Принципы организации денежного обращения в России:
1. Обращение наличных ден. знаков в нашей стране планируется и регулируется;
2. Ден. обращение организуется с учетом объективно действующих экономических законов, в т.ч. закона К-М;
3. Управление ден. обращением осуществляется в централизованном порядке;
4. Обращение наличных денег концентрируется, как правило, в функционирующих банках страны. Текущие запасы находятся в кассах предприятий и на руках населения;
5. управление ден. обращением осуществляется с целью создания условий, обеспечивающих устойчивость ден. обращения страны.
6. Обращение наличных денег организуется исходя из принципа наибольшей экономичности и систематического снижения издержек обращения.
Постоянный оборот наличных денег обеспечивается строгим порядком их использования, который характеризуется правилами:
1) Все организации, предприятия, учреждения обязаны хранить ден. средства на счетах в банках.
2) Наличные деньги, поступившие в кассы предприятий, организаций, учреждений, должны сдаваться ими в банки, либо предприятиям связи. Только небольшая часть наличных ден. средств может быть израсходована на собственные нужды.
3) Наличные ден. знаки,необходимые для выплаты з/пл и др. расходов, предприятия, организации и учреждения получают в соответствующих банках, в которых ведутся их расчетные, текущие и др. счета.
Необходимость планирования и регулирования денежного обращения определяется следующим: Гос-во должно стремиться к установлению пропорционального соотношения между объемом реализованных товаров, суммой предстоящих платежей и кол-вом денежных знаков, необходимых для обращения товаров и совершения платежей. Решение этой задачи требует планирования и регулирования ден. обращения в стране, однако необходимость планирования и регулирования ден. обращения может превратиться в возможность при наличии определенных условий. Основой для планирования и регулирования ден. обращения служат планирование и регулирование объемов и темпов увеличения производства товаров, величины СОП и НД.
Задачи планирования и регулирования ден. обращения:
1. Определение колич. изменений ден. массы (размера выпуска или изъятия денег из обращения) в масштабах всей страны.
2. Определение колич. изменений в ден. обращении отдельных регионов страны.
3. Расчет величины и стуктуры ден. доходов и расходов населения.
Объекты планирования и регулирования ден. обращения:
1.Величина и структура ден. доходов и расходов населения.
2.Покупательный фонд населения.
3.Сбережения населения.
4. Объем и структура налично-денежного оборота.
5. Масса денег в обращении.
6.Территориально-количественные изменения в ден. обращении.
Планирование и регулирование ден. обращения в нашей стране осуществляется с помощью 2-х планов ден. обращения: баланса ден. доходов и расходов населения и с помощью кассовых планов.
Основные методы планирования и регулирования ден. обращения:
- балансовый
- нормативный
- экономико-математический
- статистический и проч.
Раньше использовались еще два метода: 1) доходная или расходная версия;
2) метод сравнительных характеристик, использующий данные 61 года в качестве базы; 3) метод монетарных агрегатов (за рубежом).
Баланс ден. доходов и расходов населения является составной частью плана экономического и социального развития страны. С одной стороны он является самостоятельным документом. Плановый баланс составляется Мин. экономики, отчетный баланс - статистическими органами. Составляют баланс по стране в целом и территориальные. Особенность вторых - в террит. балансах находит отражение миграция денег.
Баланс ден. расходов и доходов составляется с сальдо, т.е. расходная часть всегда равна доходной.
Доходы | Расходы |
А. Поступления от гос-ва, кооперативов и других организаций и предприятий. Б. Поступления от обмена товарами и услугами между группами населения | А.Расходы, производимые через гос-во, кооперативы и другие предприятия Б. Расходы на оплату товаров и услуг в порядке обмена м/у группами населения |
Всего денежных доходов Превышение расходов над доходами | Всего денежных расходов Превышение доходов над расходами |
Баланс | Баланс |
План кассовых оборотов.
Приход | Расход |
1. поступление торговой выручки. 2.поступление выручки ж/д, водного и воздушного транспорта 3.поступление выручки местного транспорта. 4.поступление квартплаты и платежей. 5.поступление выручки зрелищных предприятий. 6.поступление налогов и сборов. 7.поступление на счета колхозов 8. поступление на счета кооперативов 9. поступление от предприятий министерств связи 10.поступление от учреждений Сбер. Банка 11.Прочие поступления | 1.выдача на з/пл., вкл. стипендии, прочие виды оплаты труда, выплаты взамен командировочных, премии из фондов, материальные поощрения. 2.выдача на закупки с/х продуктов 3.выдача со счетов колхозов 4.выдача на выплату пенсий, пособий, страх. возмещений. 5. выдача на прочие цели. 6. выдача подкреплений предприятиям Министерств связи 7.выдача подкреплений учреждениям Сбер. банка |
Итого по приходу | Итого расходов |
Сравнительная характеристика планов ден. обращения.
Показатели | Баланс ден. доходов и расходов населения | Кассовый план (КП) |
1.Цель составления и мтоды планирования | Балансирование товарно- рование ден. обращения,р обращении. Основной мет | денежных потоков, плани- егулирование ден. массы в од - балансовый |
2.На какие органы возложено составление документов | Плановый составляет Мин экономики, отчетный - Госкомстат | Сводный КП составляет ЦБ, отдельные КП состав- ляются всеми к/банками |
3.Порядок составления планов по срокам | Основной документ соста- вляется на 5 лет, сост-ся годовые балансы, с разбивкой по кварталам | Основной КП -годовой с разбивкой по кварталам, сост-ся квартальные с раз- бивкой по месяцам, составляются 5-летние |
4.Какие ден. потоки находят отражение в плане | Наличный и безналичный денежный оборот | наличный денежный оборот |
5.Как осуществляется балансирование плана | Существуют балансирующие статьи | Путем перечисления средств из оборотной кассы в резервные фонды и наоборот |
6.В чем взаимосвязь планов ден. обращения | Цель составления одна, схожи, отличия по суммам | методы одинаковы, статьи и ден. потокам |
7.Структура плана ден.об. | ||
8.На какие органы возло-жена обязанность по сос-тавлению отчетного доку-мента и его контролю | Госкомстат | ЦБ |
9.Характеристика доку-мента с т.зр. директивнос-ти, оперативности | Неоперативный, 70 лет носил директивный харак-тер, сейчас -ориенти-рованный документ | Оперативный, директивный |
Все операции по выпуску денег в обращение или изъятию из обращения возложены на ЦБ РФ. Эмиссия денег представляет собой выпуск дополнительных ден. знаков и т.о. является частью понятия “выпуск денег в обращение”.
Эмиссия денег осуществляется в строго централизованном порядке, что вытекает из самого характера организации ден. системы страны. Это означает, что органы гос. власти и управления на местах не имеют права издавать законы, указы, постановления, касающиеся основ организации и функционирования ден. системы страны, а также изменения объема ден. массы (ее уменьщения или увеличения) на данной территории. Общий размер эмиссии определяется ЦБ страны в соответст-вии с законом о ЦБ РФ. Исходя из этой суммы правление ЦБ дает разрешение на выпуск денег в обращение подчиненным кредитным организациям, включая КБ. Т.о. ден. система страны является единой,эмиссионная функция централизована.
Основные принципы организации эмиссионных операций в стране:
1. Демократический централизм регулирования эмиссионных операций. Учрежде-ния банков самостоятельно распоряжаются поступающими в их кассы наличными деньгами и в то же время производят эмиссию ден. знаков только в пределах, установленных ЦБ.
2. В стране существует безусловное выполнение заданий по изъятию денег из обращения.
3. Своевременное и бесперебойное удовлетворение основных потребностей в наличных деньгах клиентов банков. Принцип связан с ликвидностью банка.
4. Составление всеми кредитными организациями, осуществляющими кассовые операции, расчета возможных ежегодных поступлений и выдач наличных денег с целью предварительного определения величины возможной эмиссии.
5.Самостоятельное изъятие денег из обращения в случаях, когда фактическая сумма ден. средств, находящаяся в оборотной кассе банка, превышает установленную предельную сумму. Выпуск денег и их изъятие имеют непосредственную связь с кассовыми операциями банков. Стремление ко всемерному снижению издержек по содержанию кассового хозяйства предопределило в качестве одной из центральных задач задачи ускорения оборачиваемости наличных денег. Решение этой задачи связано:
1. с поддержанием необходимых минимальных остатков денег в каналах их размещения.
2.с быстрейшей инкассацией.
3.прием и пересчет денег в учреждениях банков.
4. своевременное зачисление их на счета клиентов.
5.удовлетворение заявок на наличные деньги для расчетов по з/пл, оплате труда колхозн-ов и на другие цели, а также обеспечение полной сохранности ден. билетов при максимально возможном ислючении перевозок денег между учреждениями банков, включая нерациональные ден. потоки между учреждениями банков и предприятиями, учреждениями и организациями. Стремление к ускорению оборачиваемости денег как к средству экономизации их оборота не должно достигаться за счет ухудшения самого обслуживания клиентов банков в результате чрезмерного уменьшения остатков средств в кассах банков, т.е. банки обязаны постоянно поддерживать свою ликвидность.
Во всех банковских учреждениях, совершающих кредитные, расчетные, кассовые и др. операции, создается оборотная касса. Весь оборот наличных денег (поступ-ление и выдача) совершается с обязательным использованием оборотной кассы.
Масса денег, находящихся в кассах банка в части ее принятой на баланс и готовой к выдаче (деньги пересчитаны, упакованные и формированные в определенном порядке), образует оборотную кассу банка. Седоват-но, в оборотной кассе не чис-лятся деньги в кассах пересчета и вечерней кассе до их обработки и зачисления на счета клиентов. От оборотной кассы следует отличать резервные фонды. Рез. фон-ды- это запасы ден. билетов и металлич. монеты, предназначенные для дополни-тельного выпуска денег в обращение, обновления ден. массы, улучшения ее валют-ного и купюрного строения, а также хранения изъятых из обращения ден. знаков.
Благодаря системе резервных фондов становится возможным без излишних перевозок реализовать принцип централизованного управления при децентрализации конкретного осуществления эмиссионной операции, т.е. передача денег в соответствии с эмиссионным разрешением центра из резервных фондов в оборотную кассу (выпуск денег в обращение) либо обратное вложение денег из оборотной кассы в резервные фонды (изъятие денег из обращения). В нашей стране действует система централизованного эмиссионно-кассового регулирования. Ее черты:
1. выпуск денег в обращение осуществляется по эмиссионным разрешениям, выдаваемым правлением ЦБ в пределах эмиссионного права.
2. удовлетворение потребностей клиентов банков прежде всего за счет текущих поступлений денег в кассы банка, а также остатка ден. средств в оборотной кассе банка на начало операционного дня.
3.лимитирование остатка ден. средств в оборотной кассе банка.
4.автоматический режим текущего изъятия денег из обращения в сочетании с действием специально устанавливаемых заданий на вложение денег в резервные фонды.
Автоматический режим изъятия заключается в том, что если на конец операцион-ного дня фактический остаток денег в оборотной кассе банка превышает установленный ему лимит, то вся сверхлимитная сумма в тот же день подлежит изъятию из оборотной кассы в резервные фонды.
Механизм эмиссионно-кассового регулирования в нашей стране базируется на показателях кассового плана и имеет своей целью безусловное соблюдение утвер-жденного на период (на каждый конкретный месяц) эмиссионного результата. Следует иметь в виду:
1. в условиях фактически складывающейся неравномерности поступления денег в кассы банка и выдач их клиентам банки при организации кассового обслуживания не могут обходиться только текущими поступлениями. Может быть излишек или недостаток кассовой наличности. Этим объясняется существование наряду с понятием эмиссионного результата (выпуска или изъятия денег на территории за период) понятия “эмиссионное право”. Оно выражает предельную сумму выпуска денег в обращение на протяжении месяца, определенного в территориальном разрезе как суммы утвержденного эмиссионного результата и экономии возможных вложений денег в фонды на протяжении месяца.
2. получение каждым учреждением банка утвержденной сверху эмиссионной директивы на квартал с помесяц. разбивкой не дает им, однако, права на свободный дополнительный выпуск денег в обращение даже в пределах установленного результата.
В современных условиях централизованного эмиссионно-кассового регулирования Правление ЦБ держит в едином центре предоставленное ему право эмиссии, раз-решая конторам ЦБ на местах его исполнение в соответствующей доле на каждую из предстоящих календарных пятидневок.
В настоящее время существуют проблемы, связанные с планированием и регулированием ден. обращения:
1) Переход от жесткого директивного планирования....
Сейчас составляют прогнозные планы, ориентиры, контрольные цифры.
Переход к прогнозному планированию в ряде случаев вреден. Баланс ден. доходов и расходов населения утратил директивность. Предприятия и организации пере-стали составлять и предоставлять в банки собственные кассовые планы. КБ не обладают необходимой информационной базой, чтобы составлять обоснованные собственные планы кассовых оборотов.
2) Ряд экономистов предлагают перейти полностью к планированию и регулированию ден. массы, основываясь на расчете монетарных агрегатов, исключив баланс и кассовые планы.
3) В рамках макроэкономики у нас в стране возможности по реальному планированию и регулированию ден. обращения значительно сужены по сравнению с дореформенной системой. Причины (общеэкономические):
- отход от составления общегос. планов экономического и социального развития страны на 5-летку;
- невозможность проведения той централизованной политики, которая существовала в условиях монобанковской системы;
- реорганизация системы управления экономикой (структурные изменения);
- инфляция;
Перспективы:
при условии стабилизации ден. обращения значимость планов будет возрастать и будет более действенный контроль.