Возрастание значения информатизации экономики отмечается многими специалистами по теории и практике управления. Как отмечает Р. Цвылев, «признание информации важным экономическим ресурсом и конечным продуктом экономики стало поворотным пунктом в развитии не только экономики, но и экономического мышления. В опубликованном в 1996 г. докладе ОЭСР отмечалось, что более половины валового внутреннего продукта развитых стран мира приходится на продукцию информационных отраслей – телекоммуникации, компьютерные центры, программное обеспечение» [7.С.14].
В частности, в российской экономике информационный сектор развивается весьма динамично, его вес составляет всего 5-7% ВНП по сравнению с 30-45% в развитых странах. Число новых информационных технологий увеличилось по сравнению с началом 90-х годов на порядок, но доля ИКТ в отечественном ВНП не превышает 1%. При объеме мирового рынка программного обеспечения в 400-500 млрд долл. в год отечественное участие в нем составляет чуть больше 200 млн долл., т.е. 0,04%. Имеет место отставание от мирового уровня в секторе ИКТ и в производительности труда, которое составляет 40% от уровня США. Это отставание объясняется недостатком инвестиций в развитие информационных технологий, уровень которых в России после десятилетия деинвестирования в последние годы составлял не более 2,5% ВВП по сравнению 6,6% в США, 5% в Японии и 3,8% в ЕС в течение трех последних десятилетий. [3]
Огромными темпами растет число пользователей Интернет, возросшее с трех миллионов в 1993 г. до 100 млн в 1997 г. и примерно 200 млн в конце 1999 г. По некоторым оценкам в апреле 2000 года этот показатель составил уже 300 миллионов человек.
По оценке экспертов ОЭСР, в развитых странах в 1985–1996 гг. доля информационно-инновационного сектора в приросте увеличилась с 45 до 51%, в том числе во Франции и Швеции – до 50–51%, в Великобритании – до 51–52%, Японии – до 53% и в США – до 55–56% [4.С.5].
|
Быстрый рост информации, ее обновление и качественное совершенствование сопровождаются стремительным увеличением вала избыточной, дублирующейся, неточной информации (так называемый феномен «информационных шумов»). Это препятствует принятию рациональных решений в экономике, повышает трансакционные издержки, сдерживает рост производительности и эффективности.
Растущий потенциал венчурного капитала
Одной из форм проявления общемировых экономических тенденций является растущий потенциал венчурного механизма. По данным компании «Прайс Уотерхаус Куперс», ежеквартально проводящей анализ вложений венчурного капитала, в 2000г. суммарные инвестиции венчурного капитала составили 68,8 млрд долларов, что на 80% больше, чем в 1999г. В компании, связанные с Интернетом, было инвестировано 56,9 млрд долларов, что на 92% больше, чем в 1999г. [3.С.52].
Дифференциация товаров
Появление новых видов бытовой техники, производство замороженных продуктов, развитие сети общественного питания, заказ товаров с помощью персонального компьютера – все это предоставляет как потребителям, так и производителям бесконечные возможности. Следует отметить, что именно предприятия-монополисты в первую очередь подвержены ударам со стороны предприятий-производителей товаров-субститутов. Дифференциация продукта ведет к двум важным последствиям для предприятия. Во-первых, продуктовое разнообразие создает рыночную власть предприятия, поскольку всегда находятся покупатели, которые оказываются стабильными потребителями продукта именно данной фирмы. Соответственно, если покупатели рассматривают разные товары как несовершенные субституты, компания может поднять цену на свой особенный товар выше цен конкурентов и не потерять долю рынка. Во-вторых, продуктовая дифференциация выгодна и покупателям. Когда фирма входит на рынок с новым товаром, потребители получают еще большее продуктовое разнообразие, которое способно в большей степени соответствовать их предпочтениям. Продуктовая дифференциация расширяет возможности потребительского выбора [5.С.38].
|
Заключение
В результате проведённого исследования были подведены следующие итоги.
Мировая экономика и экономика отдельных стран развиваются циклично. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры. Рост производства и улучшение уровня жизни сначала повышаются, а затем понижаются в соответствии с изученными циклами.
Карл Маркс выделил четыре фазы цикла, которые последовательно сменяют друг друга: кризис, депрессия, оживление и подъем. Кризис, проявляется в перепроизводстве товаров, сокращению кредитов и повышению ссудного процента. Фаза депрессии, возникшая как переходная ступень между рецессией и началом подъема экономики (оживлением), отличается стабильностью: уровень производства уже не падает, но еще и не растет. Далее следует подъем экономики, характеризующийся увеличением объемов производства. Но постепенно его размеры вновь выходят за рамки платежеспособного спроса, рынок переполняется нереализованными товарами и начинается новый промышленный цикл.
|
Из этого можно сделать вывод, что причина цикличности развития экономики заключается в несоответствии условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса.
Современная же мировая экономика представляет собой целостную структуру, которая реагирует на происходящие процессы и изменения в экономиках государств, поэтому в настоящее время и наступил экономический кризис, охвативший в той или иной степени все регионы мира.
В соответствие с теорией Кондратьева о финансовых кризисах, общеэкономическому кризису предшествует финансовый, и в последние 30 лет ХХ в. между ними наблюдался приблизительно трехлетний интервал (после финансового кризиса 1970–71 гг. состоялась рецессия 1973–74 гг., кризиса 1980–81 гг. – рецессия 1982 г., кризиса 1987–88 гг. – рецессия 1990–91 гг., кризиса 1997–98 гг. – рецессия 2000–01 гг.).[4] Этот период как раз отвечает краткосрочным финансово-экономическим циклам Китчина, и согласно выявленной закономерности следует ожидать рецессию мировой экономики в 2010–2011 гг.
В заключение хотелось бы отметить, что экономика - это взаимосвязанная система со своими законами, которые нужно понимать, чтобы не допускать управленческих или бытовых ошибок в будущем.
Список литературы
1. Абаев В., Абаева Н. Интеграционный маркетинг как отражение новой парадигмы постиндустриального общества // Логистика, менеджмент, маркетинг, коммерция: теория и практика. Сб. науч. тр. Часть 1. – Самара: СГЭА, 2004. – 132 с.
2. Диколенко А. А. Формирование интегрированных корпоративных структур как фактор обеспечения конкурентоспособности российской экономики // Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире. Сб. науч. тр. – Екатеринбург: Урал гос. экон. ун-та, 2002. – С. 17-18.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 105 с.
4. Малков Л. Некоторые черты «новой экономики»: взгляд с близкого расстояния // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 12. – С.4-5
5. Мельянцев В. Информационная революция – феномен «новой экономики» // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 2. – С. 9.
6. Розанова Н.М. Взаимодействие фирм на товарных рынках в мировой экономике. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 128 с.
7. Удельнов С. Г. Особенности будущего рынка инноваций // Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире. Сб. науч. тр. – Екатеринбург: Изд-во Урал гос. экон. ун-та, 2002. – С.27.
8. Цвылев Р. Метаморфозы индустриальной экономики: проблема экономических измерений. // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 2. – С.14.
[1] Экономическая теория: Учебник / под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича.- М.: ИНФРА-М,2005. – С. 233 - 251. - (Высшее образование).
[2] «Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. Часть I. Закономерности долгосрочного технико-экономического развития» // Архив «Стратегии развития России» // Новости // Первый мультипортал KM.RU: URL: https://www.km.ru (2008. 25 ноября).
[3] «Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. Часть I. Закономерности долгосрочного технико-экономического развития» // Архив «Стратегии развития России» // Новости // Первый мультипортал KM.RU: URL: https://www.km.ru (2008. 25 ноября).
[4] Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры // Вопросы конъюнктуры. – 1925. – Вып. 1. Т. I. – С. 28–79.