Элементы процесса управления .




Элементы процесса управления:

ü Работник – осуществляет управленческую деятельность. Способный к выбору соответственных целей и способов их достижения, конкретных функций, типа поведения. Он обладает уверенностью, возможностью определять свою судьбу.

ü Ситуация характеризуется:

o Продолжительностью

o Остротой

o Местом и причинами возникновения

o Содержанием

o Скоростью

o Продолжительностью

o Направленностью протекания процессов (число и круг участников, важность, сложность, перспективы развития)

В соответствии с изменение ситуации меняются задачи и методы управления.

ü Процесс – цель конкретного управленческого процесса изменение или сохранение управленческой ситуации (совокупность обстоятельств, которая оказывает или может оказать в будущем положительное или отрицательное влияние на бизнес –систему.

Объектами управления являются:

· Деятельность (планирование, постановка задач, контроль);

· Люди (обеспечение сотрудничества, кадровая политика, мотивация, обучение);

· Внешние связи;

· Организация как таковая, процессы совершенствования системы, структуры, технологии деятельности и самого управления.

К элементам процесса управления относятся: управленческий труд, его предмет и средства реализации в определенном продукте. Предметом и продуктом труда в управлении является информация о существующей проблеме и способах ее решения (груда документов на столе – усложнение процесса управления, господство прошлого над настоящим) или (организационный порядок – совокупность прежде сформировавшихся норм и связей, обеспечивает автоматическое срабатывание управленческих механизмов и выполнение необходимых действий без специальных распоряжений, что укрепляет работу аппарата).

Средства управленческого труда – все то, что способствует осуществлению операций с информацией (компьютеры, телефоны, ручки, бумага, вплоть до органов человеческого тела).

Управленческий труд – совокупность действий и операций с помощью которых менеджер обеспечивает реализацию отдельных задач. Это категория труда умственного, которая осуществляется в виде нервно – психических усилий и и существует в трех формах:

Ø Эвристический труд – совокупность действий по изучению проблем и разработке вариантов решений – организационных, экономических, технических (руководители и специалисты);

Ø Административный труд – распорядительство, инструктирование, координация деятельности подчиненных, контроль, оценка, мотивация. Проведение собраний, совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, ответы на письма, звонки, обход рабочих мест (руководители);

Ø Операторный труд – выполнение своих должностных обязанностей (специалисты).

Виды разделения труда в управлении:

o Функциональное (по по комплексам деятельности, операциям);

o Профессиональное;

o Квалификационное;

o Организационно – технологическое (по операциям, по уровням).

Управляющее воздействие:

§ Пассивное, непосредственно не оказывающим влияние на работников, а лишь регулирующим их поведение (правила);

§ Активное (ограничивающим или предупреждающим негативное поведение, поощряющим позитивное);

По типу: приказ, рекомендации, совет, порицание, похвала, критика;

По форме: непосредственное или опосредованное явным или неявным легким или жестким;

По способу: официальное или неофициальное.

Проблемы управленческого воздействия:

1. Сложность объекта, следствие чего не все его стороны доступны воздействию (успешно воздействовать удается лишь на те, которые поддаются формализации (стандартизации) и нормированию да и то с помощью ограниченного набора инструментов;

2. Ненадежность и несвоевременность инструкции;

3. Невозможность учесть все последствия воздействия по причине случайностей, сопротивление исполнителей и прочее, вследствие чего результат отклоняется от запланированного.

Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:

o По целевому назначению (предвидение, активизация, контроль);

o По временному горизонту (перспективные, тактические, оперативные);

o По этапам (целеполагание, анализ ситуации, определение проблем, поиск решения);

o По направленности (на внутренние или внешние проблемы);

o По сферам (экономическая, социальная, технологическая);

o По объектам (производство, персонал и прочее);

o По методам осуществления;

o По организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие);

o По характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму, творческие);

o По содержанию:

§ Коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки);

§ Распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых решений в устной и письменной форме, составление и постановка задач, инструктирование);

§ Контрольно- оценочные (проверка своевременности и качества выполнения заданий);

§ Аналитико- конструктивные (изучение информации и подготовка решений);

§ Информационно –технические (сбор, первичная обработка, хранение и выдача сведений).

Каждая из перечисленных работ представляет самостоятельный комплекс управленческих операций. Разновидности управленческих операций:

Ø Сбор

Ø Изучение

Ø Обработка

Ø Анализ информации

Ø Формулировка выводов

Ø Оформление результатов

Управленческие операции подразделяются:

ü Творческие – сложные, предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений;

ü Логические – выполняются по заданному алгоритму (составление бухгалтерского баланса). Регламентируются специальными документами.

ü Технические –(первичная обработка, хранения полученной информации.

У руководителей предельный вес творческих операций 60%

У специалистов 40%

У технических исполнителей доля логических операций 20%, остальное технические.

Управленческая процедура – документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций. Она отражает цель работы, производственные и информационные потоки, используемые и разрабатываемые документы, порядок их прохождения, содержания. Управленческие процедуры обеспечивают:

Ø Установление организационного порядка и рациональной последовательности выполнения управленческих работ;

Ø Равномерную загрузку, согласованность и единство действий персонала;

Ø Принятие решений на оптимальных условиях управления;

Ø Экономию времени;

Ø Ограничение субъективного влияния на принятия решения вышестоящих руководителей.

Чаще всего процедуры выполняются по правилам, которые определяют, то что должно быть сделано в конкретной ситуации. это одновременно и защищает от личной зависимости участника управленческого процесса и развивает бюрократические тенденции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: