Ситуация успеха как средство мотивации
Обучающихся театрального объединения
при дистанционном обучении
Копылова Майя Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
руководитель театральной студии «ЛУЧ»
МАУДО «ГДТДиМ №1» г. Набережные Челны
Ни для кого не является секретом, что для родителей школьные занятия всегда были в приоритете. Посещение и занятия в объединениях дополнительного образования не являются обязательными для ребенка. Ребята приходят к нам по своему желанию. Моя задача, как педагога, замотивировать ребенка, чтобы для него театральная студия стала любимой и занимала одно из первых мест. И одним из средств мотивации, которое показалось мне наиболее успешным и результативным, является технология создания ситуации успеха на занятии.
Давайте сначала разберемся, что же такое ситуация успеха.
Ситуация успеха — это субъективное проживание человеком своих личностных достижений в контексте своей жизни и индивидуального развития. И она имеет большое влияние на психологическое состояние личности. Успех порождает чувство удовлетворенности деятельностью и желание ее повторения, повышает самооценку и достоинство растущего ребенка. Успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности и ее развитию.
Щуркова Надежда Егоровна в своих книгах описывает алгоритм создания ситуации успеха:
- «снятие страха» («Ничего страшного, если не получится, мы тогда...»);
- «авансирование» («У тебя, конечно, получится, ведь ты...»);
- «скрытая инструкция» («Ты же помнишь, что...» или «Тут главное — чтобы...»);
- «персональная исключительность» («Именно у тебя должно получиться, так как...»);
|
- «высокая мотивация» («Нам это так нужно...» или «Для тебя ведь это так важно...»);
- «педагогическое внушение» («Начинай же!» или «Приступай!»...)
- «высокая оценка детали полученного результата» («Эта часть получилась отлично...» или «Особенно хорошо было...»).
Из этого становится понятно, что один из важных аспектов — это поддержка ребенка во всех его начинаниях, то ли это просто упражнение, то ли это этюд или театральная постановка. Он должен поверить в себя и в свои силы.
Но на данный момент нас интересуется создание ситуации успеха в дистанционном обучении. Для всех нас этот формат обучения новый, особенно для детей. В этот момент им нужна поддержка, как от родителей, так и от педагога. Во время проведения занятий онлайн педагог не находится рядом с ребенком и не может оказать непосредственную помощь обучающемуся, например: разобраться в программе «ZOOM», разблокировать что-нибудь, да и просто включить компьютер. Многие родители сами не очень хорошо разбираются в компьютерной технике, в программах, электронных платформах. Были случаи, когда отказывались посещать занятия из-за того, что нет звука, или видео не отображается и вообще ребенок часто их отвлекает, а родители заняты своими проблемами. Поэтому педагог должен найти общий язык в первую очередь с родителями, помочь им, замотивировать их, и тогда уже родители тогда смогут помочь ребенку.
Для дистанционных занятий по театральному мастерству очень важно, чтобы ребенок находиться один в комнате, чтобы его никто не отвлекал, не смущал, чтобы он был полностью расслаблен и тогда успех занятия может быть достигнут. Конечно, этого не легко добиться, так как не у всех большие квартиры. Но я заранее проводила работу с родителями для обеспечения данных условий. Так же для работы на занятии дети должны быть одеты в удобную спортивную форму, умыты и причесаны. Это настраивает их на работу. Для плодотворной работы заранее настраиваем компьютеры, телефоны, планшеты так, чтобы ребенка было хорошо видно и слышно.
|
При дистанционном обучении создать ситуацию успеха оказалось сложнее, чем в театральном классе! Через платформу «ZOOM» дети мало общались друг с другом, так как контакт в основном идет с педагогом. А ситуация успеха еще зависит от поддержки, восхищения, похвалы одногруппников! Чтобы они увидели какой он молодец, как он хорошо справился! А в дистанционном обучение в основном такая обратная связь идет от педагога, как мне кажется этого мало. Для полной ситуации успеха нужно больше свидетелей твоего успеха! Тогда будет наивысшая точка удовлетворения своими действиями, выступлениями и т.д. Как говориться артисту нужен зритель, чтобы он максимально почувствовал свой успех! Чем больше, тем лучше. Актерское мастерство — это в основном взаимодействие друг с другом, а дистанционное обучение лишает нас этого, там мы можем только пообщаться, а вот взаимодействовать, сделать парные этюды, репетировать пьесу мы не сможем. Дистанционное обучение хорошо для индивидуальных занятий, для сценической речи, для упражнений и тренингов, где дети не взаимодействуют друг с другом. Мы учили стихи, работали над ними и участвовали в дистанционных конкурсах и побеждали! Получали призовые места. Потому, что индивидуальная работа шла хорошо. Я старалась подбирать такие активные упражнения, которые смогли бы выполнить все обучающиеся в условиях дистанционного обучения.
|
Предлагаю вашему вниманию примеры игр:
- ходьба в разном ритме;
- огонь-лед + оправдание позы;
- дерево вырастает;
- иду по (холодному, горячему, скале, болоту);
- сказка;
- найти в комнате цвет на время;
- найти за 1 минуту предметы в комнате на определенную букву;
- щелчек + имя.
Этюды:
- пародии на звезд;
- оживление предмета;
- стихия; животные;
- этюды на эмоции;
- смотрю телевизор;
- на память физических действий;
- вера в предлагаемые обстоятельства: боль в животе и т.д.,
- работа с исходным событием;
- стих читаю как (военный, маленький ребенок, диктор, страшная история);
- пластические этюды (летаем как шарики, ходим как куклы, роботы).
Таким образом, для того, чтобы создать ситуацию успеха на театральных дистанционных занятиях, нужно больше активизировать общую работу, подбирать игры и упражнения такие, чтобы максимально дети могли взаимодействовать друг с другом (насколько это возможно в дистанционном формате). Очень важно педагогу давать свою оценку, высказывать свое мнение, выявлять плюсы, хвалить, устраивать онлайн конкурсы, использовать разнообразные формы оценивания: лайки, смайлы, рисунки. Необходимо максимально выделять все положительные моменты у детей во время занятий.
Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать педагог: переживание радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих обучающихся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность и позволяет поверить в свои силы, что очень актуально для мотивации обучающихся во время дистанционного обучения.
Литература
1. Васильев В. Дистанционное обучение: деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. - N 2. - С. 6-7.
2. Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - N 1. - С. 96.
3. Самари Ш. М. Пути применения дистанционного обучения в системе образования // Аспирант и соискатель. - 2009. - N 5. - С. 84-88.
4. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. техн., 2005. - 224 с. (серия «Энциклопедия образовательных технологий»)