Введение
Век ХХ - век глобализации принёс человечеству развитие технологий, промышленности, рост городов, что дало широкий спектр возможностей для новаторства в строительстве и возникновение новых направлений в архитектуре, таких как: модерн, конструктивизм, функционализм, неоклассицизм, постмодернизм.
Интернациональный стиль в архитектуре, включающий в себя модернизм, конструктивизм и функционализм, ставит перед собой цель стереть межнациональные границы. Начало этого процесса связано с появлением на архитектурном горизонте «Международного стиля», как объединяющего нации в единую глобальную систему. Надо отметить во-первых, создание данного стиля неразрывно связано с послевоенными годами Второй Мировой Войны, когда европейскими государствами было положено начало современной мировой экономики и глобальной политической философии, ставившей перед собой цель объединить нации. И естественно, архитектура, как зеркало общества, выразило настающие перемены в «интернациональный стиль». Во-вторых, основоположниками этого направления являются ведущие архитекторы и настоящие мастера периода 30-х-60-х годов двадцатого столетия, идеями которых вдохновляются до сих пор, как профессионалы, так и молодые студенты соответствующей специальности: Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США) и Якобус Ауд (Нидерланды) [1].
1. ИТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
Интернациональный стиль (International style), архитектурный стиль, своими корнями он уходит в начало 20-х годов прошлого века, когда активно разрастались самые крупные города и остро требовались крепкие и функциональные здания для жизни и работы.
|
Суть интернационального стиля заключалась в использовании новых конструктивных форм, эстетических принципов (в частности, связанных с появлением стекла, бетона и стали), а также в создании новой социальной программы, отражением которой должна была стать архитектура. Представители интернационального стиля считали новую архитектурную систему способом реорганизации и оздоровления социального пространства. Новая индустриальная практика и строительная программа должны были способствовать преобразованию социальной среды. Архитекторы интернационального стиля считали одной из своих целей возможность качественного улучшения жизненных стандартов. Создание новой архитектурной программы было не столько творческой, сколько политической позицией.
Интернациональный стиль начал свое развитие в Европе и Соединенных Штатах Америки в 1920—1930 годах и ставший главным направлением в западной архитектуре. В представлении архитекторов тех лет, здание должно было быть утилитарным, избавлено от декоративных элементов и этнических черт – отсюда и название "интернациональный". Это был первый шаг в развитии современных городских стилей.
Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных, культурных особенностей архитектуры и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон. В интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: меньше – значит больше [2].
|
В интернациональном стиле воплотились многие принципы школы Баухауз, четкие конструкции, подчеркнутый прямолинейный горизонтальный дизайн, гладкие поверхности, минимум деталей, возможность промышленного воспроизводства и т. д. Но “чистый” конструктивизм (функционализм) был адаптирован в интернациональном стиле к условиям реальной, повседневной жизни.
Интернациональный стиль в Европе.
В Европе развитие интернационального стиля было связано с движением Де Стиль (Голландия), работами Ле Корбюзье, Немецким Веркбундом и деятельностью Баухауза
Одним из самых заметных проектов интернационального стиля в Европе было строительство квартала Вайсенхоф в Штутгарте в 1927 году. Проект было частью строительной выставки, организованной Немецким Веркбундом. Архитекторов, принимавших участие в выставке, можно назвать ведущими представителями интернационального стиля в Европе: Петер Беренс, Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Март Штам, Бруно Таут.
Эрих Мендельсон в здании магазина Шокен в Штутгарте (1927) заключил лестницы в стеклянную башню (рисунок 1). В рисунке окон использован такой же вытянутый по горизонтали прямоуголь-ник, как у Салливена в здании магазина Шлессингер-Майер четвертью века ранее. Криволинейные очертания спроектированной Мендельсоном башни Эйнштейна в Потсдаме (1921) должны были выразить пластичность бетона, однако оказалось, что опалубка такой сложной формы будет очень дорога, поэтому башня сделана из кирпича, покрытого штукатуркой (рисунок 2).
|
Рисунок 1 – Магазин Шокен в Штутгарте (1927)
Рисунок 2 – Башня Эйнштейна в Потсдаме (1921)
Используя интернациональный стиль Ле Корбюзье поставил жилой этаж виллы Савой в Пуасси близ Парижа на свободно стоящие опоры, а между ними разместил гараж и служебные помещения (рисунок 3). Большую часть верхнего этажа занимает солярий. Горизонтальная лента окна прорезает фасад, чтобы впустить внутрь как можно больше света. Все поверхности плоские и настолько хорошо обработанные, что кажется, будто это сделано с помощью машин. Однако интернациональный стиль не всегда механистичен, при постройке дома Герен в Париже (1922–1923) Геврекян продемонстрировал высокое мастерство в оформлении внутреннего пространства: стены покрыты деревянными панелями зернистой текстуры, придающими интерьеру атмосферу теплоты и уюта.
Рисунок 3 – вилла Савой в Пуасси
Новый импульс к развитию функционализма и модернизма приобретается после Второй мировой войны. Разрушенные войной европейские города нуждались в быстром и экономичном восстановлении. Рациональная основа функционализма и его ориентация на более экономичные индустриальные методы домостроения способствовали быстрому восстановлению жилищного фонда с минимальными затратами. В связи с этим в конце 1950-х и в 1960-е года функционализм получил несравненно более широкое распространение, чем в 1920-е годы.
Внешний вид построек отражал не только их конструкцию, но и внутреннюю планировку. Интерьеры освобождались от излишеств и перегруженности деталями. Окна стали нередко заменять стены, а пространство здания стремительно убегало ввысь.
После окончания Второй мировой войны Ле Корбюзье отказался от прямоугольных очертаний и гладких поверхностей, характерных для виллы Савой и в работе над капеллой Нотр-Дам-дю-О в Роншане (рисунок 4), а затем – и от решетки, игравшей роль жалюзи в здании Суда в индийском Чандигархе (1951-1956).
Рисунок 4 – капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане
В Европе Альдо Росси выступил за создание архитектуры, соответствующей характеру окружающей среды и основанной на западноевропейских традициях. Примером реализации этой доктрины может служить жилой комплекс Галаратезе, расположенный на окраине Милана (1969-1973), построенный по проекту Росси (рисунок 5). Его скупые белые формы в чем-то сродни старым миланским доходным домам и торговым галереям. Монументальные жилые комплексы, спроектированные архитектором из Барселоны Рикардо Бофиллом, напоминают классические дворцы. Новый корпус Государственной художественной галереи в Штутгарте, построенный Джеймсом Стирлингом, представляет собой сложное соединение традиционных классических и совершенно новых форм, сделанных из самых современных материалов.
Рисунок 5 – жилой комплекс Галаратезе