Доводы из единогласного мнения сподвижников Посланника Аллаха




Хукм оставившего намаз

 

Воистину, мы восхваляем Аллаха, Господа Миров, прибегаем к Нему за помощью, просим у Него прощения, и прибегаем к Нему за убежищем от наших грехов и зла наших душ.

Воистину, кого Аллах наставил – того никто не собьет, а кого Аллах сбил, того никто не наставит.

Мы свидетельствуем, что воистину, нет никого достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Посланник, посланный перед Судным Днем с мечём, до тех пор, пока не будет поклонение принадлежать Одному лишь Аллаху, а затем:

Это послание, инша Аллах, станет хорошим разьяснением для мусульман СНГ, по теме, вокруг которой множество споров, различных мнений, обсуждений, обвинений, и неудивительно, что простой мусульманин может запутаться во всем этом. Поэтому мы решили осветить эту тему – "Хукм оставившего намаз", простым языком, так, чтобы это было понятно простым мусульманам, и четко структурировать нашу работу, чтобы не было путаницы и один раздел не заходил в другой.

 

Если кто то спросит – в чем цель написания подобного послания, ведь на эту тему сказано уже достаточно много?

 

Ответ: цель – опираясь на Коран, Сунну, в понимании саляфов этой Уммы и тех, кто последовал за ними – разьяснить этот важный вопрос, чтобы наше вероубеждение в нем было соответствующим Корану и Сунне, за которыми обязан следовать каждый мусульманин.

 

И следование за Кораном и Сунной – это причина успеха, причина единения мусульман и причина победы, поэтому обязательно следование за Кораном и Сунной в понимании праведных сподвижников во всех вопросах, и не отклоняться от этого в пользу страстей, традиций, неподкрепленных мнений и тому подобного.

 

Более того, этот раздел – отклонение в нем представляет опасность тем, что именно через него пытаются воздействовать на мусульман мурджииты, которые заблудились сами и вводят в заблуждение других. И мурджиизм – одно из самых опасных заблуждений, от которого предостерегали праведные предшественники, поэтому обязательно нам знать их заблуждения и остерегаться их.

 

В данном исследовании мы опирались на книги праведных ученых, и не писали ничего от себя, лишь передавая аргументы людей знания. Мы использовали написанные в этом разделе книги имама Ахмада, имама аль Марвази, шейх-уль-Ислама Ибн аль Каййима аль Джаузи, шейха Абу Хасана аль-Мариби, и также многие книги, написанные в вопросах Имана у Ахлю-Сунна уаль Джамаа, и работы требующих знаний об этом вопросе, да воздаст им благом Всевышний Аллах.

 

Мы разделили книгу на две части – первая часть будет посвящена доводам из Корана, Сунны, и иджма (единогласного мнения), вторая – опровержению доводов противоречащей стороны, и также сделали небольшие примечания в конце.

 

Просим Всевышнего Аллаха, Свят Он и Велик, принести пользу в будущей жизни нам, и всем мусульманам, посредством этой работы, и защитить нас от заблуждений, и даровать нам райские сады. Амин!

 

 

Часть 1. Доводы, доказывающие неверие оставляющего намаз

 

Доводы из Корана

 

Первый довод

 

Слова Всевышнего Аллаха: "Неужели Мы мусульман приравняем к преступникам? Что с вами? Как вы судите? Или у вас есть Писание, из которого вы узнали, что там у вас будет все, что вы выберете? Или у вас есть Наши клятвы, которые сохранятся до Дня воскресения, о том, что у вас будет все, что вы присудите? Спроси их, кто из них поручается за это? Или у них есть сотоварищи? Пусть же они приведут своих сотоварищей, если они говорят правду! В тот день, когда обнажится Голень Аллаха, их призовут сделать земной поклон, но они не смогут сделать этого. Их взоры потупятся, и унижение покроет их. А ведь их призывали сделать земной поклон, когда они пребывали во здравии" (Аль-Колям, 35-43)

 

Сказал имам Ибн аль Каййим аль Джаузи: "Суть доказательства из аята - то, что воистину Он, Свят Он и Велик, поведал, что Он неприравняет мусульман к преступникам, и что это не подобает Его Мудрости, и Его Решению. Затем упомянул Он положение преступников, которые на противоположной стороне от мусульман, и сказал: " В тот день, когда обнажится Голень Аллаха.." – воистину, они будут призваны к земному поклону своему Господу, Благороден Он и Велик, и будет поставлено препятствие между ими и между Ним, и не смогут они сделать земной поклон вместе с мусульманами, будучи наказанными за то, что они оставляли земной поклон Ему вместе с молящимися в этом мире. И это доказывает то, что они вместе с кафирами и мунафиками, чьи спины станут как бока коров. И если бы они (оставившие молитву) были бы вместе с мусульманами, то воистину, было бы дано им разрешение сделать земной поклон, как было дано мусульманам" "Ас-Соляту уа хукму тарикиха", 27-28

 

Второй довод

 

Слова Всевышнего Аллаха: "Выстаивайте молитву, выплачивайте закят, и подчиняйтесь Посланнику – быть может, вы будете помилованы" (Ан-Нур, 56)

 

Сказал имам Ибн аль Каййим аль Джаузи: "Суть доказательства в том, что воистину Он, Пречист Он, связал достижение Его Милости для них с выполнением этих вещей, и если бы оставление ими молитвы не делало бы обязательным их такфир и вечное нахождение в Огне, то они непременно были бы помилованными и без выполнения молитвы, и Всевышний Господь дал им надежду на Милость только лишь в случае выполнения молитвы" "Ас-Соляту уа хукму тарикиха", 28

 

Третий довод

 

Слова Всевышнего: "После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они встретят "гоййя", кроме тех, которые раскаялись, уверовали и совершали праведные деяния. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо" (Марьям, 59-60)

 

Сказал АбдуЛлах Ибн Масуд в тафсире этого аята: " Это река в Аду, мерзкого вкуса и очень глубокая"

 

Сказал шейх Ибн Усаймин: "В этом аяте доказательство на то, что воистину тот, кто оставляет молитву, не является верующим, и основа в отрицании качества от описываемого им - это полное отрицание, кроме того, когда придет доказательство, что подразумеваемое под отрицанием – частичное отрицание этого качества" см. "Фатауа Ибн Усаймин", 1-324

 

Поясним слова шейха Усаймина, чтобы было более доступно: в данном аяте ставится условие для вхождения в Рай для того, кто оставил намаз и стал потакать страстям – раскаяться, уверовать, и совершать праведные деяния. И необходимость уверовать подразумевает то, что в предыдущем состоянии Иман от него отрицался.

 

Сказал имам Ибн аль-Каййим: "Если бы был оставивший молитву верующим, то не было бы обусловлено для его таубы уверовать" "Ас-Соляту уа хукму тарикиха", 29

 

 

Четвертый довод

 

Слова Всевышнего: "Если же они раскаются, будут совершать молитву, и выплачивать закят – то они станут вашими братьями по вере" (Ат-Тауба, 11)

 

Сказал имам Ибн аль Каййим: "Связал Всевышний Аллах их братство с верующими с выполнением молитвы, и если они не будут ее делать, то не будут братьями для верующих и не будут верующими, по причине слов Всевышнего Аллаха: "Воистину, лишь верующие – братья" (аль-Хаджарат, 10) "Ас-Соляту уа хукму тарикиха", 29-30

 

И некоторые имамы сказали, что под их совершением молитвы и выплачиванием закята подразумевается убеждение в их обязательности, однако это неправильно, поскольку если человек покается от ширка и неверия, и признает обязатльность молитвы и закята, но не признает обязательность всего остального – то он не станет братом по вере, а останется кафиром.

 

Сказал имам Ибн Батта: "Если какой-то человек уверовал во все, с чем пришли Посланники, кроме какой-то одной вещи и он отверг эту вещь, то он считается кафиром у всех ученых мусульман" (Аль-Ибана, 211)

 

Более того, покаяние от ширка и неверия обязательно уже включает в себя признание и веру во все то, с чем пришел Посланник, поэтому такое понимание неправильно.

 

Поэтому, для братства в религии после ширка Всевышний Аллах поставил три условия:

 

1. Покаяние от ширка

2. Выстаивание молитвы

3. Выплачивание закята

 

И что касается выплачивания закята, то пришли другие доказательства[1], которые указывают на то, что это не будет неверием, поэтому выплачивание закята здесь не будет непременным условием действительности веры, в отличие от таубы от неверия и многобожия, и выстаивания молитвы. См. "Маджмуа аль фатауа уа расаиль Ибн Усаймин", 12-129

 

Пятый довод

 

Слова Всевышнего Аллаха: "Он не посчитал правдой и не совершал намаз. Напротив, он счел ложью и отвернулся" (Аль-Кыяма, 31-32)

 

Сказал имам Ибн аль Каййим: "И так как является Ислам считанием истиной повествования (Корана и Сунны) и подчинением приказам – сделал Он, Пречист Он, для него две противоположности – это отсутствие считания истиной и отсутствие молитвы, и противопоставил считанию истиной – считание ложью, а молитве – отворачивание, и сказал: "Напротив, он счел ложью и отвернулся". И как является посчитавший ложью кафиром, так и отвернувшийся от молиты будет кафиром, и как уходил Ислам со считанием ложью, точно также уходит с отворачиванием от молитвы" см."Ас-Соляту уа хукму тарикиха", 30

 

И также подобный довод привел шейх-уль-Ислам Ибн Теймия, см. "Маджмуа аль фатауа", 7-142.

 

Сказал имам-саляф аль-Марвази, аргументируя этим аятом на куфр оставившего молитву: "Не добавил Всевышний Аллах к подтверждению сердцем что либо, кроме молитвы" см. "Тазыму кодри ас-соля", 1-129

 

 

Шестой довод

 

Слова Всевышнего Аллаха: "Выстаивайте молитву и не будьте из числа многобожников" (Сура ар-Рум, 31)

 

Сказал имам аль-Марвази: "И разъяснил Всевышний, что воистину, признак бытия многобожником – это оставление намаза" см. "Тазыму кодри ас-соля", 2-1005

 

Аргументировали ученые также и другими аятами, однако аргументация ими менее ясная, либо ее можно оспорить, поэтому мы опустим их, и будем ссылаться только на ясные доводы.

 

Доводы из Сунны

 

 

Первый довод

 

Сказал Посланник Аллаха: "Между рабом и между многобожием и неверием оставление намаза" (Муслим, 82, Абу Дауд, 4678, Тирмизи, 2618, Ахмад, 14989, Ибн Хиббан, 1453, Табарани, 799, Бейхакы, 3-366, и другие, и его иснад достоверен)

 

Сказал имам Аш-Шанкыти об этом хадисе: "Он ясен в том, что оставивший намаз – кафир, поскольку привязка многобожия к неверию дает сильнейшее усиление на то, что он кафир" см. "Адвауль баян", 4-311

 

Сказал шейх Абдуль-Азиз Абдуль Латыф: "Провел Посланник Аллаха ясную границу между Исламом и неверием, и это – оставление молитвы, и кто выполняет намаз – тот муслим, а кто оставляет его, то он – неверный" см. "Науакидуль иман аль коулия уаль амалия", 462

 

Второй довод

 

Сказал Посланник Аллаха: "Завет между нами и ими – молитва, и кто оставил ее, тот стал кафиром" (Ан-Насаи, 463, Тирмизи, 2621, Ибн Маджа, 1079, Ибн Хиббан, 1454, Ахмад, 5-355, и другие, и иснад его сахих)

 

Сказал хафиз аль-Ираки в шархе этого хадиса: "Воистину, местоимение "ими" возвращается к неверным и мунафикам, и смысл его – между мусульманами, и неверными и лицемерами оставление молитвы" "Торху ат-тасриб шарх ат такриб", 2-145

 

Сказал шейх Усаймин: "Завет который между нами и кафирами, то есть: разделяющая вещь, которая между нами и ими – это молитва, и кто оставил ее, стал кафиром, стал из них, а не из нас" см. "Шарх рияд ас-солихин", 1-68

 

Сказал шейх Абу Хасан аль-Мариби: "И этот хадис и тот что до него (первый довод) – очевиднейшее доказательство на куфр оставившего молитву" см. "Сабилю ан-наджати фи баяни хукми тарики ас-соляти", 26

 

Третий довод

 

Сказал Посланник Аллаха: "Между рабом и иманом и куфром – молитва, и кто оставил ее – тот сделал многобожие" (Лялякаи, 1521, и назвал шейх Альбани хадис достоверным)

 

Суть доказательства им такая же, как и у предыдущих хадисов.

 

 

Четвертый довод

 

Передали имамы Бухари, Муслим, и другие, что когда Посланник Аллаха внезапно нападал на селение, перед наступлением молитвы фаджр, если он слышал азан, то он воздерживался от нападения, а если не слышал, то внезапно нападал на них.Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправлялся с нами в военный поход против людей (из какого-нибудь племени), он не нападал на них до утра, а ждал, и, если слышал азан, не трогал (этих людей), а если не слышал его, то атаковал их». (Бухари, 354. (610), Муслим, 382, и другие)

 

Сказал шейх Абу Хасан аль-Мариби: "Суть доказательства этим хадисом: то, что отсутствие азана – указание на отсутствие молитвы, а отсутствие молитвы - доказательство на то, что воистину это деревня многобожников" см. "Сабилю ан-наджати фи баяни хукми тарики ас-соляти", 26

 

Пятый довод

 

Передал имам Ан-Насаи и другие от Михджана, что был он в маджлисе с Посланником Аллаха, и был дан азан на молитву, и поднялся Посланник Аллаха и провел молитву, затем вернулся, а Михджан был там же, и не молился с ним. И сказал ему Посланник Аллаха: "Что удержало тебя от того, чтобы помолиться с людьми? Ты что, не мужчина-мусульманин?" И ответил он: "Да, о Посланник Аллаха, однако я молился со своей семьей". Сказал Посланник Аллаха: "Если пришел, то молись с людьми, даже если ты уже молился" (Ан-Насаи, 930, Малик, 298, Хаким, 1-244, Абдур-Раззак, 3932, и другие, и сказал шейх Альбани: хадис достоверный)

 

Сказал имам-саляф Ибн Абдуль Барр: "И в этом – а Аллах знает лучше – доказательство на то, что тот, кто не молится – тот не мусульманин" см. "Ат-Тамхид", 4-224

 

Сказал имам Ибн аль Каййим: "И сделал Посланник Аллаха различением между муслимом и кафиром молитву, и как будто ты находишь подразумеваемым в словах этого хадисе – "Воистину, если бы ты был муслимом – то молился бы" см. "Ас-Соляту уа хукму тарикиха", 36

 

И в этом хадисе есть передатчик по имени Буср, и в нем есть разногласие, однако Ибн Хаджар аль-Аскалани назвал его правдивым, и признал этот хадис достоверным шейх аль-Альбани, однако даже если предположить, что он недостоверен, то это далеко не единственный ясный довод в этом вопросе.

 

Шестой довод

 

Cказал Посланни Аллаха: "Для того, кто соблюдает молитву, она станет светом, доказательством и спасением от Огня в День Воскресения. А для того, кто не соблюдает ее, не будет ни света, ни доказательства, ни спасения от Огня, и в День Воскресения он будет воскрешен вместе с Каруном, Фараоном, Хаманом и Убеем ибн Халяфом" (Дарими, 2721, Ибн Хиббан, 1467, Ахмад, 6576, Тахауи, 3181, Табарани 1767, хадис хасан)

 

Сказал имам Ибн аль Каййим: "Воистину, он выделил их в упоминании лишь потому, что они из глав куфра. И в этом чудесная тонкость - то, что оставивший укреплять молитву делает это по четырем причинам – либо занимают его деньги, либо власть, либо высокое положение, либо торговля, и тот, кого от молитвы удерживает его богатство, то он будет с Каруном. Тот, кого удерживает от молитвы его власть, будет с Фараоном. Тот, кто оставляет молитву из-за своего высокого чина, будет с Хаманом. И тот, кого от молитвы удерживает его торговля, будет с Убеем ибн Халяфом". См. "Ас-Соляту уа хукму тарикиха", 33

 

Некоторые имамы ответили на аргументацию этим хадисом тем, что он будет с ними не вечно, однако, а Аллах знает лучше, более верным является мнение Ибн аль Каййима, поскольку спасение от Огня в хадисе отрицается полностью, и пока нет доказательства, что это временное отрицание спасения, то не возможно отклонить хадис от очевидного смысла.

 

Сказал имам Аш-Шанкыти: "И этот хадис – яснейшее доказательство на куфр оставившего молитву, поскольку отрицание света, доказательства, и спасения, и их бытие вместе с Фараоном, Хаманом, Каруном, и Убеем ибн Холяфом в День Воскресенья – яснейшее доказательство на куфр" см. "Адвауль баян", 4-313

 

Седьмой довод

 

Сказал Посланника Аллаха: "Головой всему является Ислам, его опора - молитва, а вершина его - джихад на пути Аллаха" (Тирмизи, 2616, Насаи, 11394, и другие, и шейх Альбани, имам Тирмизи, имам Ибн аль Каййим и другие назвали его достоверным)

 

Сказал имам Ахмад Бин Ханбаль: "Не знаешь ли ты, что шалаш, когда упадет его опора – то упадет и сам шалаш, и не принесет пользы ни веревка, ни колышки, а когда стоит опора шалаша, то принесут ему пользу и веревка, и колышки?" см. "Рисаляту ас-соля" имама Ахмада, 16

 

Сказал имам Ибн аль Каййим: "Суть доказательства в том, что воистину, Посланник Аллаха рассказал, что молитва в Исламе в статусе опоры, на которой держится шатер, и как падает шатер при падении опоры, также и уходит Ислам при уходе молитвы" См. "Ас-Соляту уа хукму тарикиха", 34

 

Восьмой довод

 

Сказал Посланник Аллаха: "Тот, кто молится нашу молитву, и обращается к нашей кибле, и ест зарезанное нами мясо – тот муслим, которому безопасность от Аллаха, и безопасность от Его Посланника, так не нарушайте же безопасность от Аллаха" (Бухари, 378, Ан-Насаи, 2030, и др)

 

Сказал имам Ибн аль Каййим: "Суть доказательства будет с двух сторон. Первое: то что воистину он сделал его муслимом только при наличие этих трех, и не будет он муслимом без них. Второе: то, что воистину он, когда молится в сторону запада, не будет муслимом, до тех пор, пока не будет молиться в сторону киблы мусульман, так что же говорить, если он вообще оставит молитву?!" См. "Ас-Соляту уа хукму тарикиха", 35

 

Сказал шейх Абу Хасан аль Мариби: "Подразумеваемое под "..ест зарезанное нами мясо.." – запрещение запретного, и разрешение разрешенного. И согласно этому, данный хадис пригоден для того, чтобы аргументировать им в данном разделе" см. "Сабилю ан-наджати фи баяни хукми тарики ас-соляти", 43

 

Девятый довод

 

Сказал Посланник Аллаха: "Первое что вы потеряете из вашей религии – это амана, а последнее, что останется из вашей религии- это молитва" (Табарани, 8699, Бейхакы, 5283, и др, и он достоверный по сумме всех свидетельств)

 

Сказал имам Ахмад Бин Ханбаль: "И наша молитва – это конец нашей религии, и это первое за что мы будем спрошены в завтрашнем дне из наших дел, и нет Ислама и религии после ухода молитвы, и если стала молитва последним, что уйдет из Ислама, то каждая вещь, у которой уходит последняя ее часть – ушла полностью" см."Рисаляту ас-соля" имама Ахмада, 1-39

 

Десятый довод

 

Сказал Посланник Аллаха: "Воистину, моя Умма в День Воскресенья будет созвана по звезде на лице и круглым кольцам на ногах и руках от следов вуду, так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это» (Бухари, 136, Муслим, 246, и др.)

 

Сказал шейх-уль-Ислам Ибн Теймия: "Воистину, будет звезда и кольца только для тех, кто делал омовение и молился, и засияло его лицо от вуду, и засияли его ноги и руки от вуду, и молился он со звездой и кольцами. Кто же не делал вуду, и не молился, не было у него звезды и колец, и не будет у него особенности мусульман, которая как герб для Пророка.., и не будет такой из Уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует" см. "Маджмуа аль фатауа", 35-107

 

Одиннадцатый довод

 

Сказал Посланник Аллаха: "Первое за что будет рассчитан раб в День Воскресения – это молитва, и если она была годной, то будут годными все его деяния, а если она была негодной, то будут негодными все его деяния" (Табарани, 1859, шейх Альбани признал достоверным)

 

Пришло в другом варианте хадиса: "Если она будет годной, то он преуспел, а если негодной, то он потерпел неудачу и убыток" (Табарани, 3872, Тирмизи, 378, Ан-Насаи, 461, и другие, шейх Альбани признал сахих)

 

Сказал имам Ибн аль Каййим: "Если бы принималось от оставившего молитву что-либо из благих дел, то не был бы он (назван) в числе потерпевших неудачу и убыток" См. "Ас-Соляту уа хукму тарикиха", 23

 

Двенадцатый довод

 

Хадис о заступничестве, где пришло среди рассказа о событиях Судного Дня: "..До тех пор, пока Аллах не захочет Милости тому, кому пожелает из Людей Огня, и прикажет ангелам вывести из Огня тех, кто поклонялся Аллаху, и не придавал ему ничего в соучастники, и выведут они их, и узнают их по следам от суджуда, и запретил Аллах Огню есть следы суджуда, и они выведут их из Огня, и узнают по следам суджуда, и всего сына Адама сьест Огонь, кроме следа от земного поклона, и выведут их из огня, и сгорели они.. и затем завершит Аллах суд между рабами" (Бухари, 764, Муслим, 267)

 

И из этого хадиса ясно, что последний, кто выйдет из Огня по заступничеству – это люди со следами суджуда, делавшие молитву, а кто не совершал ее – останется в Огне навечно.

 

Сказал шейх-уль-Ислам Ибн Теймия приведя часть этого хадиса: "И тот, кто не будет из людей суджуда Единственному достойному поклонения, Прощающему, Любящему, Обладателю Великого Трона – сьест его всего Огонь" (см. "Маджмуа аль фатауа", 35-117)

 

И более подробно, инша Аллах, придет обьяснение этого во второй части работы, в разделе обьяснения хадиса заступничества.

 

Тринадцатый довод

 

Аcар от Джабира Ибн Абдуллаха, когда было спрошено у него: "Что разделяло у вас между куфром и иманом из деяний во времена Посланника Аллаха?", и он ответил: "Молитва". (См. "Тазыму кодри ас-соля", 893, и шейх Альбани признал, что иснад его – хасан)

 

И как сказали ученые по основам фикха, слова сподвижника "..во времена Посланника Аллаха" – это указание на икрар (признание Посланника Аллаха), и являются Сунной, и это – ясное свидетельство в нашем вопросе.

 

Сказал аш-Шаукани: "Если говорит сподвижник:"делали мы во времена Посланника Аллаха то-то и то-то", то сказали аль-Амиди, Ибн Хаджиб, Ас-Сафи аль-Хинди, что большинство ученых по усулю на том, что это довод, и суть этого в том, что это передано как действия их джамаата вместе с признанием Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует" См. "Иршадуль фухуль", 1-165

 

И невозможно такое, чтобы сподвижники во времена Посланниа Аллаха считали оставление молитвы куфром, а хукмом Шариата было отсутствие куфра, и Посланник Аллаха никак не поправил своих сахабов!

 

Более того, это включает в себя единогласное мнение сподвижников, ведь если они считали так во время Посланника Аллаха, то тем более, после его смерти они не вводили никаких нововведений! И подкрепляют это другие асары от сподвижников, которые придут ниже, и то, что никто из сподвижников не противоречил в этом вопросе.

 

И есть еще много доводов из Сунны, которыми аргументировали ученые, однако их указание на куфр оставившего молитву либо косвенное, либо его можно оспорить, поэтому мы не будем удлиннять работу с этой стороны, и думаем, что уже приведенного будет вполне достаточно. И перейдем к следующей части – а это единогласное мнение сподвижников.

 

 

Доводы из единогласного мнения сподвижников Посланника Аллаха

 

3.1 Необходимость следования за сподвижниками в их понимании религии


Сказал Аллах: "Первые опередившие, из числа мухаджиров и ансаров, и те, кто искренне последовали за ними - Аллах доволен ими, и они довольны Им. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние" (Тауба, 100)

И Аллах в аяте связал свое довольство со следованием по пути сподвижников.

 

Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Разделится моя Умма на 73 течения, из них 72 в Огне, а одно – в Раю". Сподвижники спросили: "Кто же они?". Пророк ответил: "Те, кто на том, на чем я и мои сподвижники" Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479.

 

И сподвижники – это люди, кто взяли религию непосредственно от Пророка, и они были лучшим поколением.

 

Аш-Шаби сказал: "Бери то, что рассказали тебе от сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а на то, что тебе рассказали, основываясь на своем мнении, помочись!" ‘Абдур-Раззакъ 11/256.

Саид ибн Джубайр сказал: "То, что не было известно сподвижникам, участвовавшим в битве при Бадре, не из религии ". См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1425.

Имам аль-Ауза’и сказал: "Знание – это то, что пришло от сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а то, что не пришло хотя бы от одного из них, не является знанием". См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1420.

 

И вышеприведенного, инша Аллах, хватит для разьяснения важности следования по пути сподвижников, и оставления противоречия им.

 

3.2 Единогласное мнение сподвижников Посланника Аллаха в вопросе оставления молитвы

 

 

Сказал Абу Хурейра: “Сподвижники Мухаммада не считали какую-либо вещь из деяний, чье оставление будет неверием, кроме как молитву.” (Хаким 1/12)

 

Все передатчики этого асара достоверны, кроме Джарири, о котором разногласили по причине того, что он запутался. И отрицал имам Ахмад то, что он запутался, а другие имамы говорили, что все-таки он запутался. И возможно это более правильное мнение.

 

Однако: является утвержденным, что передатчик этого асара Башар ибн Муфаддаль слышал от Джарири до того, как он запутался.

 

Сказал Хафиз ибн Хаджар: “ Не передал Бухари из хадисов Джарири ничего, кроме как от Абдуль-Аля, Абдуль-Уариса и Башара ибн Муфаддаля, и они слышали от Джарири до того, как он запутался ". (Худа ас-Сари 406).

 

И поэтому является асар достоверным сам по себе. И также он подкрепляется асаром Джабира, асаром Хасана аль Басри и Абдуллаха ибн Шакыка:

 

Сказал Джабир Ибн Абдуллах, когда было спрошено у него: "Что разделяло у вас между куфром и иманом из деяний во времена Посланника Аллаха?", и он ответил: "Молитва". (См. "Тазыму кодри ас-соля", 893, и шейх Альбани и шейх Абдуллах ас-Саад сказали, что иснад его – хасан,)

 

Сказал Хасан Аль Басри из числа больших табиинов: "Дошло до меня, что сподвижники Посланника Аллаха говорили: «Между рабом и тем, чтобы он совершил многобожие и впал в неверие - оставление молитвы без причины» (Халяль, 1372, Ибн Батта, 877, Лялякаи, 1539)

 

Сказал шейх Абдуллах ас-Саад, из сильнейших мухаддисов Саудии: "Его иснад достоверный до Хасана, и это аль-Басри, и известно, что Хасан встречался и слышал от большого множества сахабов"

см. https://www.alssad.com/publish/article_523.shtml

 

Сказал шейх Абу Хасан аль-Мариби: "Его иснад сахих до Хасана" см. "Сабилю ан-наджати фи баяни хукми тарики ас-соляти", 103

 

Сказал Абдуллах ибн Шакик, из числа больших табиинов: "Не считали сподвижники Посланника Аллаха что либо из дел, оставление чего будет куфром, кроме как молитву" см. "Сахих таргиб ва тархиб", 1\227, иснад сахих

 

Это ясный текст, подтверждающий единогласное мнение сподвижников в этом вопросе, который нельзя истолковать никак иначе.

 

В самом деле, если истолковать его, как оставление, не веря в его обязательность – то получится ересь, поскольку оставление любого из пяти столпов и других утвержденных обязательств, отрицая обязательность этого – неверие по единогласному мнению, и приписывать сподвижникам такой мазхаб, что они считали, что оставление например закята, отрицая его обязательность – не является куфром – это ересь и заблуждение.

 

А если кто-то скажет: "Почему бы нам тоже не отнести это иджма на малый куфр (куфр дуна куфр)?"

 

Ответ: это отвергаемое толкование, потому что есть множество деяний, оставление которых будет куфр дуна куфр (малое неверие), помимо молитвы. И если отнести этот асар к малому неверию, то получится ложный смысл, будто бы сподвижники не видели ни одного деяния, чье оставление было бы малым неверием, кроме молитвы. И это отвергается даже словом Ибн Аббаса касательно оставления суда по закону Аллаха (имеется ввиду не установление ширковских законов, как в наше время, а когда в исламском государстве правитель, например, отпускает виновного за взятку), который он назвал куфр дуна куфр (малым куфром).

 

И так поняли это иджма ученые, и никто из них не говорил, что сахабы имели ввиду малый куфр.

 

Сказал имам Аш-Шаукани, процитировав слова Ибн Шакика: "И очевидно из этого, что на этом были все сподвижники " см. "Нейл альАутор", 2-16

 

Сказал имам Мубаракфури: “Это слово АбдуЛлаха ибн Шакыка своим очевидным смыслом указывает на то, что сподвиники Посланника Аллаха были убеждены в том, что оставление молитвы – куфр. И очевидно из формы предложения, что это слово было тем, на котором собрались все сподвижники.” (Тухфатуль Ахузи” 7/370)

 

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "Воистину, на то, что куфр оставляющего молитву - большой куфр - есть иджма (единогласное мнение) сахабов! " см. "Шарх Аль Умда", 2/75

 

И данный асар – ясный в нашем вопросе, и не опровергается ничем, напротив, его подкрепляют другие сообщения от сподвижников Посланника Аллаха.

 

а) Асар Умара Ибн аль Хаттаба

 

Передал Сулейман бин Ясар, что когда смертельно ранили Умара ибн аль-Хаттаба, а затем, когда пришло время намаза, он сказал: "Нету доли в Исламе тому, кто оставил намаз" или как в другой передаче: "Нет Ислама для того, кто оставил намаз" (см. Малик, 1/39; Ибн Аби Шейба, 11/25; Байхаки, 1/367; Даракутни 2/52; Абдурразак, 5010; Найсабури, «аль-Икна», 2/690, и его иснад достоверный)

 

Сказал имам Ибн аль Каййим, передав этот асар: "Сказал это Умар в присутствие сподвижников, и никто выразил этому порицание. И предшествовало подобное этому от Абдуррахмана Ибн Ауфа, и Абу Хурейры, и не известно противоречие им в этом от сподвижников!" см. "Ас Соляту уа хукму таркиха", 50

 

Сказал также Умар ибн аль Хаттаб с минбара: "Нет Ислама у того, кто не совершает молитву" (Маруази, 930, 931, иснад достоверный)

 

б) Асар Абдуллаха Ибн Масуда

 

Сказал АбдуЛлах Ибн Мас'уд: "Кто не молится, то нет для него религии" (Ибн Аби Шейба, 30388, Марвази, 938, Халяль, 1387, Табарани, 8942, и другие, и назвал его достоверным шейх Аль-Альбани)

 

в) Асар Али Ибн Аби Толиба

 

Сказал Али Ибн Аби Толиб: "Тот, кто не совершает молитву – тот кафир" (Ибн Аби Шейба, 20427, Марвази, 933, Халяль, 1393, и другие)

 

И в иснаде этого асара есть неизвестный передатчик – Макаль аль-Хасами, и хотя сказал о нем Ибн Хиббан, что он достоверен, но имам Ибн Хиббан известен легким подходом к удостовериванию неизвестных передатчиков, поэтому более правильное мнение, что он неизвестный.

 

Однако на этот асар есть другой асар, который является свидетельствущим за него, и усиливающим его, а это асар Али через другую цепочку, который передал Аль Марвази, что сказал Али :"Кто оставил одну молитву преднамеренно, то он непричастен к Аллаху, и Аллах непричастен к нему" "Тазыму кодри ас-Соля", 2-934

И этот иснад слабый, поскольку в нем есть передатчики которые допускали ошибки, однако вместе с тем он не очень слабый, так как там нет очень слабых передатчкиков. Поэтому он является усиливающим вариантом. И также для этого асара есть второе подкрепляющее свидетельство у Ибн Аби Шейбы, 30427.

 

Сказал один из требующих знания в области хадиса, Мухаммад Ибн Халифа аль-Хашими: "Самая малая степерь его – это хасан" https://www.ahlalhdeeth.com/vb/showthread.php?t=39058

 

 

г) Асар АбдуЛлаха Ибн Аббаса

 

Передано от Ибн Аббаса, что он сказал: "Кто оставил молитву, тот стал кафиром" (Аль-Марвази, 939)

 

И в этом хадисе есть 2 проблемы в иснаде – во первых, передатчик Яхья Ибн Абдуль Хамид – хафиз, однако он был обвинен в воровстве хадисов, во-вторых, передатчик Шарик Коды – правдив, однако много ошибался.

 

И это делает иснад слабым, однако у него есть усиливающие варианты.

 

Передано от Ибн Аббаса, что он сказал: "Узлов ислама и столпов религии, на которых он возведен - три. И тот, кто оставляет один из них становится неверующим, и его кровь является дозволенной, и это свидетельство, обязательная молитва, и пост в Рамадан" (передал Абу Яла, 2349, Табарани, 12-174, и другие)

 

И в его иснаде есть слабость, а это передатчик Умар ибн Малик, в котором есть разногласие. И многие имамы сказали, что иснад этого хадиса хасан, и в любом случае, он является хорошим усиливающим свидетельством для первого асара.

 

Окончательно же закрепляет мазхаб Ибн Аббаса в этом вопросе то, что он присутствовал при смерти Умара ибн Аль Хаттаба, когда тот сказал о куфре оставляющего намаз, и никак не возразил на это, как и другие сподвижники.

 

д) Асар Абу Ад-Дарда

 

Сказал сподвижник Абу Ад-Дарда: "Нет Имана у того, у кого нет молитвы" (Марвази, 945, Халяль, 1384, Лялякаи, 1536, и другие)

 

И сказал шейх Альбани: "Его иснад достоверный" см. "Сахих ат-таргиб уа ат-тархиб", 574

 

е) Асар Саида Ибн Имара

 

Сказал сподвижник Саид Ибн Имара: "Воистину, нет молитвы у того, у кого нет омовения, и нет имана у того, у кого нет молитвы" (Халяль, 1397, Марвази, 903, 904, Табарани, 5459, и др)

 

Сказал шейх Альбани: "Его иснад хасан" см. "Ас-Сильсиля ас-сахиха", 1914

 

ж) Асар Джабира ибн Абдуллаха

 

Спросили у Джабира Ибн Абдуллаха: "Что между рабом и куфром?" Он ответил: "Оставление молитвы" (Марвази, 947)

 

 

Сказал шейх Абдуллах Ас-Саад: "Его иснад сахих" см. https://www.alssad.com/publish/article_523.shtml

 

з) Асар Биляля

 

Увидел муаззин Пророка Биляль, да будет им доволен Аллах, человека, который молился, не выдерживая земной и поясной поклоны столько, сколько надо чтобы они были действительными (т.е. молился их очень быстро), и сказал: "О молящийся, если ты умрешь сейчас, то умрешь не на религии Исы ибн Марьяма, мир ему и его матери" (Ибн Аби Шейба, 1/259, Халяль, 394, Табарани, 1085, и другие)

 

Сказал имам Аль Хейсами: "Все его передатчики достоверные" см. "Маджмуа аз-заваид", 2-121



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: