Элементы процесса управления:
ü Работник – осуществляет управленческую деятельность. Способный к выбору соответственных целей и способов их достижения, конкретных функций, типа поведения. Он обладает уверенностью, возможностью определять свою судьбу.
ü Ситуация характеризуется:
o Продолжительностью
o Остротой
o Местом и причинами возникновения
o Содержанием
o Скоростью
o Продолжительностью
o Направленностью протекания процессов (число и круг участников, важность, сложность, перспективы развития)
В соответствии с изменение ситуации меняются задачи и методы управления.
ü Процесс – цель конкретного управленческого процесса изменение или сохранение управленческой ситуации (совокупность обстоятельств, которая оказывает или может оказать в будущем положительное или отрицательное влияние на бизнес –систему.
Объектами управления являются:
· Деятельность (планирование, постановка задач, контроль);
· Люди (обеспечение сотрудничества, кадровая политика, мотивация, обучение);
· Внешние связи;
· Организация как таковая, процессы совершенствования системы, структуры, технологии деятельности и самого управления.
К элементам процесса управления относятся: управленческий труд, его предмет и средства реализации в определенном продукте. Предметом и продуктом труда в управлении является информация о существующей проблеме и способах ее решения (груда документов на столе – усложнение процесса управления, господство прошлого над настоящим) или (организационный порядок – совокупность прежде сформировавшихся норм и связей, обеспечивает автоматическое срабатывание управленческих механизмов и выполнение необходимых действий без специальных распоряжений, что укрепляет работу аппарата).
Средства управленческого труда – все то, что способствует осуществлению операций с информацией (компьютеры, телефоны, ручки, бумага, вплоть до органов человеческого тела).
Управленческий труд – совокупность действий и операций с помощью которых менеджер обеспечивает реализацию отдельных задач. Это категория труда умственного, которая осуществляется в виде нервно – психических усилий и и существует в трех формах:
Ø Эвристический труд – совокупность действий по изучению проблем и разработке вариантов решений – организационных, экономических, технических (руководители и специалисты);
Ø Административный труд – распорядительство, инструктирование, координация деятельности подчиненных, контроль, оценка, мотивация. Проведение собраний, совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, ответы на письма, звонки, обход рабочих мест (руководители);
Ø Операторный труд – выполнение своих должностных обязанностей (специалисты).
Виды разделения труда в управлении:
o Функциональное (по по комплексам деятельности, операциям);
o Профессиональное;
o Квалификационное;
o Организационно – технологическое (по операциям, по уровням).
Управляющее воздействие:
§ Пассивное, непосредственно не оказывающим влияние на работников, а лишь регулирующим их поведение (правила);
§ Активное (ограничивающим или предупреждающим негативное поведение, поощряющим позитивное);
По типу: приказ, рекомендации, совет, порицание, похвала, критика;
По форме: непосредственное или опосредованное явным или неявным легким или жестким;
По способу: официальное или неофициальное.
Проблемы управленческого воздействия:
1. Сложность объекта, следствие чего не все его стороны доступны воздействию (успешно воздействовать удается лишь на те, которые поддаются формализации (стандартизации) и нормированию да и то с помощью ограниченного набора инструментов;
2. Ненадежность и несвоевременность инструкции;
3. Невозможность учесть все последствия воздействия по причине случайностей, сопротивление исполнителей и прочее, вследствие чего результат отклоняется от запланированного.
Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:
o По целевому назначению (предвидение, активизация, контроль);
o По временному горизонту (перспективные, тактические, оперативные);
o По этапам (целеполагание, анализ ситуации, определение проблем, поиск решения);
o По направленности (на внутренние или внешние проблемы);
o По сферам (экономическая, социальная, технологическая);
o По объектам (производство, персонал и прочее);
o По методам осуществления;
o По организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие);
o По характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму, творческие);
o По содержанию:
§ Коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки);
§ Распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых решений в устной и письменной форме, составление и постановка задач, инструктирование);
§ Контрольно- оценочные (проверка своевременности и качества выполнения заданий);
§ Аналитико- конструктивные (изучение информации и подготовка решений);
§ Информационно –технические (сбор, первичная обработка, хранение и выдача сведений).
Каждая из перечисленных работ представляет самостоятельный комплекс управленческих операций. Разновидности управленческих операций:
Ø Сбор
Ø Изучение
Ø Обработка
Ø Анализ информации
Ø Формулировка выводов
Ø Оформление результатов
Управленческие операции подразделяются:
ü Творческие – сложные, предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений;
ü Логические – выполняются по заданному алгоритму (составление бухгалтерского баланса). Регламентируются специальными документами.
ü Технические –(первичная обработка, хранения полученной информации.
У руководителей предельный вес творческих операций 60%
У специалистов 40%
У технических исполнителей доля логических операций 20%, остальное технические.
Управленческая процедура – документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций. Она отражает цель работы, производственные и информационные потоки, используемые и разрабатываемые документы, порядок их прохождения, содержания. Управленческие процедуры обеспечивают:
Ø Установление организационного порядка и рациональной последовательности выполнения управленческих работ;
Ø Равномерную загрузку, согласованность и единство действий персонала;
Ø Принятие решений на оптимальных условиях управления;
Ø Экономию времени;
Ø Ограничение субъективного влияния на принятия решения вышестоящих руководителей.
Чаще всего процедуры выполняются по правилам, которые определяют, то что должно быть сделано в конкретной ситуации. это одновременно и защищает от личной зависимости участника управленческого процесса и развивает бюрократические тенденции.