Как мы можем видеть, даже из этого малого количества приведенных высказываний, оценка будущего всегда колебалась от крайнего оптимизма до крайнего пессимизма.




Поб 3701 – 60 – 20 Фукалова Е. В.

Тема 5 «Будущее человечества: перспективы развития цивилизации в XXI веке».

Человеку свойственно задумываться о будущем, как в узком, личном смысле, так и в глобальном, человеческом. В древности, особым уважением и почетом пользовались жрецы, оракулы, весты, наделенные, как казалось, человеку обыденному, силой, знаниями и особым даром Богов, позволявшим заглянуть в укромные уголки будущего. Это всего лишь наивные пророчества, но….

Во многих религиях мы можем найти пророчества о жизни после смерти, о конце света.

Многие писатели стараются заглянуть в будущее, чтобы понять, что ожидает человечество. Создаются произведения, описывающие целые миры отдаленного будущего со своими законами, обычаями, порядками.

Великие умы философии и религиозные мыслители также держали тему будущего человечества в центре своего внимания. В их трактатах можно встретить множественные предсказания грядущего.

Современные философы предпринимают попытки прогнозирования будущего. Первые оценки и прогнозы относительно будущего относятся к концу 19 века. «Германия в 2000 году» Георга Эрмана (1891), «Будущая война и ее экономические последствия» И. С. Блиоха (1897), «Набросок политической и экономической организации будущего общества» Гюстава де Молинари (1899), «Предвосхищения» Герберта Уэльса (1901).

В 1943 году впервые употребляется слово «Футурология» - как наука о будущем. Правда, футурологические прогнозы социологов носили скорее обоснованные ожидания, нежели положение дел в будущем.

Вообще, интерес к исследованиям, посвященным будущему постоянно растет.

Практически каждый философ имеет свой взгляд на будущее. Остановлюсь на положениях некоторых мыслителей, показавшихся мне интересными.

Н. Ф. Федоров, русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. Его последователи и ученики В. А. Кожевников и Н. П. Петерсон, собрали и издали сочинения философа под названием «Философия общего дела». Основное положение в учениях Федорова - преодоление смерти, смертности и воскрешение во всей полноте телесного и духовного бытия всех ранее живших. Обновленное Человечество объединится в братскую семью и одержит великую Победу над смертью. И свершится это, по мнению Федорова, при участии творческих усилий и труда. Но и Сам человек изменится. Его органы будут преобразованы душевно-телесными явлениями. Человечество научится воссоздавать людей из самых первоначальных веществ, атомов, молекул. Обновление человека позволит освоить все космическое пространство. Человек будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях во всех мирах, как самых дальних, так и самых близких.

Российский и советский учёный-самоучка, исследователь, основоположник современной космонавтики К.Э. Циолковский считал, что Сегодняшний человек - существо незрелое, переходное. Скоро на Земле установится счастливое общественное устройство, наступит всеобщее объединение, прекратятся войны. В связи с развитием науки и техники изменится окружающая среда. Изменится и сам человек, став более совершенным существом. Ученый настоятельно утверждал, что полное и абсолютное завоевание Космоса - это реальный и единственный путь решения проблем человека.

Немецкий мыслитель Фридрих Ницше в своем произведении «Так говорил Заратустра» создал свой образ человека, назвав его сверхчеловеком. По его мнению, модифицированный и преобразованный сверхчеловек - это новый, более высокий биологический тип. Создание нового Сверхчеловека пройдет путем усовершенствования, строгого отбора и сознательного воспитания людей. Он объединит в себе все сильные и универсальные качества: мощнаю волю, увлечение, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевания, а также творчество, созидание другого, умение раздавать и дарить, жертвовать собой.

Согласно эволюционной теории Шри Ауробиндо, индийского философа, поэта, гуру, человечество как форма существования не является конечным пунктом эволюции. Но, возможно, последующее духовное существование, которое отрицает материальные ограничения, выходит за пределы неведения и сливается с состоянием Супраментального существования. Это состояние, согласно Шри Ауробиндо, станет Божественной жизнью на земле, которой будет сопутствовать знание, истина, а также субстанция и энергия Супраментального сознания.

Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас в книге «Будущее человеческой природы» рассматривает моральные вопросы, связанные с преимплантационной диагностикой и «исследованием эмбрионов в потребительских целях» (использованием стволовых клеток), а также с применением, в перспективе, генетических технологий для изменения человеческой природы.

Также интересны теории представителей алармизма, в которых они акцентируют внимание на катастрофических последствиях воздействия человека на природу, нехватке природных ресурсов для дальнейшего развития человечества.

А приверженцы постгендеризма утверждают, что наличие гендерных ролей, социальной стратификации, и половых различий наносит ущерб не только личности, и обществу в целом. Поддержка добровольного уничтожения пола человека через использование расширенных биотехнологий и вспомогательных репродуктивных технологий единственный путь спасти человечество в будущем.

Как мы можем видеть, даже из этого малого количества приведенных высказываний, оценка будущего всегда колебалась от крайнего оптимизма до крайнего пессимизма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: