Мышление каждого человека имеет некоторые отличия по определенным свойствам.
Самостоятельность – умение человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения, не прибегая к частой помощи других людей.
Широта – это когда познавательная деятельность человека охватывает различные области (широкий кругозор).
Гибкость – умение изменять намеченный вначале план решения, если он уже не удовлетворяет.
Быстрота – способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять решение.
Глубина – умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает (нужно иметь голову Ньютона, чтобы увидеть в падающем яблоке проблему).
Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли (не считать свои мысли абсолютно верными).
Классификация нарушений мышления в психопатологии
1. Нарушение динамики мыслительной деятельности:
а) Ускоренное мышление протекает на фоне повышенного настроения, характеризуется быстрым возникновением ассоциаций, быстрым темпом речи. Суждения поспешны, не продуманы.
б) Замедленное мышление характерно для больных в депрессивном состоянии. Проявляется в замедлении темпа течения мыслительных процессов, чувстве затрудненности мышления.
в) Инертное мышление – группа синдромов расстройств мышления, основной признак который – недостаточная подвижность (ригидность) психических процессов,"топтание" на месте, невозможность выйти из круга определенных представлений и переключиться на что-то другое. неумение отделить основное от второстепенного (заболевания различного генеза: шизофрения, грубая органическая патология головного мозга, эпилептическое слабоумие).
|
2. Нарушение структуры(логики) мыслительной деятельности.
а) Аутистическое мышление.Такое мышлении игнорирует закономерности реального мира. Больной испытывает чувство отстраненности от внешнего мира, который он перестает понимать. Теряется способность различать границы между субъективным миром и реальностью. Наиболее характерно для больных шизофренией, но может встречаться при грезах у истерических субъектов и даже у здоровых людей в какие-то периоды жизни.
б) Резонерское мышление. Резонерство – склонность к бесплодному мудрствованию, к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Встречается у больных шизофренией, эпилепсией, олигофренией и при ряде органических поражений головного мозга.
в) Паралогическое мышление. Патологическая склонность больных к паралогизмам. Паралогизм – неправильное, ложное рассуждение, логическая ошибка в умозаключении, происшедшем непреднамеренно и являющаяся следствием нарушения законов и правил логики
3. Нарушение содержания мыслительной деятельности (патологическая продукция мышления):
а) Навязчивые мысли – это представления и мысли, непроизвольно вторгающиеся в психику больного и тяжко им переживаемые, им присущи эпизодичность, приступообразное течение. Возникают в теснейшей связи с эмоциональной сферой, сопровождаются депрессивными эмоциями, чувством тревоги.
б) Сверхценные идеи – отдельные суждения или группа суждений, аффективно насыщенных и носящих стойкий, фиксированный характер. Например, сверхценные идеи ревности, изобретательства, ипохондрические. Будучи весьма эмоционально насыщенными, занимают в психике центральное место и мешают человеку быть в достаточной мере беспристрастным и объективным в своих суждениях.Сверхценные идеи чаще всего возникают у личностей с патологическим складом характера (паранойяльные, психастенические, эпилептоидные психопаты).
|
в) Бред – совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и не поддающихся коррекции извне. Бредовые идеи отличаются постоянством и непоколебимостью. Характерна убежденность больного в полной реальности бредовых переживаний. Попытки разубедить больного, доказать ему неправильность его бредовых построений, как правило, приводят лишь к усилению бреда. Примеры бредовых идей: бредовые идеи величия, высокого происхождения, бред изобретательства, богатства, греховности, обнищания, преследования, воздействия и др.
Людям с нарушенным интеллектом присуща непоследовательность мышления. Оно может выражаться в прекращении выполнения порученного личности дела. И происходит это не всегда от нежелания или безответственности, а от беспрерывно колеблющегося тонуса его психической активности в связи с анализам особенностей высшей нервной деятельности.
Некритичность мышления приводит к тому, что люди с нарушенным интеллектом довольно часто совершенно необоснованно не сомневаются в правильности своих только что возникших предположений. Они даже не предполагают, что их суждения и действия могут быть ошибочными. Эта особенность мышления порождает некритическое восприятие любых указаний и советов окружающих.Поэтому и случается, что такие личности относительно легко могут поддаваться дурным влияниям и часто совершают неправильные поступки.
Литература
1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков Н.С. Практическая патопсихология. – Ростов н/Д, 1996. С. 84-139.
2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. С. 170– 229.
3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М., 2000. – Т. 1. – С. 151-157.
4. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека. Изд. “Московский психолого-социальный институт” 2003 г.
5. Маклаков А.Г. Общая психология. Изд. “Питер” 2006 г.