Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" выделяет четыре вида образования:
1) общее образование - вид образования, который связан с освоением общеобразовательных программ;
2) профессиональное образование - вид образования, связанный с освоением основных профессиональных образовательных программ;
3) профессиональное обучение - вид образования, связанный с программой профессионального обучения на основе квалификационных требований (профессиональных стандартов);
4) дополнительное образование - вид образования, не связанный с повышением уровня образования.
Не является видом образования инклюзивное образование. Это, скорее, принцип, состоящий в обеспечении равного доступа к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.
Впервые дано определение уровня образования: это завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Уровни образования выделяются только в отношении двух видов образования: общее образование и профессиональное образование. Дополнительное образование включает в себя два подвида: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
|
Если в субъектах Российской Федерации приняты отдельные законы о начальном и среднем профессиональном образовании, то сейчас, когда такой уровень, как начальное профессиональное образование, отсутствует, в соответствующих актах нужно использовать обозначение "профессиональное образование" (начальное + среднее = профессиональное образование). Профессиональная подготовка теперь - профессиональное обучение. Вместо высшего профессионального образования теперь - высшее образование.
Изменение в системе форм получения образования и их обозначения (не заочное обучение, а обучение по заочной форме, исчез экстернат как форма обучения, но остался как форма (способ) промежуточной и итоговой аттестации). Есть форма образования, форма обучения, форма реализации образовательных программ (сетевая форма (ст. 15), электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ст. 16) также являются формами реализации образовательных программ).
Ранее в Законе Российской Федерации "Об образовании" смешивались и формы получения образования, и формы обучения и были (ст. 10): 1) очная, 2) очно-заочная, 3) заочная, 4) семейное образование, 5) самообразование, 6) экстернат.
Статья 17 нового Закона выделяет две формы получения образования: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Формы обучения зависят от того, в какой форме получается образование:
|
- обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме;
- обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Тем самым экстернат - это способ прохождения промежуточной и итоговой аттестации при самообразовании и семейном образовании.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.