Ребенок встает на руки, опираясь на предплечье – опора на палец стопы, на наружную сторону бедра, предплечье. Идет работа мышц вокруг опорных поверхностей. Нижняя часть тела опорная, верхняя движение.
В опору включается больше латеральные части тела (раньше только туловище, теперь – нога, рука), мозг должен знать, что руки и ноги – это тоже тело.
С предплечья ребенок встает на кисть и больше опирается на боковую поверхность бедра, дальше он встает на четвереньки, в известную ему позицию.
III трименон – характеризуется переходом из положения на животе, в положение на спине.
Косое сидение, поза «садового карлика». Точки опоры:
× Большой палец стопы
× Наружная часть бедра
× Предплечье/кисть
Поднятие руки вверх при попытке схватить вещь с положение на живете – попытка поворота с живота на спину, промежуточная поза «садового карлика». Появляется попытка привстать с позиции «садового карлика».
7 месяцев. Положение пуки – как при Крихен-рефлексе, ноги пассивны, тянутся пуками.
9 месяцев. Руки уже делают ползковые движения, а ноги чуть-чуть дают опору, но больше тянется. Ползанье по пластунски за счет рук длиться приблизительно 3 недели.
Постепенно появляется опора в ногах – ползанье на четвереньках (крабовое движение) начинается с конца 9месяца.
Контакт руки и ноги – определение схемы тела. Ребенок начинает трогать стопу руками, ноги прямые в коленных суставах, появляется max сгибание, отведение и наружная ротация в бедре, тем самым засовывает стопу в рот.
Одновременное движение правой руки и левой ноги и наоборот, при ползании – называется двухтактный ритм. Правильный ритм ползания четрырех-тактный ритм, как движение поезда (1-2 – 3-4). При быстром ползанье расстояние между руками и ногами уменьшается. Первой всегда идет (опускается) рука, потом опускается нога.
|
Если в опоре на руку лопатки поднимаются – это нормально, но не идеально, означает, что грудные мышцы сильные, ромбовидные слабее. В 9-10 месяцев – дети ползают с ровной спиной на уровне лопаток (при движении – игры лопаток) – не повод к терапии. От нулевой позиции в 90° ® шаг руки или ноги ® 30°-40° угол 60°-120°
Живот втянут.
Кисти – средний палец показывает направление движения ребенка.
Стопы – пассивно следуют за ногой, расстояние между стопами чуть меньше, чем расстояние между коленями.
Голова поднята, глаза направлены к цели.
После проведения терапии, при идеальном ползании – проверяем через 3 месяца после того, как ребенок пошел.
Обследование
Плохое отведение бедра. Смотрим:
× Ягодичные большие мышцы
× Средние ягодичные мышцы – если одинаковые с двух сторон это норма, если выпирает с одной стороны - проблема
× Если есть отклонения в бедре - складка вульвы смещается в одну сторону
× Ягодичные складки
Одновременно сдвигаем согнутые колени – смотрим, как колено поднимается, затем другую ногу.
При дисплазиях – Войта на животе, начинаем со здоровой стороны, чтобы были движения, в другой ноге 120°, надо сделать сто раз, чтобы мышцы заработали и поставили головку на место.
Спонтанное положение/движения
Конфигурация тела:
1. Симметричность лица
На спине – поворот головы – изменение лица за счет сужения с одной стороны, плоская с той стороны, на которую повернута голова, там мышцы сплющены, туловище тоже повернуто в ту же сторону.
|
На животе – поворот тела на сторону приводит к обратной ситуации, та часть которая лежала приподнимается, что приводит к ассиметрии тела.
2. Треугольник шеи
При кривошеи – голова сзади уплощена со стороны укорочения, лоб наоборот выпирает с этой стороны, что приводит к изменению положения таза. Он ротируется в туже сторону – со стороны проблемы – таз ниже, другая сторона – выше, ноги идет за тазом и со стороны проблемы – отводиться и ротируется наружу, с другой стороны – привидение.
3. Мышцы рук, ног и туловища
4. Грудина (широко посажана или выпуклая)
5. Ход ребер (если ребра выпирают – проблемы в верхних косых мышцах живота)
6. Пупочное кольцо (расположение центральное или нет, наличие грыжи)
7. Ноги – бедро, голень, стопа (длинна, ширина)
8. Цвет кожи, шрамы, гематомы, пятна,
9. Признаки синдромальных поражений (уши высоко, низко, глаза, небо, пальцы, поперечные полосы ладони, т.е. стигмы дисэмбриогенеза)
10. Пассивный поворот головы вправо-влево.
11. Движение в суставах:
× Подъем руки вверх, в стороны (держим грудную клетку с этой же стороны и подмышку)
× Сгибание в локте (после нескольких сгибаний руки расслабляются)
× Сгибаем локти, прижимаем локти к туловищу, ротируем предплечье и разворачиваем кисти в супинацию
× Нажимая на средний бугорок большим пальцем и средним ость подвздошной кости, обследуем ногу – сгибаем в тазобедренном, коленном суставах, отводим ногу в сторону.
На животе:
1. Затылок – широкий
2. Шея – если широкая можно думать о синдромапльной патологии
|
3. Спина (плечи разные по размеру)
4. Таз (ягодичные складки)
5. Колени (складки на одном уровне)
6. Стопы
7. Длинна ног
8. Позвоночник можно смотреть, положив ребенка на кисть, попой к себе на животе, осматриваем позвонки, ребра (сколиоз, ротация). Другой рукой ровно по срединной линии опускаем голову ребенка вниз. 10-12 месяцев – сидит, свесив ноги, фиксируя плечи, зажимая его колени своими.
На спине:
1. Лицо – смотрим рот снаружи. Небо («готическое» небо, высокое, нормальное и т.д.)
2. Проверяем кожную чувствительность. Всегда начинаем с пораженной стороны
3. Живот
Проверяем чувствительность с помощью иголочки
1. Ступни (опорные поверхности)
2. Ноги
3. Головой к себе на живот – раздвигаем ягодицы и начинаем из кладки от ануса вверх (одна половина может быть более чувствительной)
III – IV трименон
Постуральная реакция.
Большая голова, короткая шея, плохая линия позвоночника, живот, гипотонус.
- ноги в рот приблизительно в 7 месяцев (старше 6месяцев)
На спине при постеральной реакции – опора приходиться на затылок и верхнюю часть спины (плечи) это приводит к подъему нижней части таза и ребенок берет ноги в рот.
Постуральные мышцы – поддерживающие позу.
Аутохтонные мышцы созревают после 35 недели беременности. Мышцы позволяющие вертикализировать.
- короткие на позвоночнике
- короткие в тазу
Когда ребенок поднимает руку больше 120° в плече, можно сказать, что он может сделать первый шаг к вертикализации.
Нескоординированное вставание – подтягиваясь за руки, ребенок с носка (тыл) переходит на всю стопу. В норме это уходит за 2-3 дня (норма до 2х недель) дальше надо смотреть.
При ходьбе в стороны ребенок тренирует мышцы стопы в перекате из эверсии в иневрсию, идет тренировка задней большеберцовой мышцы.
Положение таза у начинающего ходить ребенка – «хвостик» назад, к 5 годам таз становиться на обычное месть.
Этапы вставания:
× Потянуть себя вверх – вставая
× Ребенок стоит на тыльной поверхности стопы в течение 2х недель с первого моменты вставания.
× Затем ребенок должен перейти на стопу
× Нужна поддержка
× Движение только в сторону, стопа идет перекатом - пронация и супинация (замена фиксированной точки на движущуюся); замена движения от привидения стопы к голени меняется на привидение голени к стопе.
× Руки в стороны
× Таз отклонено назад
Плоскостопие уходит к 5-6 годам переход от Х к N от 1,5 до 6лет.
У недоношенных детей часть бывают Х образные ноги. Если расстояние между внутренними лодыжками больше 10 см, у таких детей используют прием из мануальной терапии в растяжении латеральной стороны голени и затонизировать, активировать внутреннюю сторону. Ходьба на попе с соединенными стопами 20м. Сидя «по-турецки», стопы в инверсии, подъем в исходном положении стоп через наклон вперед, включается группа медиальной стороны стопы, и садимся так же. Опора всегда на пятку (пятка на месте) тренируем супинацию и пронацию, баланс передней части стопы.
На обувь снаружи, на внутреннюю медиальную сторону наклеивается накладка 2-3(4) мм, для постуральной реакции.
При ходьбе в стороны ребенок всегда опирается на пятку и вкачает в работу переднюю часть стопы.
Опора на стопу – всегда 3 точки опоры: пятка, мизинец и большой палец.
РАННИЕ РЕФЛЕКСЫ
1. Зрительно лицевой рефлекс – постепенно опускаем и поднимает руку к глазам.
Реакция: симметричное закрывание глаз.
Рефлекс физиологичен: с 3 месяца, до этого возраста может быть не постоянным. ROF – рефлекс оптикофациалис.
У больных детей: сходящееся, расходящееся косоглазие, дрожание глаз (вправо-влево, атаксия), при различных патологиях.
2. Слуховой рефлекс – хлопок над ухом, стараемся провести, когда ребенок на что-то отвлекся. Если ребенок маленький или есть сомнения, слышит ли ребенок, то одеваем наушники во время кормления (даем ребенку что-нибудь покушать) и неожиданно включаем звук – ребенок отвлекается от еды.
Реакция: симметричное закрытие глаз.
Рефлекс физиологичен: с 10го дня жизни.
RAF – рефлекс акустикофациалис.
У больных детей: Моро, спастика – моргает, атетоз – хуже слышит (25%слуха)
3. Сосательный рефлекс – чистый мизинец помещаем в ротовую полость, нажимаем на язык
Реакция: ощущение волнообразного движения языка, одинаковое с двух сторон.
Рефлекс физиологичен: от 0 до 8 месяцев, у нас до 12 месяцев.
4. Поисковый рефлекс – нажатие на точки выхода тройничного нерва. До 6 недель проверяем все три области, затем проверяется только нижняя часть лица, верхние угасают.
У слепых детей этот рефлекс остается долго, т.к. для такого ребенка это ориентировка в пространстве.
Реакция: при поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя
Рефлекс физиологичен: до 3-4 месяцев, затем угасает.
5. Rooting рефлекс – увлажняем палец проводя его по краю рта ребенка, затем палец помещаем на внутреннюю часть щеки, затем к другой щеке, вверх и вниз (трогаем губы с внутренней стороны).
Реакция: плоский язык следует за пальцем.
Рефлекс физиологичен: от 0 до 4 месяцев.
У больных детей: спастик – язык толстый, вправо-влево с трудом, вверх с трудом, вниз опускает. Атетоз – язык округляет высовывает вперед, часто бывает рвотный рефлекс.
6. Лабиринтно-тонический – ребенок на спине лежит с поворотом головы, на животе с согнутыми ногами, голова повернута в бок. Если на процедуре больной ребенок хоть какое-то движение сделал это положительная динамика.
Рефлекс физиологичен: от 0 до 4 недель. Не является постоянным.
7. Рефлекс кукольных глаз – при повороте головы глаза отстают от поворота, приходят позже (поворот головы опережает поворот глаз)
Рефлекс физиологичен до 4 недель.\
8. Рефлекс Бабкина – согнутые в локтях руки прижать к боковой поверхности тела, кисти развернуть и нажать на ладонь (не трогая тыльную сторону) несколько раз (упор в локоть) на две руки одновременно.
Реакция: должен открыть рот.
Рефлекс физиологичен: от 0 до 4 недель.
9. Симметричный шейный тонический – исходное положение, лежа на спине. Придерживая туловище (на уровне груди), сгибаем голову вперед, плечи должны оставаться на столе.
Реакция: руки сгибаются приводятся к голове, ноги разгибаются.
На животе при поднятии головы ноги подтягиваются, руки выпрямляются.
На животе подобную реакцию можем наблюдать у больных детей, они встают на четвереньки по другому – при подъеме головы рефлекторно сгибаются ноги и выпрямляются руки.
Рефлекс физиологичен от 0 до 4 недель, максимально до 6 недель, является не постоянным.
10. Ассиметричный шейный тонический – придерживая туловище рукой поворачиваем голову на бок.
Реакция: сгибание руки и ноги со стороны противоположной повороту головы. Лицевая рука разгибается, затылочная рука сгибается, плечо вовнутрь, локоть внутренняя ротация, ладонь сжимается. Рефлекс возникает на уровне продолговатого мозга, у нездоровых детей иногда бывает.
Рефлекс физиологичен: до 6 недели, непостоянный
11. Хватательный рефлекс – указательные пальцы даем в руку (ладонь), остальные держат предплечье, не держим ладонь с тыльной стороны. Ребенок захватывает палец, после этого поднимаем руки вверх.
Реакция: присутствие – пальцы будут сжаты, при отсутствие наверху пальцы разжимаются.
Рефлекс физиологичен: от 0 до 5-6 месяцев. Если проблема до 3 месяцев проверяем через каждые 14 дней, от 3 до 6 месяцев – осмотр чуть реже. Если рефлекс сохраняется после 6ти месяцев то ребенок будет давать опору на кулак. У больного ребенка сохраняется дольше.
12. Рефлекс основания ладони – рука согнута в локте под углом в 90°, разогнуть ладонь и стукнуть вертикально по основанию ладони.
Рефлекс физиологичен для детей недоношенный (до 32 недели, исчезает с 40 недели) и у больных ДЦП. Дольше сохраняется у больных.
13. Рефлекс позиции туловища – сгибаем одну ногу, нажимаем на нижнюю часть живота с этой стороны, поворачиваем ногу.
Реакция: ребенок поворачивается на бок вначале тазом, потом плечи, потом голова. Если повернуть голову – поворачивается плечо, потом таз. Если руку – вместе идут таз и плечо.
Рефлекс физиологичен: исчезает к 6 недели. С 6й недели ребенок уже самостоятельно может выбирать поворачиваться ему или нет.
14. Рефлекс опоры на кисти – реакция «парашют», держим ребенка за туловище и опускаем на стол в опору на руки.
Реакция: ребенок дает опору на ладони.
Рефлекс физиологичен: II трименон конец 5 начало 6 месяца.
15. Надлобковый разгибательный – палец над лобком, лобковым сочленением (поперек) нажимаем пальцем дорзально-коудально (в промежность).
Реакция: разгибательный рефлекс растяжения, до 4 недель реакция – ноги разгибаются, внутренняя ротация, стопы вниз, пальцы разгибаются, приводятся.
У здоровых детей только разгибание ног.
Если у ребенка при согнутых ногах произошло распрямление пальцев – это говорит о патологии.
Рефлекс физиологичен: до 4 недели
У здорового ребенка после 6и недель реакция отсутствует.
У больного ребенка остается после 8 недели.
16. Перекрестный разгибательный – голени в руке, сгибаем ногу к животу меньше 90°, чуть приводим в бедре внутрь и нажимаем вертикально в тазобедренный сустав (не ротировать).
Реакция: вторая нога разгибается и пальцы расходятся.
Рефлекс физиологичен: до 6 недель.
У здорового ребенка после 6и недель реакция отсутствует.
У больного ребенка остается после 8 недели.
Не проводим если есть подозрение на дисплазию тазобедренных суставов и если ребенок правильно ползает (проверить).
17. Рефлекс пятки – эквивалентен рефлексу основания ладони, сгибаем ногу, держим за голень кистью и большим пальцем разгибаем стопу, стучим по пятке.
Реакция: не полное разгибание ноги.
Рефлекс физиологичен: до 6 недели.
У здорового ребенка после 6и недель реакция отсутствует.
У больного ребенка остается после 8 недели.
18. Рефлекс захвата пальцами стопы – одной рукой зафиксировать голову ребенка, другой рукой согнуть ногу и наложить в середине стопы, под пальцами (выше свода стопы). Рефлекс кожный, достаточно одного легкого нажатия. Реакция: ребенок сгибает пальцы.
Рефлекс физиологичен: исчезает к 8,9,10 месяцам. Атетоз – не хватает, всегда двигаются пальцы.
19. Рефлекс Галанта – кладем на руки животом вниз, проводим две лини сверху вниз паравертебрально от нижней части лопаток до верхней части таза. Проводится с небольшим нажатием (что бы задействовать проприорецепторы).
Реакция: ребенок изгибает спину в сторону раздражителя.
Рефлекс физиологичен: от 0 до 4 месяцев. Проявляется до стабильного положения ребенка на спине.
При атетозе сильно, хватает руками.
20. Рефлекс автоматической походки (неонатальная ходьба) – из исходного положения, лежа на животе, берем ребенка за боковые поверхности туловища (большие пальцы не давят на спину) и поднимаем вертикально, наклоняем вперед.
Реакция: ребенок наступает всей стопой.
Рефлекс физиологичен: до 4 недель (у нас до 1 месяца)
21. Рефлекс качания (реакция на качание) – держим за туловище и качаем.
Реакция: у здорового ребенка большая амплитуда, свободная, ноги разведены. ДЦП – выпрямленные напряженные ноги. Гемипарез – асимметрично. Атаксия – хаотично.
Рефлекс физиологичен: до 6 месяцев.
22. Рефлекс Бабинского – От пятки, по наружной стороне, к мизинцу и чуть к 4му пальцу.
Реакция: разгибает большой палец, другие пальцы сгибаются.
Рефлекс физиологичен: до 1,5-2х лет. После созревания пирамидальных путей, к 2м годам, появление этого рефлекса говорит о патологии.
23. Рефлекс Россолимо (со спастикой) – снизу по четырем пальцем немного ударяем.
Реакция: пальцы уходят вперед и разжимаются.
Рефлекс физиологичен: у здоровых детей не встречается.
Реакция на изменение положения тела в пространстве.
Мышечный тонус. Вначале просто смотрим движения и оцениваем тонус. Асимметрия или симметрия верха и низа тела, правой и левой стороны туловища.
На спине:
Живот работает снизу вверх, при сгибании ног и начале поворота следить за работой мышц живота. Вначале прямые мышцы живота, от симфиза к грудине, затем внутренние косые с лицевой стороны (со стороны начала поворота), затем наружные косые со стороны в которую поворачивается.
На боку:
Направление – в верхнюю треть плечевой кости.
Давление тела должно приходить на верхнюю треть плеча и головку плечевой кости. У ДЦП – приходиться на локоть, в плечо вперед.
Шея вытягивается, голова приподнимается и поворачивается. При ДЦП – переместить акценты давления, на ость давление должно быть больше.
Опорная нога всегда нижняя (верхняя треть бедна). Нижняя нога согнута не больше 90° в тазобедренном суставе для поворота (иначе не возможно). Насколько отвели плечо вперед настолько отводим таз назад, центральная точка всегда посередине боковой поверхности тела.
Используем разные хваты, в том числе пальцы в замок.
Разные исходные положения пациента – на одном боку, на другом боку, поперек кушетки ногами к себе, головой к себе.
Осевой орган – туловище + голова.
Вначале формируем опорную функцию туловища (верхняя часть грудной клетки в исходном положении – лежа на спине).
Носить ребенка лучше согнув одну ногу и обхватив ее своей рукой – одна нога растягивается сзади, другая впереди – это более физиологично.
Хиари II – мальформация – остановка дыхания. Надо взять на руки на грудную клетку положить холодную тряпочку.
Взрослый человек – лицом ко мне, локоть не свешивается. Поза 4Б – нижняя нога 90°в тазобедренном суставе и в коленном суставе, верхняя нога - ложиться на свод стопы, нижняя треть лопатки – латеральный надмыщелок бедра. Давление в надмыщелок вертикально вверх.
На боку, конечное положение – положение на четвереньках.
1 – на спине
2 – на боку ноги ассиметрично, свободно
3 – две ноги меньше угла в 90° вместе, поднимаем вверх
4А – нижняя нога 120° в тазобедренном суставе, 90°коленный сустав
4Б – нижняя нога 90° в тазобедренном суставе, 90°коленный сустав, верхняя нога в своде стопы, подъем двух ног.
Вариации:
1 – со стороны спины – животом или грудной клеткой упираемся в нижнюю треть лопатки, одной рукой берем латеральный надмыщелок бедра, другой рукой берем медиальный надмышелок бедра (нога находиться в сгибании и хорошем отведении). Можем варьировать в опоре на нижнее бедро – от верхней части до колена.
2 – верхняя рука в «рукав», своим тазом (животом) упор в нижнюю треть лопатки, нижняя нога согнута больше 120°и берем ее за латеральный надмыщелок, прижав.
Диагностика.
Каждое движение определяется постуральной реактивацией и механизмом подъема.
Ребенок может делать движения только если постуральная реактивация правильная, ребенок рождается с ней, она заложена в ЦНС. Способность проявлять движения заложена на бессознательном уровне.
Постуральная реакция – способность тела реагировать на изменения положения, в том числе и с другим человеком. С развитием ребенка постуральные реакции все больше развиваются.
Моторный скрининг – система описывает все положения тела в пространстве (диагностика по Войта).
В зависимости от возраста реакции Войта выглядят по-разному.
Важно смотреть на первую реакцию, которую делает ребенок.
На животе подъем вверх, ладонь под животом, быстрый подъем вверх. Этот осмотр, 7 позиций, хороший специалист делает за 20минут.
1. Положение (реакция растяжения за руки): «Тянуть ребенка» за руки вкладываем указательные пальцы в кисть ребенка, немного поднять руки, поиграть, затем поднять до 45° ребенка (полусидя).
Оценка:
0-6 недель – у ребенка голова назад ноги лежат прямо.
6н-3 месяцев – голова по оси туловища.
4-6 месяцев – голова по оси туловища, сгибает ноги и руки, напрягает живот.
7-8 месяцев – голова по оси или больше, руки согнуты, ноги прямые, чуть вверх.
С 9 месяцев – голова по оси или больше, руки согнуты, ноги прямые вниз на стол.
Признаки проблем: при подъеме за руки – дрожание тела.
2. Реакция Ландау: Ладонь надо животом, поднять и опустить.
Оценка:
0-6 недель – голова опущена
2-4 месяцев – голова по оси туловища, ноги руки полусогнуты
С 6 месяцев – спина прямая, голова прямая, ноги согнуты
Признаки проблем: происходит дрожание тела.
3. Когда ребенок висит: берем за боковые поверхности туловища из исходного положения на животе, большие пальцы на спину не кладем.
Оценка реакции ног:
0-6 недель – ноги немного согнуты
6н-7 месяцев – ноги немного согнуты
С 8 месяцев - распрямление ног
Признаки проблем: при подъеме ощущаем дрожание тела
4. Реакция поворота на бок: поднять ребенка и повернуть на бок, затем на живот, только затем на другой бок. Из исходного положения – лежа на живот, ногами к себе.
Оцениваем вверху лежащих конечностей:
0-10 недель – верхняя нога вперед вниз, образует перекрест (верхняя нога скрещивается сверху другой)
С 10 недель – ноги согнуты и разведены
До 7 месяцев – сгибание нога, привидение ногу животу, разведение колен.
Конец 8 начало 9 месяца – ноги прямые, подтянуты к животу – готовность к хождению.
5. Стороннее горизонтальное поднятие по Коллинсу: на бок спиной к себе, нижняя рука 90° к туловищу и ладонь раскрыта (расслабленно постучать рукой по столу или разогнутым мизинцем). Взять проксимально за плечевой конец и бедро. Невысоко приподнимаем над столом.
Оцениваем нижние конечности:
0-6 недель – разгибание нижних конечностей
7н-3 месяца – нога согнута и развернута, рука тоже согнута, но меньше.
3-6 месяцев – ребенок пытается опираться, нога согнута.
С 6 месяцев – нога согнута по оси туловища, рука практически опирается/положение опоры.
При Эрбе – нельзя брать за плечевой конец, только за плечевой сустав.
При дисплазии бедер – можно брать за бедро.
При вялой ситуации (спина бифида) – берем за тазобедренный сустав
Если видна реберная дуга – всегда слабый живот, который приводит к плохой координации в работе между передней поверхностью тела и мышцами поясницы.
6. На спине, ногами к себе, голова посередине (можно головой к себе, с опорой на локти). Захват обоих ног у бедренного сустава, проксимально за бедро (локти в сторону)
Оценка движения рук:
0-1 месяц - вперед.
1-3 месяца – в бок
2 триместр – поднимает вверх
3 триместр – затем полностью поднимает
4 триместр – опускает руки к животу
7. Исходное положение на спине, за проксимальный конец бедра, но за одну ногу, поднимаем вверх.
Оцениваем свободную ногу.
0-6 недель – свободная нога выпрямляется и затем сгибаться
7н-3 месяца – сразу сгибается нога
Когда начинаем терапию:
6-7 реакций норма – можно не начинать
1-3 – следить (никакой терапии)
3-5 – больше наблюдать, следить
Больше 5ти реакций не нормально – лечить. Постуральный возраст (возраст двигательного развития) и календарный возраст. После 14 месяцев проверять по реакциям Войта нет смысла, т.к. ребенок может много моделировать собственных движений, он просто не даст провести тесты.
В III трименоне при диагностике есть сочетание 1положения и 3положения (дрожание тела)
Возраст | Здоровый | Больной | ||||
И.п. на спине | И.п. на животе | И.п. на спине | И.п. на животе | |||
6 недель | Фиксация взгляда | Нет фиксации взгляда | ||||
3 месяца | Опора на локти | Голова в ассиметрии и запрокинута, плечи не опустились, лопатки не зафиксированы на спине, не берет руки в рот и не приводит в центральной линии, в спонтанной моторике движения ногами слабые, амплитуда маленькая, иногда при повороте головы можно увидеть АШТР. | Локти низко, иногда подняты, ладошки в кулаки, ассиметричное поднятие головы, никакой координации между дорзальными и вентральными мышцами, голова смещена вперед, не опирается на предплечье, больше опора на лучезапястный сустав, хвостик поднят, ноги выпрямлены. | |||
Дистонический захват (не целенаправленный) | Захват появляется намного позже | |||||
5 месяцев | Уверенное положение, поэтому может поворачивать голову в разные стороны, может согнуть ноги и исследовать колени, ступни играют между собой. | Опора на прямые руки на основание ладони, после 6 месяцев на всю ладонь. | Ребенок не знает о своих ногах (при захвате руками не сгибает ноги, если ноги не сгибаются, значит, ребенок о них ничего не знает), плечи подняты как у новорожденного. Нет опоры на все предплечье, копчик поднят. | Достигает опоры позже или вообще не опирается. | ||
Кисть в супинации. Координированная передача игрушки из руки в руку. | Кисть в пронации, движения рук зависят друг от друга, правая рука не может действовать без левой. | |||||
6 месяцев | Переворот координированный | Опора: корень ладони, запястье, пястье, пальцы. | Нет координированного переворота, поворот с помощью рефлекса Дисплейна (голова, затем плечи, затем таз) | Ассиметрия опоры на руки, если ребенок к этому моменту ее достиг. Нет амплитуды тонов голоса. | ||
6-8 месяцев | Ребра опускаются вниз (в момент вертикализации), распрямляются, увеличивается грудная клетка за счет уменьшения давления на живот. Опускаются плечи. | Грудная клетка плоская, нет опоры на локти, дыхание животом, мышцы живота слабые. Плечи не опускаются. | ||||
7-8 месяцев | Поза садового карлика, опора на конечности | Поза садового карлика появляется позже, качество позиции хуже. | ||||
3-4года | Звуки на выдохе, несколько слов сожжет сделать с задержкой на вдохе, на выдохе медленно опускаются. | Дыхание животом из-за нехватки движений ногами, мышцы живота слабые, вдох короткий, грудная клетка сразу уменьшается. Разговор происходит на выдохе, речь отрывистая, не хватает объема вдоха. Вдох короткий, грудная клетка сразу уменьшается, нет контроля над дыханием, не могут набрать много воздуха в легкие, говорят тихо, для произношения слов используют мышцы живота. | ||||
Механизмы усиливающие разгибание ног | Признаки патологии | Борьба с механизмами |
Показываем игрушку перед лицом, появляется радость и усиление распрямления ног | Гиперэкстенция головы вперед | Играть с ребенком в исходном положении на боку или животе, чтобы не было усиления распрямления, не давать игрушки в исходном положении на спине |
Подъем головы вперед и поворот по сторонам в исходном положении на спине (любопытство) | Поздние движения | Игрушки показываем только сбоку, не давать игрушки в исходном положении на спине |
Когда родители вертикализируют ребенка (ставят на ноги). Это приводит к возникновению патологического стереотипа опоры. Движения ребенка ухудшаются или остаются на одном уровне, т.е. развитие движения ребенка идет не как у здорового ребенка. | Изменения – патологические движения со стороны поражения | Не поднимать и не ставить ребенка на ноги |
Клонусы – 6ть ударов в минуту и минимум 3 секунда продолжаются.
При сгибании ноги несколько раз, с каждым последующим движением тонус увеличивается и появляется феномен «складного ножа». До 6ти месяцев мы не говорим о спастическом развитии ребенка, об атаксии, об атетозе – говорим об опасности развития болезни. Центральные нарушения координации движения. Только после 6ти месяцев можем судить по какому пути будет развиваться болезнь (спаситика, атаксия, атетоз)
Войта открыл, что образец физиологического движения является идентичным как в I трименоне.
1. Положение
2. Зона
3. Направление давления
1. Локоть – локтя не двигается, допускается изменение направления каудально, дорзально, краниально, медиально. Если нет ответа со стороны данной точки можно сменить с каудального на краниальное направление. Движение в локте не разрешено. Точка мыщелок локтя.
2. Нижняя треть лопатки – вентрально, латерально, краниально. Направление в локоть.
3. Пятка – вентрально, краниально, латерально. Возможно движение в таз, либо в колено.
4. Ость – дорзально, медиально, каудально.
5. 7-8межреберье, высшая точка спины – привести в «0» позицию плечо (поднять), нащупать угол лопатки и на одно ребро вниз. Вентрально, медиально, краниально. Направление к опорному локтю. Иногда к колену.
6. Ягодица – Давление всегда в противоположное колено. Верхний внешний квадрат, как инъекция. В зависимости как согнута нога.
7. Акромион – дорзально, медиально, каудально диагонально. Передняя кромка плеча.
8. Радиалис – внутренняя ротация и в сторону плеча - происходит. Лицевая рука делает радиальный захват.
9. Вспомогательные зоны. Медиальный надмыщелок – лицевая зона, латеральный надмыщелок – затылочная зона на бедре. Так же лицевая сторона 7-8 межреберье со стороны груди.
Голова на 30° в поворот, шея длинная – 3 месяца. Лицевая рука делает радиальный захват. Затылочная рука – ротация, экстензия, отведение, супинация, движение соответствует приблизительно 6 месяцам.
45°обдукция в тазобедренном суставе. Сгибание в колене 90°. Пятка по вертикали противоположной суставной линии бедра.
На животе обязательное условие фиксация пятки. При не достаточной опускании пятки, можно положить ногу пациента себе на бедро или спустить колено, или изменить углы, согнуть ногу под пациента шагово вперед. Все остальные зоны можно комбинировать. Направление нажатия (вектор) не должны пересекаться.
Пятка – ступня поднимается, бедро поднимается вверх, угол колена изменяется. Туловище идет вперед.
Задействованы две точки лоокоть и пятка – с лицевой стороны бедро приходит в обдукция, внешния ротация, боковая флекция. Ступня лицевой стороны – дорзально, немного поднямается вверх. Затылочная стопа – противоположное движение, пальцы сгибаются. Одна стопа в инверсии другая эверсия.
Лопатка – 7-8 межреберье вереди, спина – илиака – глютеус.
Взяли зону и ждем ответной реакции, бывает достаточно долго.
Реакция зависит от – длительности и количества зон.
При дисплазии бедра
1. Пятка, локоть
2. Глютеус
3. Надмыщелок бедра
4. 7-8 межреберье впереди
При дисплазии бедра при ДЦП можно брать в исходном положении на боку.