Урок литературы 9 класс
Тема: Повесть «Максим Максимыч», понятие «парные герои» и «психологический портрет».
Надеюсь, вы прочитали вторую часть (повесть) из романа «Герой нашего времени»
Сегодня задания будут делиться на уровни. 1 уровень – обязательный для всех. В обязательный входят 10 обязательных вопросов по содержанию. 2 уровень (продвинутый) на дополнительную оценку. Вам нужно ответить на 2 вопроса по анализу текста. Оба уровня заложены в гугол-тесте.
Разноуровневые задания:
1 уровень. Обязательный. Пройдите гугол- тест по повести «Максим Максимыч» и ответьте на обязательные вопросы.
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfRu5_6mdkYOBH_SclxPqSNxU8GjMsaXTA8_kfN_ANj9qXU7w/viewform
Критерии оценки теста: 10 б – «5», 9-8б – «4», 7-6б – «3», 5 и менее баллов – «2».
Уровень. Продвинутый (дополнительная оценка для увлекающихся литературой)
Б – «5»
Б – «4»
Ответьте на дополнительные (необязательные вопросы) в гугол-тесте. Чтобы правильно на них ответить, выполните задания:
А) После прочтения повести прочитайте статью о Максим Максимыче здесь:
https://a4format.ru/pdf_files_bio2/497eca77.pdf
Акцентируйте внимание на двух моментах: Печорин и Максим Максимыч являются не только героями-антиподами. Рассмотрите отличия, которые собраны в этой сравнительной таблице https://resoch.ru/sravnitelnaya-xarakteristika-pechorin-i-maksim-maksimych-tablica/
Но и парными героями. Что это означает, ищем в статье о ММ.
Запишите в гугол – тесте ответ на вопрос: Какую общую проблему (мотив, тему), главную для творчества Лермонтова, выражают оба этих героя? Можно ответить одним словом.
Б) Если в повести «Бэла» мы видим Печорина глазами Максим Максимыча, который не в состоянии понять его сложную натуру, то в повести «ММ» мы уже наблюдаем его глазами героя - рассказчика, который обладает талантом замечать и описывать детали, жесты, поведение человека.Он более проницателен в понимании, кто перед ними. И мы, читатели, как будто продвигаемся. благодаря ему, на несколько шагов вперёд в понимании Печорина.
|
Перечитайте портрет Печорина. Перед вами – первый психологический портрет в русской литературе.
ТЕРМИН
Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.
Прочитайте «Анализ портрета Печорина».
Сначала описаны рост, сложение героя.
«Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…»
- Для писателя, как видим, важно не живописное впечатление от Печорина, а те особенности внешности, которые помогают понять его характер. Сразу же – с первого взгляда - в Печорине угадывается сильный как физически, так и душевно человек. Но видно противоречие: сильный, но изящный, тонкий.
- От роста и сложения автор переходит к одежде. Какое несоответствие бросается в глаза?
Родовой аристократ (маленькие руки, бледные пальцы, ослепительно чистое белье) – вместо того, чтобы блистать в гостиных – сидит на скамье у ворот грязной гостиницы и ждет, когда заложат его лошадей. Зачем он здесь? Почему? Какая-то противоречивость бросается в глаза сразу. Во всем, что прочтем дальше, это ощущение противоречивости усилится.
|
«Его походка была небрежна и ленива, но… он не размахивал руками, - верный признак скрытности характера… Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки…»
Противоречия: Небрежность – и сдержанность. Стройность, прямизна стана – и расслабленность. Отметив сначала крепкое сложение Печорина, автор теперь находит в его позе «нервическую слабость» и даже что-то женственное. Сильный физически – но сидит, согнувшись как старик.
Та же странность, необычность, противоречивость – в лице.
«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30».
«Женская нежность» кожи; белокурые вьющиеся волосы; бледный, благородный лоб – и следы морщин….
Внешность юного, нежного мальчика – и зрелого мужчины одновременно.
Все необычно в этом лице.
- Говорят, глаза – зеркало души. Глазам Печорина Лермонтов посвящает целый абзац.
«Они не смеялись, когда он смеялся!»
Обобщим наши наблюдения.
О чём говорят эти противоречия в портрете? Что смог увидеть рассказчик в Печорине?
Допишите ключевые слова психологического портрета Печорина в гугол-тесте.
Портрет Печорина свидетельствует, с одной стороны, о _______ и _________ его натуры, а с другой – о его ________ и ___________ (глаза, поза в которой он сидит)
Вывод: Как видим, Лермонтов через внешность показывает психологию, характер, душу.