительные средства. Стихотворный размер, рифмовка (привлечь трактат М. Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства»).
4. Широта тематики и проблематики од М.В. Ломоносова («На взятие Хотина», «Утреннее размышление…», «Вечернее размышление…» и др.).
5. Значение опытов М.В. Ломоносова в жанре оды.
Вопросы и задания:
1. Определите и объясните позицию А.Д. Кантемира в вопросе о силлабо-тонической системе русского стиха. Прочтите для этой цели его работу «Письмо Харитона Макентина».
2. Что нового внёс М.В. Ломоносов в теорию русского стиха? Какие из его предложений не получили реализации в его собственной поэтической практике и в дальнейшем развитии русского стиха?
3. Какую роль играют античные божества и герои в одах М.В. Ломоносова? Приведите несколько примеров.
4. В чём заключается историко-литературная роль оды М.В. Ломоносова «На взятие Хотина»? Как поэтически осмыслены исторические события, лежащие в её основе?
5. Можно ли проследить в одах М.В. Ломоносова единство в изображении пространства и времени?
6. Раскройте символические особенности антитезы «свет – тьма» в одическом творчестве М.В. Ломоносова.
7. Выявите стилевые признаки высокого слога в одах М.К. Ломоносова на сюжетно-композиционном и лексико-синтаксическом уровне.
8. Обозначьте буквами способ рифмовки в строфах похвальных од М.В. Ломоносова.
Литература:
Тексты:
М. Ломоносов. Оды. Теоретические сочинения.
А. Сумароков. Теория стихотворства. «Вздорные оды» (См.: Русская литература XVIII века. 1700 – 1775. Хрестоматия / сост. В.А. Западов. – М.: Просвещение, 1979).
Учебники:
1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А. Гуковский. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 453 с.
2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века / О.Б. Лебедева. – М.:Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2006. – 416 с.
3. Москвичёва Г.В. Русский классицизм. Учебн. пособ. для студ. / Г.В. Москвичёва. – М.: Просвещение, 1986. – 189, [2] с.
Критическая и научно-исследовательская литература:
Основная:
1. Баландин Р.К. Михаил Ломоносов / Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2011. – 350, [1] с.
2. Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трёх стилей / В.П. Вомперский. – М.: РГБ, 2008. – 209, [1] с.
2. Западов А.В. Поэты XVIII века. Ломоносов. Державин / А.В. Западов. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 32-79.
3. Кошелев В.А. М.В. Ломоносов в жизни и творчестве: учеб.пособ. / В.А. Кошелев, А.В. Кошелев. – М.: Рус.слово, 2012. – 161, [6] с.
4. О творчестве Ломоносова. Критика и исследования / сост. Т.П. Аранзон. – М.: Фонд поддержки эконом.разв. стран СНГ, 2008. – 203, [1] с. – (Ломоносовская б-ка).
5. Салова С.А. Утро русской анакреонтики: А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков / С.А. Салова; Башкир.гос. ун-т; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: МАКС Пресс, 2005. – 263 с.
6. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр / Ю.Н. Тынянов // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977.
7. Шубинский В.И. Ломоносов / В.И. Шубинский. – М.: Молод.гвардия, 2010. – 469, [2] с.
Дополнительная:
1. Моисеева Г.Н. Ломоносов и древнерусская литература / Г.Н. Моисеева. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. – 297 с.
2. Новик В.К. М.В. Ломоносов, личность и образы (XVIII– XXI вв.) – Изд. 2-е, испр. и доп. / В.К. Новик. – М.: Физ. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. – 124 с.
3. Степанов Ю.Г. Михаил Васильевич Ломоносов / Ю.Г. Степанов. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 95, [1] с.
4. Ломоносовская энциклопедия: в 3 т. / сост. С.Г. Богородская и др. – М.: Изд. дом Мещерякова, 2011.
5. Осипов В.И. Философия М.В. Ломоносова / Федерал. агенство по образов., Гос. образ.учрежд. высш. проф. образования «Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова». – Архангельск:Поморск. ун-т, 2009. – 136, [1] с.
6. Карпеев Е.П. М.В. Ломоносов / Е.П. Карпеев. – М.: АСТ и др., 2008. – 188, [2] с.
7. Лебедев Е.Н. Ломоносов / Е.Н. Лебедев. – М.: ОГИ, 2008. – 747, [1] с.
Практическое занятие 4
Русская классицистическая трагедия. Трагедия А.П. Сумарокова "Димитрий Самозванец"
План
1. Трагедия как высокий жанр классицизма. А.П. Сумароков о целях и специфике трагедии. Как соотносится выработанная Сумароковым драматургическая система с традициями западноевропейской классицистической трагедии?
2. Историческая основа трагедии как возможность для постановки Сумароковым политических и философских проблем. Идейно-художественная функция обращения драматурга к национальной истории. История и современность в трагедии Сумарокова. Характер историзма в русской классицистической драматургии.
3. Своеобразие трагического конфликта и сюжета в "Димитрии Самозванец". Основные сюжетные линии пьесы и их взаимодействие. Внешний и внутренний конфликты в произведении, пути их разрешения. Роль любовной коллизии. Связь этической направленности трагедии с политической проблематикой. Концепция зла в произведении. "Царь" и "истина" в представлении героев трагедии.
4. Принципы построения характеров в трагедии Сумарокова. Почему драматург до минимума сокращает число персонажей? Почему Сумароков нарушает принципы создания образной системы классицистической трагедии? Своеобразие положения главного героя в системе образов произведения. Основные приемы создания образа Самозванца.
5. Особенности стиля трагедии Сумарокова. Почему трагедии классицистов называют "трагедиями разговоров"?
6. Место и значение трагедии "Димитрий Самозванец" в творчестве Сумарокова и в развитии русской драматургии.
Основная литература
1.Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе / Ю.В. Стенник. - Л., 1981.-С. 68-74*.
2.Москвичева Г.В. Русский классицизм / Г.В. Москвичева. - VI., 1986. - С. 48 - 73.
3.Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII - XVIII веков / В.А. Бочкарев.-М., 1988.-С. 112-142.
4.Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А. Гуковский. - М., 1998.-С. 147-154.
Дополнительная литература
1.Серман И. 3. Русский классицизм / И.З. Серман. - Л., 1973.-С. 87- 115*.
2.Моисеева Г.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века / Г.Н. Моисеева. - Л., 1980. - С 171-182.
Практическое занятие 5