Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение»




На заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы

Руководитель:___ Неизвестная А.Г. _____Неизвестная А.Г. _____ Кормильчик Н.А.

Приказ № ______ от «___»_________2016 г. «___»_________2016 г. «___»_________2016 г.

 

 

Рабочая программа начального общего образования

по литературному чтению

учителя литературного чтения

Вараксиной Натальи Николаевны

Класс: 1

 

 

п.Орьё

2016 г.


Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 6октября 2009 г. № 373,с изменениями от 26.11.2010 № 1241),Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения). с учетом авторской программы Л. А. Ефросининой «Литературное чтение 1- 4 классы»

Изучение литературного чтения в первом классе начинается курсом «Обучение грамоте».

Интегрированный курс «обучение грамоте»- первый этап в системе изучения русского языка и литературного чтения. В этот период начинается реализация положений системно- деятельностного подхода- основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целеё образования и воспитания;

· обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

 

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о доброте и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетная цель:

обучение литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Задачи:

· Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

· Решение этой задачи предполагает формирование осмысленного читательского навыка.

· Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

· Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.

· Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

· Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности.

· Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Литературное чтение - один из основных предметов системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.

Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь.

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударения.

Говорение (культураречевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания. Текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений, написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; выделять главную мысль текста.

Программа предусматривает знакомство ребёнка с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

 

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 444 часа, из них на изучение программы «Литературное чтение» в первом классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫСОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»:

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

 

РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»:

Личностными результатами обучения являются:

· осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

· знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;

· эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

 

Метапредметными результатами обучения являются:

· освоение приёмов поиска нужной информации;

· овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

· освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

· овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

 

Предметными результатами обучения являются:

· формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

· умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками;

· осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

· умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Содержание программы

«Обучение грамоте Литературное чтение».

Раздел программы Программное содержание Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)
Слов и предложение
Предложение как объект изучения Предложение в речевом потоке. Работа с предложением. Слово и предложение. Выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской. Моделировать состав предложения в процессе дидактической игры. Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении. Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. Определять количество слов в предложении при чётком произнесении учителем предложения с паузами между словами. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Различать слово и предложение. Анализировать предложение: обозначать каждое предложение полоской. Объяснять различие между предметом и обозначающим словом. Объяснять значение слова. Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.  
Слово как объект изучения. Слово как объект изучения, материал для анализа. Слова как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове. Различать звучание и значение слова. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова) Группировать (классифицировать слова по первому звуку. Подбирать слова с заданным звуком. Устанавливать количество и последовательность звуков в слове. Моделировать последовательность звуков слова с использованием жёлтых фишек. Сопоставлять слова, различающиеся одним или нескольким звуками. Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука. Характеризовать заданный звук: называть его признаки. Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета. Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки, гласные- согласные и т.д.) различать ударные и безударные гласные звуки. Различать звонкие и глухие согласные звуки. Анализировать предложенную модель звукового состав слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая его из ряда предложенных. Подбирать слова, соответствующие заданной модели. Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом. Объяснять (обосновывать) выполняемы и выполненные действия. Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа. Делить слова на слоги. Доказывать (объяснять) количество слогов в слове. Приводить примеры слов с заданным количеством слогов. Анализировать слово: определять место ударения в слове. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения Соотносить слова с соответствующими им слогоударными схемами. Приводить примеры слов по заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Объяснять причину допущенной ошибки.
Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Моделирование звукового состава слова. Особенность гласных звуков - отсутствие при произнесении этих звуков преграды. Особенность согласных звуков- наличие при их произнесении преграды. Различение гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Качественная характеристика звуков (гласные, твёрдые и мягкие согласные) Гласные звуки: ударные и безударные. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная функция звонких и глухих согласных звуков. Действия контроля и самоконтроля в процессе моделирующей деятельности
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Ударение. Ударный гласный звук в слове
Графика
Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости- мягкости согласных звуков. Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного Соотносить звук и соответствующую ему букву. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твёрдости- мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука. Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Соотносить звуко- буквенную модель (модель звукового состава слова с поставленными в ней гласными буквами) со словами- названиями картинок. Обозначать буквами е, ё, ю, я звук (й) и последующие гласные звуки. Обозначать согласные звуки буквами. Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с-з, ш-ж, с_ш,, з- ж, р-л, ц- ч, и т.д) Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о-а, и- у, п-т, л-м, х-ж, ш-т, в-д, и т.д.) Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука (й). Объяснять функции буквы ь. Осознавать алфавит как определённую последовательность букв. Воспроизводить алфавит. восстанавливать алфавитный порядок слов.  
Функции букв е, ё, ю, я Функции букв е, ё, ю, я
Буквы, обозначающие согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твёрдости- мягкости согласных звуков. Разные способы обозначения буквами звука (й)
Буква ь Буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука
Русский алфавит Название букв русского алфавита. Последовательность букв в русском алфавите. Алфавитный порядок слов.
Восприятие художественного произведения
Первоначальное знакомство с литературными жанрами. Малые фольклорные формы. Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или хорошо читающим одноклассником. Смысл воспринимаемого на слух литературного произведения. Знакомство с литературными жанрами: стихотворения, рассказы, сказки (народные, авторские). Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы. Воспринимать на слух литературные произведения. Осознавать смысл текста при его прослушивании. Различать стихотворения, рассказы, сказки
Чтение
Слоговое чтение. Чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Осознанность и выразительность чтения небольших текстов и стихотворений. Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Работа над осознанностью чтения Читать слоги с изменением буквы гласного. Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки». Читать слова, получающиеся при изменении гласной буквы. Воспроизводить звуковую форму слова по буквенной записи. Устанавливать соответствие прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. Осознавать смысл прочитанного. Орфоэпическое чтение. Орфографическое чтение слов, предложений, коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Два вида чтения – орфографическое и орфоэпическое. Орфоэпическое чтение как вопроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учетом орфоэпических правил при переходе к чтению целыми словами. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Обсуждать прочитанный текс с одноклассниками. Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащиеся в тексте. Интерпретировать информацию, преставленную в тексте в явном виде. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде. Сравнивать два вида чтения – орфографическое и орфоэпическое- по целям. Овладевать орфоэпическим чтением.
Развитие речи
Рассказы повествовательного и описательного характера Рассказы по серии сюжетных картинок. Связный рассказ на основе прочитанных слов. Учебный диалог: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения информации. Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка. Небольшие рассказы описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий. Наблюдений. Сопоставлять текст по серии картинок. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Оставлять рассказ по сюжетной картинке Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Формулировать и обосновывать собственное мнение. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Составлять небольшие описательные рассказы. Составлять небольшие повествовательные рассказы.

 

«Литературное чтение»

 

Разделы программы Программное содержание Характеристика деятельности учащихся
Виды речевой и читательской деятельности Аудирование(слушание) Восприятие на слух фольклорных и авторских произведений. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимании их содержания. Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой. Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение. Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка).Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Сравнивать модели обложек.
Чтение вслух и молча (про себя) Чтение вслух- слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с нормами чтения (что- што, чтобы- штобы, - ого- о(ва).Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), Интонация перечисления (по образцу). Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое. Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя). Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки. Осваивать умение читать про себя (молча) под руководством учителя.
Работа с текстом.Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац, начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части, Пересказ по готовому плану подробно, сжато.Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?). Иллюстрации к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации. Отличать текст от набора предложений. Определять абзацы и части текста. Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте. Сравнивать произведения разных тем и жанров. Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану. Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения. Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Оценивать поступки героев произведения с нравственно- этической точки зрения. Высказывать своё суждение о героях и их поступках. «Вычитывать «из текста авторску ю точку зрения, объяснять свою. Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях. Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке. Определять жанр и тему. Сравнивать модели обложек книг. Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности.
  Говорение(культура речевого общения) Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведения). Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или поступках. Находить в тексте произведения диалоги героев. Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью. Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках (103 предложения)
  Работа с текстом научно- популярного произведения. Знакомство (практическое) с научно- популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать художественные произведения с научно- популярными.
  Библиографическая культура. Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книги по авторской принадлежности, жанру, теме. Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности. Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены). Классифицировать книги по темам и жанрам
  Письмо (культура письменной речи). Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с текстом- повествованием, текстом- описанием, текстом- рассуждением. Создавать небольшие истории о героях изученных произведений.
     
Круг чтения Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей- классиков XIX-XX века. Произведения отечественных детских писателей XX века и современных детских писателей. Виды детских книг: художественные, научно- популярные. Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка. Темы чтения: о Родине, природе, детях, животных, юмористические произведения. Выражать своё отношение к литературному произведению (что нравится? Почему?) и обосновывать его. Находить в произведении описание героев, предметов и явлений.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка- закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог. Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия.    
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Чтение по ролям и инсценирование. Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения. Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений. Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты). Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям. Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения. Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения. Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений.
Чтение: работа и с информацией. Представление об информации и сбор информации. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложны таблиц информацией о произведении и книге. Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы. Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно- популярной и справочной книге. Заполнять таблицы, схемы и делать вывод, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

  Разделы содержания предметные метапредметные  
1.Круг детского чтения Базовый уровень: •Самостоятельно осуществляет выбор книги в библиотеке по собственному желанию;   Личностные: Ориентация на положительного героя. Самоопределение на основе сравнения себя с героями литературных произведений. Различение «что такое хорошо, что такое плохо». Познавательные: Работа с текстом. Знакомство с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны. Работа с контекстной речью. Развитие речи. Составление плана. Установление причинно следственных связей. Регулятивные: Составление плана. Коммуникативные: Работа с текстом. Развитие речи.  
2.Виды речевой и читательской деятельности Базовый уровень: •Понимает цель чтения. •Читает со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного. •Читает (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламирует стихотворные произведения после предварительной подготовки. •Ориентируется в содержании художественного, учебного текста, понимает его смысл отвечает на вопросы по содержанию текста. •Передаёт содержание прочитанного или прослушанного в виде пересказа (полного). •Участвует в обсуждении прослушанного /прочитанного текста. Повышенный уровень: • Высказывает своё отношение к герою и его поступкам;    
3.Литературоведческая пропедевтика   Базовый уровень: •Сравнивает, сопоставляет художественные произведения разных жанров.    
4.Творческая деятельность Базовый уровень: •Восстанавливает последовательность событий. Повышенный уровень: • творчески пересказывает текст.    

 

Календарно - тематическое планирование

№ п/п Дата план Дата факт Тема урока Характеристика видов учебной деятельности учащихся
Обучение грамоте 64 часа
1.     Введение понятия «предложение». Составление рассказов по сюжетным картинкам. Обозначение каждого предложения полоской
2.     Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение». Чтение отрывка из стихотворения К.Чуковского «Айболит». Составление рассказа с опорой на картинки и обозначение каждого предложения полоской. Сравнение животных на стр. 6 и 8.
3.     Развитие восприятия художественного произведения С. Дрожжин «Привет» Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
4.     Рассказ по сюжетной картинке Составление рассказа по сюжетной картинке. Установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между и т.д.).
5.     Литературное слушание.В.Серова «Мой дом». Воспринимать на слух стихотворное произведение. Осознавать значение слов «дом», «школа», «Родина», объяснять своё понимание этих понятий.Учиться моделировать об­ложку стихотворения (фамилия автора, заголовок, тема, жанр). Работать с иллюстрациями в учебной хрестоматии. Выполнять задания в тетради.Овладевать умением читать выразительно
6.     Интонационное выделение первого звука в словах. Выделение первого звука в каждом слове. Выделение первого звука в словах левого столбца, сравнение с первым звуком в словах правого столбца.
7.     Развитие речи. Рассказ по картинкам. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
      Звуковой анализ слова «мак». Звуковой анализ слова «мак». Подбор слов со звуком [м],расположенным в начале, в середине и в конце слова (по схемам).Игра «Назови слово» со звуком [м],[м']. Классификация предметов (фрукты, овощи).
      Звуковой анализ слов «сыр», «нос». Звуковой анализ слов.. Нахождение звука «ы» в словах. Классификация предметов (рыбы, насекомые).
      Развитие речи. Рассказ по сюжетным картинкам. Чтение отрывка из стихотворения С.М аршака «Усатый-полосатый».Придумывание рассказа по серии картинок.
11.     Литературное слушание Д. Павлычко «Где всего прекрасней на Земле». Воспринимать Воспринимать на слух сти­хотворный текст. Моделировать обложку под руководством учителя (опре­делять жанр и тему, называть фамилию автора и заголовок).Объяснять заголовок. (Сравнивать стихотворения (В. Серовой «Мой дом» и Д. Павлычко «Где всего пре­красней на Земле?»). Заполнять таблицу.  
12.     Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета. Введение понятия «гласный звук».Обозначение гласного звука красной фишкой  
13.     Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слова «Нина».Введение понятия «согласный звук».Обозначение согласных звуков в модели слова. Составление слова из указанных в других словах звуков (трудное задание)
14.     Знакомство с буквой «А, а». Звуковой анализ слов «Анюта»,«луна». Выбор слов со звуком [а] в начале, сер


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: