Форма: Офлайн-лекция
План.
1. Ознакомится с материалами лекции.
2. Выполнить задание в конце темы.
3. Ответы присылать на адрес электронной почты olga.bezyazyckowa@yandex.ru
Игра, являясь средством воспитания и всестороннего развития, формой
организации жизни детей в детском саду, должна иметь определенное место в режиме дня и обязательно определено содержание игровой деятельности. По времени игры организуются утром до завтрака и после него; в
промежутках между занятиями (в старшей и подготовительной к школе
группах), широко развертываются на воздухе и, наконец, занимают ведущее место после дневного сна. В целом на игры отводится примерно до трех
часов.
Игры, организованные до занятия, длятся сравнительно недолго. В младших группах, например, это могут быть игры с песком, водой, в них дети
выражают только свои запросы; игры с игрушками, которые побуждают
детей к движениям. В средней и старшей группах, дети имеют возможность заняться всеми
играми, которые их увлекают, так как они уже нашли себе друзей,
единомышленников; они быстро понимают друг друга и переводят свои
мысли в действия. Это могут быть ролевые, строительные, а так же подвижные игры. Игры в
утренние часы, например, помогают создать у ребят бодрое настроение и
начинаются по приходе детей в детский сад. Каждый может взять любимую игрушку, по желанию объединиться с товарищами.
Иногда дети продолжают начатую накануне игру. Конечно, не все дети
играют в этот отрезок времени, так как выполняет какие-то трудовые
поручения или дежурят. В период между завтраком и занятиями проводятся игры с игрушками или
ролевые игры, но не со всей группой.
Игры, организованные между занятиями, длятся 8-10 минут.
Здесь главное, чтобы игры содержали лишь незначительную умственную
нагрузку. Это могут быть игры с мелкими игрушками, мячом, легким
конструктором. Так же дети продолжают игры,которые начали до занятия.
Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если
занятие требует однообразного положения, желательны подвижные игры. Отводится место игре и на прогулке. Длительность периода игры от одного
часа до одного часа двадцати минут.
Организация игр на участке будет зависеть от сезона.
На прогулке проводятся подвижные игры, строительные, сюжетные,
дидактические. В холодную погоду, например, следует проводить игры,
которые дают достаточную нагрузку, они должны быстро согревать детей,
давать им отдых. Это могут быть и дидактические игры, связанные с
движением, например: игра в загадки, когда дети движениями изображают
то, что думают; игры с флажками, в «самолеты», где каждый самолет по
цвету должен найти свое место аэродроме и многие другие игры. По мнению
многих педагогов, самым благоприятным временем для игр является время
после дневного сна, вечером. Чаще всего дети во вторую половину дня
играют в ролевые и строительные игры, это либо вновь организованные,
либо начатые ранее игры. Такие игры могут быть разнообразны, так как у
детей накапливается немало впечатлений, а вечером имеется достаточно
времени, чтобы развивать ролевые игры, делать постройки. Эти игры богаты разнообразными возможностями формирования чувств и отношений детей. Вечером можно использовать и дидактические игры. В них выявляется
кругозор ребенка, его умственные интересы. Полезно проводить групповые игры-соревнования, индивидуальные игровые упражнения по обучению
детей элементам спортивных игр (бадминтон, городки, баскетбол, футбол,
хоккей, теннис) и спортивным упражнениям. Проводятся игры в «классики», игры, с использованием скакалок, мячей, кеглей, колъцеброса и т. д. Итак, следует отметить, что утром в младшей и средней группах игра займет 10-15 минут до завтрака и 15 20 минут после завтрака, а в старшей и
подготовительной к школе группах 10 15 минут между занятиями.
Дети старших групп, занятые дежурством, будут играть только между
занятиями.
Игры на воздухе займут от 1 часа до 1часа 20 минут. Направленность игр на воздухе тесно связана с задачами физического воспитания. После дневного
сна играм отводится значительное время, примерно 1 час - 1час 20 минут.
Недопустимо сокращать время, предназначенное для игр, отводить его
другим видам деятельности. Достаточное количество времени для игры обеспечит ее развивающее
влияние на ребенка. Играя особую роль в воспитании ребенка, игра введена в ежедневно
повторяющийся распорядок детской жизни. Для игры отводится время в
режиме дня: до завтрака и после него, после занятий на прогулках (дневной и вечерней), вечером до ухода домой.
Режим дня в теплые месяцы немного отличается от режима в холодные месяцы. Утреннее игровое время до завтрака дети могут проводить на улице, где и проводят утреннюю гимнастику. Также в теплую погоду рекомендована прогулка после второго завтрака до обеда. Во время прогулки идет познавательная деятельность, тематические занятия.
Задание для проверки:
Составить режим дня для средней группы в теплые месяцы.