На заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель:___ Неизвестная А.Г. _____Неизвестная А.Г. _____ Кормильчик Н.А.
Приказ № ______ от «___»_________2016 г. «___»_________2016 г. «___»_________2016 г.
Рабочая программа начального общего образования
по литературному чтению
учителя литературного чтения
Вараксиной Натальи Николаевны
Класс: 1
п.Орьё
2016 г.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 6октября 2009 г. № 373,с изменениями от 26.11.2010 № 1241),Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения). с учетом авторской программы Л. А. Ефросининой «Литературное чтение 1- 4 классы»
Изучение литературного чтения в первом классе начинается курсом «Обучение грамоте».
Интегрированный курс «обучение грамоте»- первый этап в системе изучения русского языка и литературного чтения. В этот период начинается реализация положений системно- деятельностного подхода- основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целеё образования и воспитания;
· обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
|
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о доброте и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетная цель:
обучение литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи:
· Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
· Решение этой задачи предполагает формирование осмысленного читательского навыка.
· Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
· Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.
|
· Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
· Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности.
· Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Литературное чтение - один из основных предметов системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь.
|
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударения.
Говорение (культураречевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания. Текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений, написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста, воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; выделять главную мысль текста.
Программа предусматривает знакомство ребёнка с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 444 часа, из них на изучение программы «Литературное чтение» в первом классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫСОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»:
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»:
Личностными результатами обучения являются:
· осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
· знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы;
· эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения являются:
· освоение приёмов поиска нужной информации;
· овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
· освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
· овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения являются:
· формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
· умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками;
· осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
· умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Содержание программы
«Обучение грамоте Литературное чтение».
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия) |
Слов и предложение | ||
Предложение как объект изучения | Предложение в речевом потоке. Работа с предложением. Слово и предложение. | Выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской. Моделировать состав предложения в процессе дидактической игры. Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении. Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. Определять количество слов в предложении при чётком произнесении учителем предложения с паузами между словами. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Различать слово и предложение. Анализировать предложение: обозначать каждое предложение полоской. Объяснять различие между предметом и обозначающим словом. Объяснять значение слова. Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению. |
Слово как объект изучения. | Слово как объект изучения, материал для анализа. Слова как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса. | |
Фонетика | ||
Звуки речи. | Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове. | Различать звучание и значение слова. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова) Группировать (классифицировать слова по первому звуку. Подбирать слова с заданным звуком. Устанавливать количество и последовательность звуков в слове. Моделировать последовательность звуков слова с использованием жёлтых фишек. Сопоставлять слова, различающиеся одним или нескольким звуками. Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука. Характеризовать заданный звук: называть его признаки. Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета. Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки, гласные- согласные и т.д.) различать ударные и безударные гласные звуки. Различать звонкие и глухие согласные звуки. Анализировать предложенную модель звукового состав слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая его из ряда предложенных. Подбирать слова, соответствующие заданной модели. Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом. Объяснять (обосновывать) выполняемы и выполненные действия. Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа. Делить слова на слоги. Доказывать (объяснять) количество слогов в слове. Приводить примеры слов с заданным количеством слогов. Анализировать слово: определять место ударения в слове. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения Соотносить слова с соответствующими им слогоударными схемами. Приводить примеры слов по заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Объяснять причину допущенной ошибки. |
Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Моделирование звукового состава слова. | Особенность гласных звуков - отсутствие при произнесении этих звуков преграды. Особенность согласных звуков- наличие при их произнесении преграды. Различение гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Качественная характеристика звуков (гласные, твёрдые и мягкие согласные) Гласные звуки: ударные и безударные. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная функция звонких и глухих согласных звуков. Действия контроля и самоконтроля в процессе моделирующей деятельности | |
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Ударение. Ударный гласный звук в слове | |
Графика | ||
Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости- мягкости согласных звуков. | Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного | Соотносить звук и соответствующую ему букву. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твёрдости- мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука. Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Соотносить звуко- буквенную модель (модель звукового состава слова с поставленными в ней гласными буквами) со словами- названиями картинок. Обозначать буквами е, ё, ю, я звук (й) и последующие гласные звуки. Обозначать согласные звуки буквами. Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с-з, ш-ж, с_ш,, з- ж, р-л, ц- ч, и т.д) Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о-а, и- у, п-т, л-м, х-ж, ш-т, в-д, и т.д.) Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука (й). Объяснять функции буквы ь. Осознавать алфавит как определённую последовательность букв. Воспроизводить алфавит. восстанавливать алфавитный порядок слов. |
Функции букв е, ё, ю, я | Функции букв е, ё, ю, я | |
Буквы, обозначающие согласные звуки. | Буквы, обозначающие согласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твёрдости- мягкости согласных звуков. Разные способы обозначения буквами звука (й) | |
Буква ь | Буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука | |
Русский алфавит | Название букв русского алфавита. Последовательность букв в русском алфавите. Алфавитный порядок слов. | |
Восприятие художественного произведения | ||
Первоначальное знакомство с литературными жанрами. Малые фольклорные формы. | Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или хорошо читающим одноклассником. Смысл воспринимаемого на слух литературного произведения. Знакомство с литературными жанрами: стихотворения, рассказы, сказки (народные, авторские). Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы. | Воспринимать на слух литературные произведения. Осознавать смысл текста при его прослушивании. Различать стихотворения, рассказы, сказки |
Чтение | ||
Слоговое чтение. Чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Осознанность и выразительность чтения небольших текстов и стихотворений. | Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Работа над осознанностью чтения | Читать слоги с изменением буквы гласного. Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки». Читать слова, получающиеся при изменении гласной буквы. Воспроизводить звуковую форму слова по буквенной записи. Устанавливать соответствие прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы. Осознавать смысл прочитанного. Орфоэпическое чтение. Орфографическое чтение слов, предложений, коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Два вида чтения – орфографическое и орфоэпическое. Орфоэпическое чтение как вопроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учетом орфоэпических правил при переходе к чтению целыми словами. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Обсуждать прочитанный текс с одноклассниками. Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащиеся в тексте. Интерпретировать информацию, преставленную в тексте в явном виде. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде. Сравнивать два вида чтения – орфографическое и орфоэпическое- по целям. Овладевать орфоэпическим чтением. |
Развитие речи | ||
Рассказы повествовательного и описательного характера | Рассказы по серии сюжетных картинок. Связный рассказ на основе прочитанных слов. Учебный диалог: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения информации. Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка. Небольшие рассказы описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий. Наблюдений. | Сопоставлять текст по серии картинок. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Оставлять рассказ по сюжетной картинке Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Формулировать и обосновывать собственное мнение. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Составлять небольшие описательные рассказы. Составлять небольшие повествовательные рассказы. |
«Литературное чтение»
Разделы программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
Виды речевой и читательской деятельности | Аудирование(слушание) Восприятие на слух фольклорных и авторских произведений. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимании их содержания. Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой. | Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение. Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка).Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Сравнивать модели обложек. |
Чтение вслух и молча (про себя) Чтение вслух- слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с нормами чтения (что- што, чтобы- штобы, - ого- о(ва).Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), Интонация перечисления (по образцу). Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое. | Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя). Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки. Осваивать умение читать про себя (молча) под руководством учителя. | |
Работа с текстом.Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац, начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части, Пересказ по готовому плану подробно, сжато.Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?). Иллюстрации к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации. | Отличать текст от набора предложений. Определять абзацы и части текста. Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте. Сравнивать произведения разных тем и жанров. Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану. Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения. Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Оценивать поступки героев произведения с нравственно- этической точки зрения. Высказывать своё суждение о героях и их поступках. «Вычитывать «из текста авторску ю точку зрения, объяснять свою. Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях. Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке. Определять жанр и тему. Сравнивать модели обложек книг. Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности. | |
Говорение(культура речевого общения) Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведения). Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или поступках. | Находить в тексте произведения диалоги героев. Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью. Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках (103 предложения) | |
Работа с текстом научно- популярного произведения. Знакомство (практическое) с научно- популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении. | Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать художественные произведения с научно- популярными. | |
Библиографическая культура. Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книги по авторской принадлежности, жанру, теме. | Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности. Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены). Классифицировать книги по темам и жанрам | |
Письмо (культура письменной речи). Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с текстом- повествованием, текстом- описанием, текстом- рассуждением. | Создавать небольшие истории о героях изученных произведений. | |
Круг чтения | Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей- классиков XIX-XX века. Произведения отечественных детских писателей XX века и современных детских писателей. Виды детских книг: художественные, научно- популярные. Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка. Темы чтения: о Родине, природе, детях, животных, юмористические произведения. | Выражать своё отношение к литературному произведению (что нравится? Почему?) и обосновывать его. Находить в произведении описание героев, предметов и явлений. |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). | Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка- закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог. | Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия. |
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). | Чтение по ролям и инсценирование. Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения. Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений. | Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты). Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям. Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения. Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения. Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений. |
Чтение: работа и с информацией. | Представление об информации и сбор информации. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложны таблиц информацией о произведении и книге. | Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы. Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно- популярной и справочной книге. Заполнять таблицы, схемы и делать вывод, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод). |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
Разделы содержания | предметные | метапредметные | |
1.Круг детского чтения | Базовый уровень: •Самостоятельно осуществляет выбор книги в библиотеке по собственному желанию; | Личностные: Ориентация на положительного героя. Самоопределение на основе сравнения себя с героями литературных произведений. Различение «что такое хорошо, что такое плохо». Познавательные: Работа с текстом. Знакомство с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны. Работа с контекстной речью. Развитие речи. Составление плана. Установление причинно следственных связей. Регулятивные: Составление плана. Коммуникативные: Работа с текстом. Развитие речи. | |
2.Виды речевой и читательской деятельности | Базовый уровень: •Понимает цель чтения. •Читает со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного. •Читает (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламирует стихотворные произведения после предварительной подготовки. •Ориентируется в содержании художественного, учебного текста, понимает его смысл отвечает на вопросы по содержанию текста. •Передаёт содержание прочитанного или прослушанного в виде пересказа (полного). •Участвует в обсуждении прослушанного /прочитанного текста. Повышенный уровень: • Высказывает своё отношение к герою и его поступкам; | ||
3.Литературоведческая пропедевтика | Базовый уровень: •Сравнивает, сопоставляет художественные произведения разных жанров. | ||
4.Творческая деятельность | Базовый уровень: •Восстанавливает последовательность событий. Повышенный уровень: • творчески пересказывает текст. |
Календарно - тематическое планирование