Задание по дисциплине Международные валютно-кредитные отношения.
Выполнила студентка группы БЭБ-501-О
Суворова Анна
Рыночное и государственное регулирование валютных отношений в Бельгии.
Бельгия – страна Европейского Экономического Союза, соответственно она подчиняется законодательным требованиям Центрального Банка Европейского Союза (далее – ЕЦБ).
7 февраля 1992 года-Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Соединенное Королевство подписали Маастрихтский договор, официально известный как Договор о Европейском Союзе, положивший начало “новый этап в процессе создания все более тесного союза между народами Европы”. Заложены основы единой валюты, евро, значительно расширено сотрудничество между европейскими странами в ряде новых направлений:
· Было создано европейское гражданство, позволяющее гражданам свободно проживать и свободно перемещаться между государствами-членами
· создана общая внешняя политика и политика безопасности
· было согласовано более тесное сотрудничество между полицией и судебными органами по уголовным делам
Договор был подписан в голландском городе Маастрихт, который находится недалеко от границ с Бельгией и Германией. Это стало результатом нескольких лет обсуждений между правительствами по вопросам углубления европейской интеграции.
Маастрихтский договор проложил путь к созданию единой европейской валюты-евро. Это стало кульминацией нескольких десятилетий дебатов по поводу расширения экономического сотрудничества в Европе. Договор также учредил Европейский Центральный банк (ЕЦБ) и европейскую систему центральных банков и описывает их цели, что образовало Европейскую Систему Национальных Банков. Основной задачей ЕЦБ является поддержание ценовой стабильности, т. е. сохранения стоимости евро. Наряду с установлением графика введения единой валюты, договор также установил правила о том, как евро будет работать на практике. Это включало в себя определение того, готовы ли страны присоединиться к евро.
|
Цель этих конкретных правил, которые иногда называют маастрихтскими критериями или критериями конвергенции, состоит в том, чтобы обеспечить стабильность цен в зоне евро даже тогда, когда новые страны присоединяются к валюте. Правила работают, чтобы гарантировать, что страны, присоединяющиеся являются стабильными в следующих областях:
· инфляция
· уровни государственного долга
· процентная ставка
· обменный курс. [1]
Дисконтная политика.
Основная ставка рефинансирования (MRO) - процентная ставка, которую банки платят, когда они берут деньги в долг у ЕЦБ в течение одной недели. Когда они делают это, они должны предоставить залог, чтобы гарантировать, что деньги будут возвращены.
Совет управляющих ЕЦБ устанавливает несколько ключевых процентных ставок в еврозоне:
· Процентная ставка по основным операциям рефинансирования (MRO), которые обеспечивают большую часть ликвидности банковской системе.
· Ставка по депозитному объекту, которую банки могут использовать для осуществления депозитов овернайт в Евросистеме.
· Ставка на маржинальный кредитный механизм, который предлагает овернайт кредит банкам от Евросистемы.
|
Таблица 1.
(в %)
Дата | Депозитный фонд | Основные операции рефинансирования | Механизм маржинального кредитования | ||
Фиксированная ставка | Минимальная ставка | ||||
16.мар | −0.40 | 0.00 | - | 0.25 | |
9 Декабря | −0.30 | 0.05 | - | 0.30 | |
10 Сентября | −0.20 | 0.05 | - | 0.30 | |
11 Июня | −0.10 | 0.15 | - | 0.40 | |
13 Ноября | 0.00 | 0.25 | - | 0.75 | |
8 Мая | 0.00 | 0.50 | - | 1.00 | |
11 Июля | 0.00 | 0.75 | - | 1.50 |
Источник: https://www.ecb.europa.eu/stats/policy_and_exchange_rates/key_ecb_interest_rates/html/index.en.html - Official interest rates
Данные, представленные на официальном сайте ЦБ ЕС говорят о том, что ставка по депозитам, операциям рефинасирования и маржинальному кредиту оставалась неизменной с 16 марта 2016 года и по сей день.
« Европейский центральный банк (ЕЦБ) сохранил базовую процентную ставку по кредитам на нулевом уровне. Соответствующее решение принято по итогам заседания совета управляющих ЕЦБ, сообщается на сайте регулятора.
Кроме того, ставка по депозитам сохранилась на уровне минус 0,4%, ставка по маржинальным кредитам - на уровне 0,25%.» пишет информационное агенnство ТАСС 26 ОКТ 2017, 18:03.
Девизная политика.
Таблица 2.
(млн., евро)
1. Official reserve assets and other foreign currency assets (approximate market value) | |||||
1.1. Official reserve assets | 65,122 | 65,678 | 55,738 | 59,522 | 61,964 |
1.1.1. Monetary gold | 16,591 | 18,092 | 14,974 | 19,832 | 21,366 |
1.1.2. SDR holdings | 0,71 | 0,7 | 0,637 | 0,638 | 0,659 |
1.1.3. Reserve position in the IMF | |||||
1.1.4. Other reserve assets | 47,821 | 46,887 | 40,127 | 39,052 | . |
1.2. Other foreign currency assets (not included in reserve assets) | 3,138 | 2,86 | 1,897 | 3,557 | 5,021 |
1.2.1. Securities | |||||
1.2.2. Deposits | 3,113 | 2,849 | 1,897 | 3,532 | 5,049 |
1.2.3. Loans | |||||
1.2.4. Financial derivatives (net) | 0,25 | 0,11 | 0,24 | -0,028 |
Источник: Selected euro area statistics and national breakdowns - https://www.ecb.europa.eu/stats/ecb_statistics/escb/html/table.en.html?id=JDF_RA6_RESERVE_ASSETS&period=2016-01
|
Анализируя данные таблицы, можно сказать, что большей частью резервных активов ЦБ ЕС являются активы, представленные в евро, что не удивительно, так как евро считается одной из самых стабильных валют в мире.
Важно отметить, как растут резервы ЦБ ЕС, представленные в СДР. Ежегодно с 2014 года отмечается пополнение резервов СДР, более чем на 10 млн. евро в количественном выражении. В 2016 году объём резервов ЕС в СДР составил 710 млн. евро. Тем не менее ЕС не держит резервных позиций в евро на счетах МВФ.
Таблица 3.
(млн., евро)
2. Predetermined short-term net drains on foreign currency assets | |||||
2.1. Foreign currency loans, securities, and deposits | |||||
2.2. Aggregate short and long positions in forwards and futures in foreign currencies vis-à-vis the domestic currency (including the forward leg of currency swaps) | -0,127 | -0,72 | 0,158 | 0,176 | -0,029 |
2.3. Other (flows related to repos and reverse repos, trade credits and other accounts payable/receivable) | -0,003 | -0,508 | -0,542 | -0,555 | -0,302 |
Источник: Selected euro area statistics and national breakdowns - https://www.ecb.europa.eu/stats/ecb_statistics/escb/html/table.en.html?id=JDF_RA6_RESERVE_ASSETS&period=2016-01
Состояние резервных активов ЦБ ЕС удивительно стабильно, Банк не имеет обязательств в иностранной валюте, а также ценных бумаг и депозитов на протяжении всего периода 2012-2016 гг. Отрицательное значение по операциям с деривативами указывает нам на убытки по данным типам операций, но с течением времени значение имеет положительную динамику, что говорит о истечении сроков контрактов и исполнение обязательств по сделкам.
Диверсифекация валютных резервов.
Таблица 4.
(млн., евро)
Бельгия | |||||
Монетарное золото |
Источник: Отдельные статистические данные о зоне евро и национальные разбивки - https://www.ecb.europa.eu/stats/ecb_statistics/escb/html/table.en.html?id=JDF_RA6_RESERVE_ASSETS&period=2012-12
В 2013 году стоимость золотых резервов резко упала с 9223 млн. евро до 637 млн. евро. «Центральный банк Бельгии заявил вчера 27 мая 2013 года о том, что около 25 т из золотых резервов этой европейской страны было отдано взаймы (частным) слитковым банкам, сообщает Bloomberg.
Почти 10% или около 25 т из оставшихся 227.5 т золотых резервов Национального банка Бельгии в данный момент отдано взаймы слитковым банкам, заявил директор и казначей Жан Хильгерс (Jean Hilgers) на ежегодном заседании центрального банка в Брюсселе.
Это резко контрастирует с очень публичными золотыми аукционами Банка Англии и объявлением Гордона Брауна (Gordon Brown) о продаже британских золотых резервов еще до начала аукционов, что подавило цену на золото и довело ее до многолетних минимумов. См. об этом на Goldenfront здесь.
Золотой антитрестовый комитет (Gold Anti-Trust Action Committee (GATA)) предполагает, что продажи золота объяснялись не просто валютной диверсификацией, но проводились для подавления цены на золото и сокращения общественного доверия к нему как к хранилищу ценности и повышения доверия к доллару, новой валюте евро и другим декретным валютам.» - пишет информационный портал Goldenfront.ru. [2]
Валютные интервенции.
Курс евро снизился на 0,4 процента к корзине 9 валют развитых стран после слов Драги 13 марта о том, что валютный курс «вносит все больший вклад в стагнацию цен». За это время иена подешевела на 2 процента, а доллар укрепился менее чем на 0,1 процента, свидетельствуют взвешенные по корреляции индексы агентства Блумберг.
ЕЦБ пытается остановить укрепление единой валюты 18 держав, которое продолжается уже 20 месяцев: рост евро способствовал замедлению инфляции до 0,5 процента при целевом уровне в 2 процента и тормозит восстановление экономики. На завтрашнем заседании центробанк может снизить рекордно низкую процентную ставку или отказаться от стерилизации избыточной ликвидности, связанной с программой ЕЦБ по выкупу облигаций.
«Время для заявлений закончилось: пора переходить к действиям, - сказал вчера в телефонном интервью Нил Джонс, директор продаж финансовым институтам Mizuho Bank Ltd. в Лондоне. - Слова ничего не изменят. Вербальных интервенций недостаточно».[3]
В статье «Прочие активы в иностранной валюте(активы не включённые в состав резервных активов)» наблюдается положительная динамика, что подтверждает слова Драги о валютных интервенциях с целью ослабления курса евро.
Валютные ограничения.
На всей территории Европейского Союза действует ограничение для физических лиц на ввоз и вывоз сумм более 10 тыс. евро.
28 июня информационный портал Rambler.ru сообщил о том, что под наличными средствами будут пониматься не только банкноты, но и высоколиквидные финансовые средства (чеки, золото, банковские гарантии, предоплаченные карты) должны быть задекларированы.[4] Данная мера была принята во избежание отмывания денег на территории Евросоюза была принята 15 июня 2018 года.
До 1998 г. бельгийское валютное законодательство возлагало контроль за валютным обменом между странами Бельгийско-Люксембургского экономического союза (БЛЭС) и за границей на созданный в соответствии с законом от 6 октября 1944 г. Бельгийско-люксембургский институт валютного контроля (ИВК). Этот институт имел своей задачей обеспечение исполнения законов и правил в области валютного обмена и выявления случаев их нарушения. В соответствии с Регламентом “Е” Институт гарантировал свободу перевода иностранных инвестиций в БЛЭС. Инвестиции формально должны были быть предназначены для поддержания или установления прямых и прочных отношений с промышленными или торговыми предприятиями, основанными на территории БЛЭС посредством участия капитала в таком предприятии или посредством среднесрочных или долгосрочных займов, которые должны были быть сделаны на основании разрешения ИВК. Институт гарантировал при инвестировании капитала, что в любой момент будет выдано разрешение на перевод за границу в соответствии с установленным порядком вложения капитала, а также доходов от него.
В настоящее время предварительного разрешения для осуществления платежей и перевода средств от резидентов БЛЭС резидентам иностранных государств, не требуется, а функции ИВК сейчас сводятся главным образом к учетно-статистическим функциям и составлению платежного баланса, т.е. о всех сделках между резидентами БЛЭС и нерезидентами должен быть информирован ИВК для целей статистики. О сделках, совершенных в БЛЭС через финансовые институты, ИВК информируется этими финансовыми институтами. Об остальных сделках необходимо информировать ИВК напрямую. В этой связи Институтом ежегодно рассылается по бельгийским фирмам анкета, которую фирмы обязаны заполнить и направить в Институт. Часть вопросов анкеты посвящена вопросам инвестиций.
Валютное законодательство Бельгии не ограничивает ввоз иностранного капитала в страну. Практически не существует и ограничений для инвестирования иностранного капитала в экономику страны ни в отношении тех или иных отраслей экономики, ни в отношении доли участия иностранного капитала в создаваемых торговых обществах, за исключением ряда отдельных отраслей, которые отнесены к государственной монополии (в частности, почта, телеграф, телефон и т.д.).
В соответствии с законодательством Бельгии, любая иностранная компания или иностранный гражданин, имеющие намерения заняться предпринимательской деятельностью в сфере банковских услуг или услуг на рынке ценных бумаг, должны получить специальное разрешение Банковско-финансовой комиссии, цели и задачи которой определены Главой III Закона от 2 августа 2002 г., определяющей порядок контроля за финансовым сектором и за оказанием финансовых услуг. Основной задачей Комиссии является осуществление контроля за деятельностью кредитных учреждений, инвестиционных фондов, а также за куплей-продажей ценных бумаг. Комиссия выдает разрешение на занятие деятельностью в финансовом секторе после всестороннего и тщательного анализа и изучения потенциальных возможностей иностранной компании, желающей работать на финансовом рынке Бельгии, в том числе проверка, осуществляется и на предмет недопущения возможности отмывания денег и создания "мафиозных" структур.
Иностранные банки и другие финансовые учреждения, в целом, представлены на финансовом рынке Бельгии своими филиалами и отделениями, для открытия которых также требуется разрешение Банковско-финансовой комиссии.
Прямых запретов либо ограничений иностранного участия в капитале, руководстве или органах управления и ключевом персонале финансовых компаний не существует. Основным критерием, который применяется по отношению к иностранным гражданам, является наличие опыта работы в финансовых структурах.
В отношении процедуры получения соответствующих разрешений, регистрации, необходимых для начала бизнеса в финансовом секторе, применяются общие положения законодательства Бельгии об иностранцах.[5]