Цикличность в системе подготовке в лыжном спорте




 

Построение цикличности обычно начинают с больших циклов, определяя

годичную периодизацию тренировки. Периодизация тренировки в лыжных

гонках основывается на общих закономерностях развития тренированности и

становления спортивной формы. В связи с сезонностью занятий лыжными

гонками периодизация связана с временами года, календарем соревнований.

В лыжных гонках принято следующее построение основного варианта

периодизации - год составляет один большой цикл и делится на три периода:

подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке

 

лыжника-гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа

будущих достижений в соревновательном периоде. «Фундаментом» успехов в

соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящейся на развитие

физических качеств, повышение функциональной подготовленности,

совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Все это

выполняется в подготовительный период. Кроме этого, большое внимание

уделяется воспитанию волевых качеств, изучению теории лыжного спорта и

т.д.

В дальнейшем в связи с увеличением нагрузки, направленной на развитие

скоростной выносливости, общий объем нагрузки снижается (но остается

достаточно высоким), а интенсивность тренировок возрастает. На этом этапе

параллельно развиваются и другие специальные качества - быстрота и сила.

Помимо тренировок на лыжах проводятся занятия по ОФП. Основная их задача

- поддержать достигнутый уровень ОФП. Изменение объема, интенсивности

специальной подготовки, а также поддержание уровня ОФП находится в тесной

взаимосвязи с возрастом, подготовленностью и индивидуальными

особенностями лыжников. Длительные тренировки с высокой интенсивностью

в течение целого ряда занятий, не обеспеченные предварительной подготовкой,

а также не соответствующие возрасту занимающихся, могут привести к

перегрузке лыжников и в дальнейшем - к переутомлению. Тренировки на этом

этапе должны быть построены так, чтобы лыжники достигли спортивной

формы к окончанию этапа. На зимнем этапе подготовительного периода

лыжники выступают в ряде контрольных (или других видах) соревнований. Как

правило, специальная подготовка, тем более форсирование достижения

высокой работоспособности к этим соревнованиям, не проводится. В них

лыжники выступают по ходу планомерной подготовки к соревновательному

периоду, т.е. никаких изменений в объеме, интенсивности или цикличности

нагрузки специально к конкретным соревнованиям этого этапа не вносится.

Интенсивность на этом этапе в целом значительна, но к концу

подготовительного периода она не должна достигать предела, характерного для

соревновательного периода.

Соревновательный период (с 1 января по 15 апреля) имеет главной целью

достижение наивысшей спортивной формы и ее реализацию. На это время

приходится ряд основных соревнований сезона, в которых лыжник должен

показать наивысшие результаты. В подготовке лыжника в соревновательном

периоде ставятся следующие важнейшие задачи: дальнейшее развитие

специальных физических и морально-волевых качеств; сохранение ОФП на

достигнутом уровне; стабилизация навыков в технике способов передвижения

на лыжах; овладение тактикой и приобретение соревновательного опыта.

Подготовка в соревновательном периоде строится на основе чередования

недельных циклов тренировочного характера с соревновательными. При

построении тренировочного цикла объем и интенсивность нагрузки

повышаются. Соревновательный цикл (заканчивающийся стартом на различные

дистанции) предусматривает стабилизацию или некоторое снижение объема

нагрузки (в зависимости от целей и масштаба соревнований) с увеличением ее

 

интенсивности. В целом в связи с участием в соревнованиях тренировочная

нагрузка как по объему, так и по интенсивности претерпевает значительные

волнообразные изменения. Если старты на различные дистанции проходят

каждую неделю, то соревновательный недельный цикл, как правило, остается

постоянным по применяемым методам и направленности тренировочной

нагрузки, хотя ее объем и интенсивность могут меняться в зависимости от

степени утомления от предыдущих соревнований и длины дистанции

предстоящих.

Переходный период продолжительностью до одного месяца имеет цель

вывести лыжников из состояния спортивной формы и подвести его к новому

году подготовки хорошо отдохнувшим и сохранившим достигнутый уровень

развития физических качеств. В этом периоде важно обеспечить активный

отдых и восстановление после зимних соревнований. В зависимости от

возраста и подготовленности лыжников, количества и напряженности

соревнований меняются не только объем и интенсивность применяемых

упражнений, но и направленность всего переходного периода. У сильнейших

лыжников после напряженного и длительного соревновательного периода

планируется значительное снижение нагрузки - спортсмены должны хорошо

отдохнуть. Если у лыжников в соревновательном периоде не было большого

количества соревнований и они не носили напряженный характер, то

переходный период значительно сокращается или даже может быть отменен.

Лыжники продолжают подготовку, увеличивая нагрузку в подготовительном

периоде. В этот период основное внимание обращается на поддержание

достигнутого уровня ОФП и частично специальной подготовки. Такая

периодизация применяется при планировании тренировки лыжников-гонщиков

различной квалификации. Сроки этапов, их продолжительность не являются

догмой. Они могут меняться исходя из конкретных внешних условий календаря

соревнований и особенностей подготовки спортсмена.

Все периоды и этапы тесно связаны между собой и по содержанию,

характеру и волнообразности изменения объема и интенсивности нагрузки

постепенно переходят один в другой. Поэтому точные сроки перехода от этапа

к этапу и от периода к периоду носят несколько условный характер.

3. Планирование подготовки в лыжном спорте

Годичное планирование учебно-тренировочного процесса осуществляется

на основе многолетнего перспективного плана с учетом календаря

соревнований на предстоящий год. Планом предусматриваются конкретные

задачи и распределение материала по периодам, этапам и месячным циклам

подготовки. Основные средства тренировки приводятся в годичном плане по

месячным циклам с указанием конкретного объема нагрузки (в ч, мин, км и

т.д.). В плане также предусматриваются общее количество занятий, сроки и

программа контрольных испытаний и соревнований. На каждые соревнования

ставятся конкретные цели, определяется их значимость в общем плане

подготовки лыжника. Соревнования могут иметь установку на победу, а кроме

этого, могут рассматриваться как контрольные, тренировочные, подводящие,

отборочные и «разгрузочные». Количество соревнований предусматривается в

 

зависимости от возраста, подготовленности, вида лыжного спорта и

индивидуальных особенностей спортсмена. Учитывая современный уровень

результатов, а также высокие тренировочные нагрузки и особенности

спортсмена, необходимо определить оптимальное число стартов на годичный

цикл подготовки. В настоящее время имеется тенденция к увеличению

количества соревнований в году, что порой целесообразно на этапах

углубленной специализации и спортивного совершенствования. Количество

стартов у квалифицированных лыжников может достигать 30 и более в сезон в

зависимости от подготовленности и индивидуальных особенностей. При

составлении плана помимо общего количества соревнований определяются

наиболее ответственные, где ставится цель - достигнуть наивысших

результатов. Таких соревнований в зимнем сезоне может быть 3-4, в

зависимости от квалификации лыжника, его индивидуальных особенностей и

календарного плана соревнований.

Вторым важным документом планирования является график изменения

объема и интенсивности тренировочной нагрузки на весь годичный цикл

подготовки. Он составляется на основе календарного плана соревнований и

индивидуальных особенностей лыжника. В графике предусматриваются

большие, средние и малые волны, изменения объема и интенсивности нагрузки

по периодам и этапам.

Нагрузка в тренировке лыжника-гонщика в течение годичного цикла в

зависимости от конкретных задач отдельного занятия, недельных и месячных

циклов постоянно изменяется. Волнообразное изменение нагрузки является

одной из основных закономерностей тренировочного процесса. В тренировке

лыжников нагрузка, волнообразно изменяясь, имеет общую тенденцию к

повышению в подготовительном периоде с некоторой стабилизацией в

соревновательном и с последующим снижением в конце соревновательного и в

начале подготовительного периодов. При планировании нагрузки необходимо

предусмотреть ее волнообразное изменение: а) в микроциклах - малые волны

продолжительностью до 7 (редко более) дней; б) в месячном цикле (или этапе)

тренировки - средние волны, отражающие изменения нагрузки в 3-6 малых

волнах; в) в периодах тренировки - большие волны, включающие изменения

нагрузки в средних волнах. Одной из важнейших задач планирования является

установление соответствий между динамикой нагрузки в микро- и месячных

циклах, а также в отдельных этапах подготовки. Особенно важно тщательно

спланировать волны повышения и снижения объема и интенсивности нагрузки

непосредственно при подготовке к наиболее ответственным соревнованиям, от

этого во многом зависят пики наивысшей спортивной формы.

Исходя из годичного плана и графика изменения нагрузки, составляются

подробные и конкретные планы подготовки на месяц и по неделям

(микроциклам). В этих планах приводятся конкретные задачи, устанавливается

цикличность, определяются основные средства тренировки, их объем и

интенсивность выполнения, применяемые методы и интервалы отдыха.

Цикличность является одной из закономерностей спортивной тренировки. В

подготовке лыжника в зависимости от вида лыжного спорта, задач тренировки

 

на данном этапе, спортивной квалификации, возраста, уровня физического

развития, профессионально-бытовых условий применяются различные

варианты построения микроциклов. В основе построения их лежит недельный

цикл с различными его разновидностями и вариантами.

В тренировке лыжника возможны следующие варианты построения

микроциклов: 1) двухдневный - один день тренировки и день отдыха; 2)

трехдневный - два дня тренировки и день отдыха; 3) четырехдневный - три дня

тренировки и день отдыха; 4) семидневный - шесть дней тренировки и день

отдыха.

В недельном цикле подготовки могут сочетаться различные варианты

микроциклов: 1) четырехдневный и трехдневный; 2) трехдневный и два

двухдневных. У спортсменов-новичков больше распространен недельный цикл

с тремя занятиями в неделю.

На начальной ступени подготовки у юных лыжников достаточно

запланировать проведение трех занятий в неделю. Увеличение количества

тренировок до 4-5 в неделю большого эффекта не дает, но опасность

перегрузки школьников значительно возрастает. Постепенно с ростом

тренированности можно перейти на недельный цикл с четырьмя занятиями. В

подготовке квалифицированных лыжников наиболее часто применяется

семидневный цикл или сочетание четырехдневного и трехдневного (5 занятий в

неделю). Количество занятий в неделю в этом случае устанавливается

индивидуально.

При построении микроциклов необходимо учитывать влияние различных

нагрузок на организм и продолжительность периодов восстановления после

них. В связи с этим необходимо использовать следующие закономерности

сочетания нагрузок в микроциклах. Не рекомендуется включать в одно

тренировочное занятие упражнения на развитие силы и выносливости. При

сочетании в одном занятии развития быстроты с другими качествами

упражнения на развитие быстроты всегда должны планироваться в начале или

предшествовать упражнениям по развитию других качеств (силы или

выносливости). В недельном цикле занятия с основной задачей развития

быстроты планируются после дня отдыха на фоне восстановления и

предшествуют развитию скоростной или общей выносливости. Развитие

выносливости можно планировать в конце микроцикла, а иногда на фоне

недовосстановления. В отдельном тренировочном занятии обучение и

совершенствование техники проводятся всегда в начале занятия, после

разминки, а в микроцикле - на первом занятии. Иногда совершенствование

техники сознательно планируется на конец занятия с целью закрепления

навыков в сложных условиях, на фоне утомления. В зависимости от

поставленных задач значительно меняется содержание микроциклов. В

зависимости от направленности подготовки различают варианты микроциклов,

которые применяются при построении тренировочного процесса на различных

этапах и периодах круглогодичной подготовки. Можно выделить

тренировочные (развивающие) соревновательные, поддерживающие,

подводящие, восстановительные и другие микроциклы, которые, в свою

 

очередь, имеют разновидности в зависимости от объема и интенсивности

нагрузки и характера их изменения с учетом уровня и темпов увеличения

тренированности. Тренер, используя те или иные варианты микроциклов,

может активно управлять тренировочным процессом, подводя лыжника к

наиболее ответственным соревнованиям в наивысшей спортивной форме. При

планировании нагрузки в микроциклах в начале цикла проводят более

интенсивные, но с меньшим объемом тренировки на развитие быстроты и

скоростно-силовых качеств. В конце цикла, наоборот, проходят объемные, но с

меньшей интенсивностью тренировки с задачей развития выносливости.

Таким образом, при планировании нагрузки в микроциклах, волна

интенсивности предшествует волне объема. В средних (месячных) циклах

обычно в течение 2-3 недель наблюдается постепенное повышение объема с

последующей его недельной стабилизацией или даже снижением; волна

интенсивности в это время, как правило, повышается. В больших циклах

например, на первых двух этапах подготовительного периода, при сохранении

колебаний объема и интенсивности в микро- и месячных циклах наблюдается

общая тенденция большего увеличения объема по сравнению с повышением

интенсивности. В соревновательном периоде, наоборот, наблюдается

постепенное снижение объема при значительном повышении интенсивности.

При планировании занятий на снегу (3-й этап подготовительного периода

и соревновательный период) необходимо учитывать следующие общие

закономерности в распределении объема и интенсивности. Общий километраж

передвижения на лыжах в первый месяц достигает предела и постепенно

уменьшается к концу сезона. По существу, наибольший объем приходится на

два начальных недельных цикла, на так называемый полуэтап вкатывания,

когда проводятся равномерные длительные тренировки с задачей развития

выносливости, восстановления и совершенствования техники. Объем

скоростной тренировочной работы и интенсивность, наоборот, увеличиваются

и, достигнув максимума в начале января, начинают снижаться в связи с

достижением спортивной формы. Километраж участия в соревнованиях тоже

растет с начала сезона до марта. Особенно он увеличивается с середины января,

что хорошо согласуется с уменьшением объема скоростной тренировочной

работы.

Оценивая соотношение объема и интенсивности в зимнее время, следует

отметить, что волна объема нагрузки сменяется подъемом (волной)

интенсивности. Это происходит в больших циклах подготовки. Соблюдение

указанных закономерностей позволяет правильно спланировать нагрузку и

способствует достижению и сохранению высокого уровня тренированности в

течение всего соревновательного периода.

При планировании необходимо учитывать, в какой стадии

тренированности находится лыжник. В том случае, если объективные данные

врачебно-педагогического контроля и самоконтроля лыжника показывают, что

лыжник еще не достиг необходимого уровня подготовленности (отстает от

запланированных сроков достижения спортивной формы), в последние недели

необходимо повысить объем и интенсивность тренировок (тренирующий-

 

развивающий режим). Большая часть занятий проходит при частоте сердечных

сокращений 160-175 уд./мин. Возможно лыжнику в эти сроки придется

выступать в различных соревнованиях, в таком случае, как правило,

специальной подготовки к ним (снижения объема в последние 5-6 дней) не

проводится. Лыжник выступает в соревнованиях и продолжает наращивать

нагрузку. Но, если одни из них являются отборочными и у лыжника нет

твердой уверенности попасть в команду, не меняя режим подготовки, то

возникает необходимость изменить планирование так, чтобы подойти к ним в

повышенной работоспособности. Решив задачу и пройдя отбор, лыжник, не

снижая нагрузки, продолжает подготовку к основным соревнованиям сезона.

Важнейшую роль в управлении подготовкой лыжника-гонщика играет

постоянное сбалансирование объема и интенсивности нагрузок с состоянием и

возможностями спортсмена в каждом отдельном занятии и на протяжении

недельных циклов. В ходе всей подготовки тренер и ученик должны постоянно

сопоставлять выполненную (по всем параметрам) нагрузку с планом

подготовки, фактическими сдвигами в тренированности, данными врачебного,

педагогического и научного контроля и своевременно вносить уточнения и

дополнения в недельные и месячные циклы. Вместе с тем общую

направленность подготовки в годичном цикле необходимо сохранить так,

чтобы достигнуть пика спортивной формы к основным соревнованиям сезона.

В связи с этим большое значение в процессе тренировки имеют контроль и

самоконтроль, которые проводятся параллельно тренером и лыжником. Данные

контроля отмечаются в журнале и дневнике спортсмена.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: