ПРИМЕР СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Слайд 1
Педагогическая режиссура как понятие
Слайд 2
СОВЕТУЮ ПРОРАБОТАТЬ И ВНЕСТИ ТЕКСТ В ПРЕЗЕНТАЦИЮ:
Безусловно, школа – не театр и не должна им быть. Но и режиссура - не подмена обучения развлекающими играми, а организация полноценной жизни учащихся и педагога в момент педагогического взаимодействия. Нельзя отрицать очевидного факта, что педагог всегда выступает не только как драматург своего урока (или лекции, например), не только как одно из главных действующих лиц, но и как организатор, режиссёр-постановщик (фр. regisseur <лат. regere – править, управлять), который управляет педагогической ситуацией. Это означает, что он знает скрытые от внешнего взора механизмы, формирующие особенности восприятия, понимания, рождения личностного смысла. И от того, насколько искусно и мудро педагог управляет учебно-воспитательным процессом в целом и отдельной педагогической ситуацией, зависит способность ученика к личностному развитию.
Слайд 3
СОВЕТУЮ ПРОРАБОТАТЬ И ВНЕСТИ ТЕКСТ В ПРЕЗЕНТАЦИЮ:
Часто педагог идёт на урок, лекцию, семинар с планом, в котором написано, что он скажет, процитирует, о чём спросит, какие слова получит в ответ. Он считает себя готовым к уроку благодаря наличию собственного текста. На самом деле это всего лишь текст, имеющий весьма отдалённое отношение к живому взаимодействию, которое должно происходить на уроке и которое требует режиссёрской партитуры – чёткого постановочного плана педагогического события, определяющего, какое психологическое действие педагог будет совершать по отношению к учащимся в каждый момент общения.
Слайд. 2.
|
ВЫВЕРИТЬ ТЕКСТ ПО ОБРАЗЦУ-3 (ТЕКСТ ПРЕЗЕНТАЦИИ ДОЛЖЕН ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВОВАТЬ МНОЙ ПРОВЕРЕННОМУ, ВЫВЕРЕННОМУ по всем параметрам требований ТЕКСТУ РЕФЕРАТА)
Понятие «педагогическая режиссура»
Педагогической режиссуре сложно дать однозначное определение, так как она включает в себя несколько аспектов.
Педагогическая режиссура:
¾ Наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего научно-художественным единством педагогического процесса.
¾ Способ организации процесса познания и переживания педагогического события, в ходе которого формируются духовные ценности и опыт творческой деятельности через сотворчество всех субъектов взаимодействия.
¾ Деятельность по выстраиванию взаимодействия и взаимоотношений при работе с учащимися. Это может быть не только урок, но и перемена, деловой сбор, праздник, родительское собрание, конференция, педсовет — всюду, где собираются взрослые и дети с какой-либо педагогической целью, требуется профессиональный способ организации — педагогическая режиссура.
¾ Инструмент, средство обеспечения личностной заинтересованности учащихся в процессе образования и наполнения образовательного процесса богатством личностных смыслов.
¾ Своеобразный профессиональный конструктор. Педагогическая режиссура не дает единственно верный рецепт на все случаи педагогической жизни, богатой на ситуации и отношения, но обозначает и позволяет выбирать педагогические средства в соответствии с ситуацией «здесь и сейчас», пробовать, искать. Это профессиональный взгляд на особенности составляющих педагогический процесс компонентов с точки зрения способов их соединения и гармоничного сочетания. Недостаточно использовать на занятии наглядность, музыку, тексты и т. д. Важно найти «золотую середину», педагогически целесообразную и красивую пропорцию всех составляющих для максимального выявления главного и соблюсти знаменитое правило: «Минимум средств — максимум выразительности».
|
¾ Разновидность практической психологии, которая позволяет увидеть скрытые от внешнего взора нюансы отношений, опосредуемые внутренними механизмами развития личности.
Таким образом, педагогическая режиссура проявляется внешне через логику событий, выражающихся в действиях, и внутренне - через построение внутренней психологической логики взаимодействия, логики переживаний «по поводу», в «предлагаемых обстоятельствах».
Слайд. 3
Текст НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ЗАДАЧАМ ПРЕЗЕНТАЦИИ «Педагогическая режиссура как понятие», НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ВЫПРАВЛЕННОМУ МНОЙ ТЕКСТУ РЕФЕРАТА(!!!) на стр. 5:
Многие проблемы, возникающие в образовательном процессе, заключаются в том, что учащийся либо не хочет и не может слушать педагога, либо слушает, но не понимает. Педагог же не всегда прикладывает усилия, чтобы мотивировать ученика, считая, что тот просто обязан учиться. Отсюда – отчуждённость и непонимание между педагогом и учеником, которые могут продолжаться довольно длительное время. Подобная ситуация абсолютно исключена в театре. Театр, не имеющий контакта со зрителем, существовать не может. Зритель «проголосует ногами» и в такой театр не пойдет. Для актеров и режиссеров умение заинтересовать, «завести» зрителя – вопрос выживания. Именно поэтому этот аспект в актерско-режиссерском искусстве проработан очень хорошо.
|
Слайд. 4.
Текст НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ЗАДАЧАМ ПРЕЗЕНТАЦИИ «Педагогическая режиссура как понятие»:
Центральными объектами внимания театральной сферы являются:
1) общение;
2) действенная выраженность;
3) мизансцена.
В театре представлены три типа общения:
● «Нелегальное» общение зрителей друг с другом во время спектакля.
● Фиксированно-ритуальное, предопределенное общение актеров на сцене, -когда у каждого есть текст роли, который он обязан озвучить, драматургом определены отношения между героями и т. д.
● Импровизационное, подлинное общение на сцене, -когда, несмотря на фиксированность событий пьесы и звучащего текста, то, что происходит на сцене, кажется возникающим спонтанно, «здесь и сейчас», и вызывает отклик зрителей. Возникновение сочувствующего, сопереживающего, соучаствующего характера общения возможно благодаря высочайшему мастерству актеров и режиссеров. Зрители начинают жить с персонажами единой жизнью, граница между вымыслом и реальностью размывается.
Все названные типы общения представлены и в образовательной среде.
Слайд. 5.
СОВЕТУЮ ПРОРАБОТАТЬ И ВНЕСТИ ТЕКСТ В ПРЕЗЕНТАЦИЮ:
Педагогическую режиссуру непременно нужно рассматривать можно рассмотреть и как деятельность педагога по разработке и воплощению замысла педагогического взаимодействия, обладающего гуманистическим потенциалом. Создание замысла — это основа первого, проектировочного этапа действий педагога как режиссёра.
Текст ПРОВЕРИТЬ НА ПОЛНОЕ СООТВЕТСТВИЕ ВЫПРАВЛЕННОМУ МНОЙ ТЕКСТУ РЕФЕРАТА(!!!) ПО ОБРАЗЦУ-3:
Этапы действий педагога как режиссёра
№ | Название | Содержание |
I | Проектировочный. | Создание замысла педагогического действия и взаимодействия. Подготовка режиссерского плана -проекта педагогического события (выбор точной формулировки темы), определение его сверхзадачи, сквозного действия, цепочки событий (задач, действий), педагогического жанра. Выстраивание композиции педагогического события. |
II | Этап реализации режиссерского проекта. | Действие и взаимодействие участников педагогического процесса в соответствии с его сверхзадачей и сквозным действием, реализация проекта в конкретном времени и пространстве, уточнение вариантов реализации проекта относительно обстоятельств данного момента. |
III | Рефлексивный. | Авторефлексия учителем реализованного проекта (своих действий, чувств и мыслей, настроения, творческого самочувствия). Рефлексия педагогом деятельности класса и отдельных учащихся, анализ диалогов, ситуаций, поведенческих и эмоциональных аспектов события. Рефлексия педагогом результатов творческой деятельности учащихся (анализ личностного продвижения каждого, причин успешности, не успешности, оригинальности, креативности в выполнении заданий; значимости проблемы, темы события для учащихся). Корректировка режиссерского плана, создание более совершенного проекта педагогического действия и взаимодействия; выстраивание соответствующей композиции педагогического события. |
Слайд. 6.
Текст ПРОВЕРИТЬ НА СООТВЕТСТВИЕ ВЫПРАВЛЕННОМУ МНОЙ ТЕКСТУ РЕФЕРАТА(!!!) ПО ОБРАЗЦУ-3: