Введение в Поэтические книги
Часть 1. Библейская поэзия.
1. Еврейский канон.
ТАНАХ - Еврейская Библия (Ветхий Завет).
Слово ТАНАХ (пишется ТаНаХ) – начальные буквы трёх разделов.
I. Тора - Пятикнижие
II. Невиим - Пророки
III. Кетувим – Писания
Луки 24:44
И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
I. Тора – Пятикнижие
1) Бытие
2) Исход
3) Левит
4) Числа
5) Второзаконие
II. Невиим – Пророки
· Ранние пророки:
6) Иисус Навин
7) Судей
8) 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств)
9) 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств)
· Поздние пророки:
10) Исаия
11) Иеремия
12) Иезекииль
13) «Книга Двенадцати» (Малые пророки, одной книгой)
III. Кетувим – Писания
· Поэтические книги:
14) Псалмы
15) Притчи Соломона
16) Книга Иова
· «Пять свитков»:
17) Песнь Песней
18) Екклесиаст
19) Руфь
20) Плач Иеремии
21) Есфирь
· Исторические книги:
22) Даниил
23) Ездра и Неемия (одной книгой)
24) Хроники (1 и 2 Паралипоменон, одной книгой)
В христианской традиции к разделу Поэтические или Учительные книги относятся:
1. Книга Иова
2. Псалтирь
3. Притчи Соломона
4. Екклезиаст
5. Песнь Песней
(мы будем учить также Плач Иеремии)
2) Древневосточная поэзия
Определение ПОЭЗИИ (Википедия):
Поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определенной потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.
Особенности классической поэзии (нашей) – наличие рифмы (основоне), ритма, метра, размера (напр., 3-стопный ямб, 6-стопный хорей, 4-стопный амфибрахий) и т. п.
В древнееврейской поэзии всего этого нет!
Еврейская поэзия имеет свои особенности. Ее основная отличительная черта заключается в том, что вместо рифмы в ней используется параллелизм.
Параллелизм – мысль, повторяющаяся дважды разными словами, либо мысль одна дополняет другую.
Основная единица поэзии - строка, две строки обычно образуют стих (дистих), хотя есть и трехстишие (три строки), четверостишие (четыре строки) и даже пятистишие (пять строк).
Привести в пример Псалом 2.
Мы видим, что мысль, выраженная во второй строке, параллельна мысли первой строки.
Формы параллелизма:
1. Синонимический параллелизм, в котором одна и та же мысль повторяется почти дословно, например, Псалом 48:1
Слушайте сие, все народы;
внимайте сему, все живущие во вселенной.
Притчи 20:1
Вино глумливо,
Сикера буйна.
Есть разновидность синонимического параллелизма, в котором одна строка описывает буквальный образ, другая – символ.
Псал. 103:13
как отец милует сынов,
так милует Господь боящихся Его.
2. Антитетический (противоположный) параллелизм, в котором какая-либо мысль выражается за счет противопоставления другой мысли. Этот параллелизм особенно часто встречается в книге Притчей, например, в 15:1:
Кроткий ответ отвращает гнев:
а оскорбительное слово возбуждает ярость.
3. Синтетический параллелизм, в котором вторая часть не повторяет, а дополняет, развивает или завершает мысль первой, например, Прит. 4:23:
Больше всего хранимого храни сердце твое:
потому что из него источники жизни.
Иоиль 1:4
оставшееся от гусеницы ела саранча,
оставшееся от саранчи ели черви,
а оставшееся от червей доели жуки.
4. Хиазм или хиастический параллелизм, структурированный по принципу АББА, например, Пс. 50:1:
А. Помилуй меня, Боже,
Б. по великой милости твоей:
Б. и по множеству щедрот Твоих
А. изгладь беззакония мои.
Другие поэтические приёмы:
5. Акростих.
Первые буквы каждой строки составляют либо какой-то текст, либо упорядочены по какому-либо другом признаку (например, в алфавитном порядке).
· Псалмы 9+10, 24, 33, 36, 110, 111, 118, 144. Стихи начинаются с букв алфавита.
· Псалом 118. Первые восемь стихов начинаются с буквы алеф, следующие восемь (9-16) - с буквы бет, и так далее по всем двадцати двум буквам алфавита.
· Плач Иеремии. Стихи начинаются с букв алфавита.
Использование последовательных чисел.
Псал. 61:12
Однажды сказал Бог,
и дважды слышал я это…
Амос 1:3
за три преступления Дамаска
и за четыре не пощажу его…
Притчи 6:16
Вот шесть, что ненавидит Господь,
даже семь, что мерзость душе Его:
Михей 5:5
мы выставим против него семь пастырей
и восемь князей.
7. Рефрен. Повторяющиеся фразы или стихи.
Например, Псалом 102, 103 – «Благослови, душа моя, Господа».
Псалом 135 – «ибо вовек милость Его».
Есть и другие поэтические приёмы: ассонанс, аллитерация, парономазия, ономатопея.
3) Поэзия в Библии
A. Отдельные места:
· Бытие 49 - Иаков благословляет 12 сыновей
· Исход 15 - песнь Избавления
· Втор. 32 - песнь Моисея
· Втор. 33 - последнее благословение Моисея
· Судей 5 - песнь Деворы
· 1Цар. 2:1-10 - песнь Анны
· 2Цар. 1:19-27 – плач Давида о Сауле и Ионафане
· 2Цар. 3:33,34 – плач Давида об Авенире
· 2Цар. 22 – песнь Давида о избавлении
· 2Цар. 23:1-7 – последние слова Давида
· 3Цар. 8:12,13 – слова Соломона при посвящении Храма
· 3Цар. 16:34
· 4Цар. 19:21-34 – слово Исаии к Езекии
· 1Пар. 12:18 – слово Амесая к Давиду
· 2Пар. 6:41,42 – заключение молитвы Соломона
· 2Пар. 20:21 – песня войска Иосафата
· Иезекииль - много мест с поэзией
· Даниил 2:20-23, 3:33, 4:7-14, 31-32, 34, 7:9-10, 13-14, 12:2-3
· Молитва Отче наш
· Луки 1:14-17 – слова ангела к Захарии
· Луки 1:32-35 – слова ангела к Марии
· Луки 1:47-55 – песнь Марии
· Луки 1:68-79 – песнь Захарии
· Луки 2:29-33 – слова Симеона
· 1Петра 2:10, 3:10-12 - слова из гимна первых христиан
· 1Иоанна 1:12-14
· 1Тим. 3:16 – слова из гимна первых христиан
· 2Тим 2:11-13 - слова из гимна первых христиан
· Откр. 1:7, 2:22, 4:11, 5:9-10,12,13, 7:10-11, 15-17, 11:15-18, 12:10-12, 13:10, 15:3-4, 16:5-7, 17:2-8, 10, 14-24, 19:1-8.
B. Вся или почти вся книга:
· Книга Иова (кроме 1:1 - 3:2 и 32:1-5 и 42:7-17)
· Псалтирь (полностью)
· Притчи (полностью)
· Екклезиаст (попеременно поэзия и проза)
· Песнь Песней (полностью)
· Исаия (большей частью поэзия)
· Иеремии (попеременно поэзия и проза)
· Плач Иеремии (полностью)
· Осия 5-14 гл.
· Иоиля (полностью)
· Амос
· Авдия
· Михея
· Наум
· Аввакум
· Софонии
· Аггея (50/50)
· Захария (50/50)
· Малахии
- Заметьте, после Давида и Соломона поэтический стиль написания прочно вошёл «в моду».
- С какой целью пророки писали свои вести в поэтическом стиле?
– Так они легче запоминались.