Рекомендации к изучению темы




Целью этой темы является изучение отраслевой структуры мирового хозяй­ства, ее динамики и качественных изменений в отраслевом и воспроизводственном разрезах. Для реализации цели необходимо выявить сущность и рассмот­реть основные элементы отраслевой структуры. Последними выступают про­мышленность, агропромышленный комплекс и сфера услуг. Первые два блока достаточно подробно представлены в учебной литературе. Что же касается сфе­ры услуг, то она рассматривается недостаточно полно: этот сектор экономики представлен только двумя группами отраслей — транспортным комплексом и связью. Поэтому видится необходимым остановиться на изучении этого вопроса более подробно.

Услуга как экономическая категория выражает отношения между произво­дителем и потребителем по поводу полезного труда, потребляемого непосредст­венно как деятельность. Услуга в отличие от товара часто имеет адресное на­значение. Отличает услугу от товара еще и то, что процесс производства и по­требления ее совпадает во времени и пространстве, а акт обмена предшествует акту производства.

В современном хозяйстве сфера услуг представляет огромный сектор эко­номики, значение которого постоянно возрастает. Об этом свидетельствуют следующие факты. Доля сферы услуг в производстве ВВП в развитых странах превышает 50%, а доля занятых в сфере услуг составляет примерно 60 - 73% общего числа занятых в народном хозяйстве.

Сферу услуг от других секторов экономики отличает огромное количество отраслей и видов, а следовательно, и более сложная структура.

По функциональному назначению услуги делятся на социальные и эконо­мические. К первым относятся услуги, удовлетворяющие наиболее жизненно важные потребности человека. Вторые (экономические) составляют три под­группы услуг:

обслуживающие производственные процессы;

предоставляемые и производству, и населению;

предоставляемые населению.

По методам обслуживания услуги делятся на индустриальные и индивиду­альные.

По степени сложности и значимости трудовых процессов услуги дифферен­цируются на высококвалифицированные и низкоквалифицированные (главным критерием, дифференцирующим услуги, является уровень образования работ­ника, необходимый для оказания определенного их вида).

По частоте потребления существуют услуги повседневного, периодического и эпизодического пользования.

Новыми тенденциями в развитии сферы услуг являются:

дальнейший рост доли (СУ) в производстве ВВП и структуре занятости на­селения;

увеличение расходов на услуги предприятий и населения в общей структуре расходов;

наиболее быстрые темпы роста информационных, консалтинговых, лизин­говых, инжиниринговых услуг, услуг по программному обеспечению, услуг в финансовой сфере, а также рекреационных услуг;

осуществление процесса обслуживания все чаще индустриальными мето­дами, с использованием новейшей техники и технологии, что позволяет рез­ко повысить производительность труда и качество обслуживания.

При характеристике мирового транспорта важно отметить зависимость этой сферы хозяйства от уровня и динамики развития отраслей общественного про­изводства, а также от объемов и темпов роста международной торговли. Надо показать развитие транспортных отраслей в последнее время. В дополнение к материалу, изложенному в учебной литературе, можно добавить следующее. В последние годы мировой транспорт сохранял устойчивые темпы роста. Спрос на международные перевозки грузов и пассажиров быстро возрастал. В авиации за прошедшие 15 лет грузооборот более чем удвоился, на морском флоте увели­чился в 1,5 раза. Одновременно ужесточались требования к качественной сто­роне доставки товаров до конечного получателя.

Интеграционные процессы в мировой экономике нашли отражение и в сфере транспорта. Это проявляется в тесном взаимодействии разных его видов. Одна из форм такой интеграции - интермодальные перевозки, в которых участвуют два и более видов транспорта. Они отличаются большей слаженностью и даже синхронностью работы участников транспортного процесса.

В географическом отношении перевозка грузов между разными странами и даже континентами все больше превращается в единый технологический про­цесс. Он осуществляется на условиях единого транспортного документа, с по­стоянным отслеживанием продвижения груза от отправителя до получателя.

В единой транспортной системе главное место принадлежит морскому транспорту, на долю которого приходится 80% всего грузооборота мировой торговли. Однако в последние три года стали проявляться определенные тен­денции замедления роста морского торгового флота. Мировая морская торговля уже с\в 1996 г. по темпам прироста (2,3%) продемонстрировала наиболее низ­кий показатель за весь длительный период с 1987 года. Рост мирового торгового флота явно обгонял динамику спроса. Весьма вероятно, что начало столетия будет характеризоваться кризисными явлениями в сфере морского транспорта.

Внутренний водный транспорт. В последние годы наблюдалось общее по­степенное сокращение перевозок по внутренним водным путям, особенно по Дунаю и Волге. В новых условиях конкуренция других видов транспорта — ав­томобильного и железнодорожного способствует ограничению роли внутренних водных сообщений.

Железнодорожный транспорт. Общая протяженность железнодорожных путей 47 основных стран мира превышает 930 тыс. км, по которым перевозятся более 5 млрд. тонн. грузов, в том числе в загрансообщении — около 1,5 млрд. тонн. Показатели работы железных дорог в наиболее развитых странах мира свидетельствуют о весьма умеренном росте перевозок. Темпы роста грузообо­рота за последние 25 лет составляли в среднем 2% ежегодно. Это существенно уступает темпам прироста на автомобильном транспорте. Наиболее резко дан­ная тенденция проявляется в странах со сравнительно меньшей территорией (Западная Европа, Япония). Тем не менее не исключено, что железнодорожный транспорт получит новые возможности роста на новых обширных, еще недостаточно освоенных пространствах Евразии. Речь идет о проектах трансконтинен­тальных трасс, соединяющих Европу с Тихоокеанским регионом.

Автомобильный транспорт. Мировой автопарк насчитывает 141,7 млн. гру­зовых машин и 462,1 млн. легковых машин и автобусов. Этот вид транспорта — один из наиболее экономичных и очень чутко реагирующих на все изменения спроса. В целом в последние годы потребности в автоперевозках возрастают. Увеличивается и автопарк, и объемы автоперевозок, и протяженность автодорог.

В 39 странах Европы и Северной Америки, на которые приходится более 3/4 всего парка грузовых машин, сейчас перевозится ежегодно около 21 млрд. тонн грузов. Основную массу составляют национальные перевозки, но постепенно растут и международные.

Простая конкуренция между автомобильным и железнодорожным транспор­том уступает место сотрудничеству, которое позволило создать интермодальное сообщение и дало импульс для нового технического прогресса на транспорте.

Одновременно возрастала протяженность автодорог. В настоящее время с асфальтовым покрытием в основных странах (данные по 51 стране) составляют 12,7 млн. км. Наибольшей сетью автодорог обладают США (6,3 млн. км), Кана­да, Франция и Россия (900 тыс. км всех дорог), хотя качество покрытия дорог разное.

Наиболее высокий удельный вес автомобильных перевозок отмечается в за­падноевропейских странах. Грузооборот автомобильного транспорта здесь в 4 раза превышает железнодорожный. В целом автомобильный транспорт в запад­ноевропейских странах продолжает расширять как абсолютное, так и относи­тельное свое участие в сухопутных перевозках.

Воздушный транспорт. Период длительного бума, который продолжался на этом виде транспорта 10 лет, закончился. Перед началом спада (1995 г.) в мире воздушный транспорт перевозил грузы с грузооборотом 293268 млн. т/км, в том числе в международном сообщении — 189412. Количество пассажиров достигло 2244 млн., включая 1252 млн. на международных линиях.

Трубопроводный транспорт. В целом в мире общая протяженность магист­ральных нефтепроводов 29 стран несколько превышает 440 тыс. км. По этой се­ти прокачивается более 2 млрд. тонн нефти и нефтепродуктов в год. Наиболее крупными владельцами нефтепроводов являются США и Россия. На США их приходится свыше 320 тыс. км. с общим ежегодным объемом 1млрд. тонн. По­давляющую часть прокачиваемого налива в США составляют нефтепродукты для внутреннего использования. В России эксплуатируется созданная еще в со­ветский период сеть, составляющая более чем 60 тыс. км. магистральных тру­бопроводов, в том числе 50 тыс. км нефтепроводов. Эта трубопроводная сеть дает возможность наравне с внутренними поставками осуществлять экспорт нефти в страны Западной Европы транзитом через территорию Белоруссии и Украины. Два других направления — через порты Балтики и Черного — моря также обеспечивают экспортные грузопотоки нефти.

Раздел IV. Международные корпорации в мировой экономике

 

Тема 7. Международные корпорации в мировой экономике

1. Сущность международных корпораций и их виды. Этапы становления ТНК.

2. Роль ТНК в мировой экономике. Глобальная стратегия международных компаний.

3. Наука и образование в системе экономического роста ТНК.

4. Государство и международные корпорации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: