Схема 1. «Проведение церковной реформы Никона»




ПРИЧИНЫ церковной реформы
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕРКВИ
ИЗМЕНЕНИЯ В БОГОСЛУЖЕБНЫХ КНИГАХ (по мнению верующих)
ИЗМЕНЕНИЯ В ЦЕРКОВНОЙ СЛУЖБЕ
КАК?
КАК?
ЗАЧЕМ?
 
 
ИЗМЕНЕНИЕ ОБРЯДОВ
Патриарх НИКОН
1652-1655 гг.
ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА

 

 

 


 

До реформы После реформы
Ошибки в богослужебных книгах Переписывание богослужебных книг по греческим образцам, запрещение службы по старым книгам
Крещение двумя пальцами Крещение тремя пальцами
Земные поклоны при богослужении Поясные поклоны при богослужении
Богослужебные обряды по направлению солнца Богослужебные обряды по греческим правилам -против солнца
Написание имени Христа -«Исус» Написание имени Христа -«Иисус»

 

РЕФОРМЫНИКОНА
Схема 2. «Результаты церковной реформы»

Противоречия в церковной среде: Неприятие религиозных новшеств частью верующих
Церковный собор 1654 г.: 1. Одобрил церковную реформу 2. Предложил провести обряды в соответствии не только с греческой, но и русской традицией.
РАСКОЛ
1.ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (признавшие реформу)
2.СТАРООБРЯДЧЕСТВО (не признавшие реформу)
3.Конфликт между Алексеем Михайловичем и Никоном (1656-1658 гг.)
Дело Никона Большой Московский собор 1666-1667 гг.: Никон лишился сана
Большой Московский собор 1666-1667 гг.: 4. осуждение противников реформы
Конфликт между церковной и царской властью: кто главный?
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ СТАРООБРЯДЦЕВ
Протопоп Аввакум: казнь 1682 г.г.г.г.
Соловецкое восстание 1668-1676 гг.:жестокое подавление

 

 


 

 

3. Перенесите обе схемы в тетрадь, заполнив пропуски вместо цифр 1 и 2 (стр. 148). Выпишите причины проведения церковной реформы (со стр.147)

4. На основании видеофильма, прочитанной темы параграфа и схемы 2 объясните своими словами, в чем состоит понятие «Раскола». Запишите также определения понятий «старообрядчество», «скит», «церковный обряд».

5. Старообрядцы, не принявшие церковную реформу Никона, в качестве протеста против принятых изменений применяли такую форму как массовые самосожжения. Самосожжения зачастую принимали коллективный характер (целые деревни, включая детей и стариков). Для чего они это делали? Найдите информацию в тексте учебника.

6*. (на дополнительную оценку для желающих) Составьте на выбор: характеристику патриарха Никона или протопопа Аввакума по плану в.7 на стр. 158.

Тема «Народные волнения в 1660-1670-е годы» (§22)

 

1. Правление Алексея Михайловича характеризуется большим количеством народных выступлений. Естественно, что еще сказывалось «бунташное» наследие смутного времени, когда народ привык проявлять недовольство властью через бунт. Да и причин для недовольства было предостаточно. Войны, которые приходилось вести государю, пытавшемуся вернуть утраченные в Смуту земли, пустая казна, тоже явившаяся следствием этого периода. Добавьте сюда церковную реформу патриарха Никона, послужившую причиной церковного раскола и роста движений старообрядцев, не принявших религиозных изменений.

Непросто было Алексею Михайловичу, который к тому же имел добрый, мягкий, нерешительный нрав, за который был прозван в народе-«Тишайшим». Напомню, что свое правление он начал в 1645 г., когда ему было всего 16 лет. А уже в 1648 г. в Москве вспыхнуло крупнейшее по тем временам восстание Соляной бунт. Вспомните, его основные положения по уже пройденному материалу. Видео «Соляной бунт») https://vk.com/id252829038?z=video252829038_456239117%2F1382b68f5acf387699

2. Прочитайте пункт 1«Медный бунт» §22. Посмотрите видео «Медный бунт. История первых медных копеек на Руси» https://vk.com/id252829038?z=video252829038_456239118%2F95afd2d98e2d913154

3. Дайте характеристику Медному бунту по плану:

а) Дата восстания

б) Причины восстания. Цель восстания

в) Действия бунтовщиков

д) Итоги выступления: как власть расправилась с восставшими, достигнута ли цель восстания.

4. Прочитайте пункт 2,3 параграфа 22, познакомьтесь с событиями восстания по карте учебника «Европейская часть России в XVII веке» (стр. 128, в легенде карты= «Восстание под предводительством Ст. Разина»). Посмотрите видеоролик «Крестьянская война Степана Разина» https://vk.com/id252829038?z=video252829038_456239119%2F013b69cf3822e8cc14

 

5. Заполните таблицу «Восстание Степана Разина» по образцу

 

Этапы восстания Цели восстания (что было обещано Разиным народу) Участники   Событие, дата Итоги события
Предварительный этап 1667-1669гг. =Поход «за зипунами» захват добычи (из-за голодных последствий русско-польской войны) казаки 1.Грабежи купеческих караванов на Волге, в Каспийском море-1667-1668 гг. 2. Захват иранских городов каспийского побережья 1668 -1669 гг. Захват большой добычи, рост популярности С. Разина в народе
         
Основной этап 1670-1671гг. =Восстание С. Разина        

 

6. Прочитайте документ на стр. 165 «Из прелестных писем» С.Т. Разина. Как вы считаете, в чем назначение этого письма?

7*. В видеоролике, который вы посмотрели, восстание Ст. Разина названо крестьянской войной. Как вы считаете справедливо ли это? Ответ объясните. (Чем по вашему мнению отличается крестьянская война от восстания?)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: