который окутает людей. Это будут мучительные страдания!
Сура 44 «Дым», аяты 10-11
В хадисе от Хузайфы ибн Усайда аль-Гифари прямо говорится о том, что появление дыма относится к большим признакам приближения Судного дня. Он рассказывает: «Пророк посмотрел на нас, когда мы разговаривали. Он спросил: "О чём вы разговариваете?" Мы ответили: "О Часе" Он сказал: "Поистине, он не наступит, пока не увидите вы десять знамений". И он упомянул дым, Даджжаля, животное, восход солнца на западе, пришествие 'Исы ибн Марьям, выход я'джуджа и ма'джуджа и три провала — на востоке, на западе и на Аравийском полуострове. А последнее из этих знамений — огонь, который появится в Йемене и погонит людей к месту сбора» [Муслим, № 2901].
Ибн Мас'уд считал, что это событие уже произошло и осталось в прошлом. Масрук рассказывает: «Мы сидели у 'Абдаллаха,
ГЛАВА 10. БОЛЬШИЕ ПРИЗНАКИ ПРОБЛИЖЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 173
а сам он лежал возле нас. К нему пришёл один человек и сказал: "О Абу 'Абд-ар-Рахман! Один человек, сидящий у ворот Кинды, утверждает, что дым — это знамение, которое ещё придёт в будущем, и от него у неверующих остановится дыхание, а у верующих он вызовет что-то вроде насморка" 'Абдаллах сел, и вид у него при этом был разгневанный. Он сказал: "Люди! Кто из вас знает что-нибудь наверняка, пусть говорит по своему знанию, а кто не знает, пусть говорит: <Аллах знает обо всём лучше>, ибо лучше всего для того, кто не знает чего-либо, сказать: <Аллах знает обо всём лучше>. Аллах сказал своему Пророку: <Скажи: 'Я не прошу у вас за это никакого вознаграждения и не обременяю себя измышлениями'> (сура 38 «Сад», аят 86). Поистине, Посланник Аллаха ,увидев, что люди отворачиваются от него, сказал: < О Аллах, пошли семь лет, подобных семи годам Юсуфа!> И наступила засуха и голод, так чтоне осталось ничего, и люди от голода ели кожи и мертвечину, и когда один из них смотрел на небо, ему казалось, что глаза его застилает дым. Тогда к Пророку пришёл Абу Суфьян и сказал: «О Мухаммад! Ты пришёл к нам, призывая нас быть послушными Аллаху и поддерживать родственные связи. И вот твой народ гибнет, обратись же к Аллаху с мольбой за них!> Всевышний Аллах сказал: <Подожди же того дня, когда небо принесёт хорошо видимый дым, который окутает людей. Это будут мучительные страдания! Они скажут: 'Господь наш! Избавь нас от страданий, ведь мы уверовали' Но разве может это стать для них назиданием, если к ним уже приходил разъясняющий посланник, а они отвернулись от него и сказали: 'Он — обученный, одержимый'. Мы избавим вас от страданий ненадолго... Но ведь вы непременно вернётесь к неверию> (сура 44 «Дым», аяты 10-15). Пророк сказал в ответ: < А наказание в мире вечном разве будет отведено от вас? 'В тот день, когда Мы схватим вас великой хваткой, Мы будем мстить'>. «Великая хватка> — это битва при Бадре. То есть уже были такие знамения, как дым, и <хватка>, и неизбежное наказание, и исполнилось предсказанное в суре «Римляне»..."» [Муслим, № 2798].
|
Ибн Мас'уд считал, что это знамение уже было и осталось в прошлом. Его доказательство состоит в том, что наказание в мире вечном для неверующих никогда не кончится, а в аяте говорится о том, что Аллах отведёт от них наказание ненадолго. Точку зрения Ибн Мас'уда разделяли наши праведные предшественники, например, Муджахид, Абу аль-'Алия, Ибрахим ан-Наха'и, ад-Даххак, 'Атыйя
|
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 174
аль-'Ауфи, а также Ибн Джарир [Ибн Касир. Тафсир].
А Ибн Касир считал, что, вероятнее всего, это событие — появление дыма — ещё не произошло. Он привёл следующий хадис. Абу Малик аль-Аш'ари передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, ваш Господь предупредил вас о трёх вещах: первая — дым, от которого у верующих начнётся подобие насморка, а неверующие раздуются от него так, что он начнёт выходить у них из ушей, вторая — животное, третья — Даджжаль» [Табари; Табарани; хадис с хорошим иснадом].
Ибн Касир упоминает о том, что 'Али ибн Абу Талиб, Абу Са'ид аль-Худри, Ибн 'Аббас и аль-Хасан аль-Басри считали, что знамение это — появление дыма — всё ещё не пришло [Ибн Касир. Тафсир]. Ибн Касир доказывает свою правоту следующим образом.
1. Существуют достоверные и хорошие хадисы, в которых говорится, что это знамение ещё не произошло.
2. Всевышний сказал: «Подожди же того дня, когда небо принесёт ясно видимый дым» (сура 44 «Дым», аят 10). То есть этот дым — ясно видимый, настоящий, а не галлюцинация, как считал Ибн Мас'уд.
3. Всевышний сказал: «окутает людей», а если бы дым этот был не настоящим, а воображаемым и привиделся только многобожникам, живущим в Мекке, Он не сказал бы о нём «окутает людей» [Ибн Касир. Тафсир].
Ан-Навави говорит в своих комментариях к «Сахиху» Муслима, поясняя слова Пророка «Не наступит Час, пока не увидите вы десять знамений»,после которых он упомянул о дыме: «Этот хадис подтверждает мнение тех, кто говорит, что от дыма у неверующих остановится дыхание, а у верующих начнётся подобие насморка и что дым этот ещё не появился, а появится он незадолго до Часа. В главе о начале творения уже упоминалось о человеке, который высказал такое мнение, и о том, как Ибн Мас'уд с ним не согласился и сказал, что дым этот означает голод, постигший курайшитов и измучивший их настолько, что, когда они смотрели на небо, им казалось, что они видят дым. У мнения Ибн Мас'уда были сторонники. А другое мнение высказали Хузайфа, Ибн 'Умар и аль-Хасан. Хузайфа передаёт слова Пророка о том, что дым этот продержится на земле сорок дней. Возможно, что дым появится дважды. Такое предположение позволяет согласовать между собой все существующие хадисы на данную тему» [Навави. Шарх Сахих Муслим].
|
ГЛАВА 10. БОЛЬШИЕ ПРИЗНАКИ ПРОБЛИЖЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 175
Даджжаль
Смута и искушения, которые он принесёт с собой, — величайшие за всю историю человечества
Даджжаль со своими искушениями появится в конце времён, и его появление — один из больших признаков приближения Судного дня. Смута, причиной которой он станет, будет одной из величайших смут в истории человечества. Абу ад-Дахма и Абу Катада передают: «Мы проходили мимо дома Хишама ибн 'Амира по пути к 'Имрану ибн Хусайну, и однажды он сказал: "Покидая меня, вы отправляетесь к людям, которые проводили с Посланником Аллаха не больше времени, чем я, и которые знают его хадисы не лучше меня... Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: <Между сотворением Адама и Часом нет творения более страшного, чем Даджжаль>"» [Муслим, № 2946].
А в другой версии хадиса говорится: «Нет события более значительного и страшного, чем появление Даджжаля». Именно поэтому все пророки предостерегали свои народы от его искушений. Однако наш Посланник предостерегал от него свою общину больше, чем остальные пророки.
Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Однажды Пророк ,находившийся среди людей, поднялся со своего места и должным образом воздал хвалу Аллаху, а потом упомянул о Даджжале, сказав: "Поистине, я предупреждаю вас о нём, и не было ни одного пророка, который не предупреждал бы о нём свой народ, однако я скажу вам о нём то, чего ни один пророк не говорил своему народу: он одноглазый, тогда как Аллах не одноглазый!"» [Фатх Аль-Бари,т. 13, с. 90].
Анас передаёт такой хадис: «Каждый пророк, посланный до меня, непременно предупреждал свою общину об одноглазом лжеце. Поистине, он — одноглазый, а Господь ваш не одноглазый. И меж глаз у него написано "неверующий"» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 91; Муслим, № 2933].
'Абдаллах ибн 'Умар передаёт, что Посланник сказал о Даджжале: «Поистине, я предупреждаю вас о нём. Каждый пророк до меня непременно предупреждал о нём свой народ, и Нух предупреждал о нём свой народ. Однако я скажу вам о нём то, чего не говорил своему народу ни один пророк: знайте, что он — одноглазый, а Аллах не одноглазый» [Тирмизи; Абу Давуд; Джами' аль-усуль, т. 10, с. 356].
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 176
Абу Умама передаёт, что Пророк сказал: «О люди.' Поистине, не было на земле с тех самых пор, как Аллах сотворил человечество, искушения большего, чем искушения, которые принесёт Даджжаль. И, поистине, каждый пророк, которого посылал Всевышний Аллах, обязательно предупреждал свою общину о Даджжале. А я — последний Пророк, и вы — последняя община, и теперь уже он появится именно среди вас» [Ибн Маджа; Ибн Хузайма; аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7752].
Почему он назван Масих Даджжаль?
Ибн аль-Асир говорит: «Даджжаль назван Масих из-за того, что у него нет одного глаза. В арабском языке слово масих может употребляться в двух значениях: первое — тот, кого протирают, а второе — тот, кто сам протирает. Слово масих означает 'человек, одна половина лица которого словно стёрта — у него нет ни глаза, ни брови! В данном случае слово это можно буквально перевести как 'смазанный, стёртый' — это будет первое значение данного слова. 'Иса ибн Марьям тоже назван масих, однако в этом случае слово употреблено во втором его значении — 'тот, кто касается чего-либо, протирая'. Он назван так потому, что он прикасался к больным, и они исцелялись по воле Аллаха. Что же касается Даджжаля, то он — лжец» [Джами' аль-усуль, т. 4, с. 204].
А имя Даджжаль (букв, 'покрывающий', от глагола даджжаля — 'покрывать'), по словам Ибн Хаджара, он получил за то, что он «покрывает» истину своей ложью, подобно тому, как покрывают дёгтем верблюда и как покрывают золотом посуду68. Ибн Дурайд говорит: «Он назван Даджжаль потому, что он покрывает истину ложью, или же потому, что он, быстро перемещаясь по земле, покрывает большие расстояния, или же потому, что он проникнет во все уголки земли, "покрыв" её таким образом» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 91].
Положение мусульман в те времена, когда появится Даджжаль
Перед появлением Даджжаля мусульмане будут обладать невиданной силой и могуществом, и цель его прихода — лишить их этой великой силы. В этот период мусульмане заключат мир с римлянами и
68 Данный глагол употребляется и в этих значениях.
ГЛАВА 10. БОЛЬШИЕ ПРИЗНАКИ ПРОБЛИЖЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 177
и выступят вместе против общего врага и победят его, затем начнётся война между мусульманами и «крестоносцами». Зу Махбар передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Вы заключите мир с римлянами и вместе выступите против общего врага. Вы победите и вернётесь невредимыми и с добычей. А по дороге домой вы остановитесь на привал на лугу, возле холмов, и один христианин поднимет крест и скажет: "Победил крест!" Тогда разгневается один человек из числа мусульман и сломает его. После этого римляне нарушат договор и соберутся для сражения».
Некоторые передатчики хадиса добавляют: «И мусульмане схватятся за оружие, и будут сражаться, и Аллах почтит этот отряд, даровав им мученическую смерть» [Абу Давуд; Мишкат аль-масабих, № 5428].
Мы видим, насколько сильными будут мусульмане в это время. Они выступают в поход и побеждают, они возвращаются с добычей и без потерь. К тому же они очень привержены своей религии: когда христианин поднимает крест, заявляя, что эту победу, которую они одержали вместе с мусульманами, им принёскрест, встаёт мусульманин, глубоко преданный своей религии, и ломает этот крест. И мусульмане, сидящие рядом, хватают своё оружие и вступают в бой с римлянами, несмотря на то что в этом месте мусульман будет мало. И Посланник свидетельствует об этих людях, что они — мученики, что Аллах почтит их, послав им такую благородную смерть, и что нарушение договора с римлянами станет причиной сражения.
Кровопролитное сражение и взятие Константинополя
Грядёт великая битва между мусульманами и «крестоносцами»69. О причине её мы уже говорили в упомянутом выше хадисе. Это страшное сражение описывается в нескольких хадисах. В них рассказывается о том, какую выдержку и терпение проявят мусульмане и как в конце концов они одержат победу. Сообщается также, что в рядах мусульман будет немало бывших христиан,
69 Из хадисов следует, что упомянутые «римляне» будут в конце времён самым многочисленным народом на земле. См.: Сахих аль-джами' ас-сагир.
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 178
которые приняли ислам со всей искренностью. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Не наступит Час, пока не остановятся римляне в А'маке или в Дабике 70. Навстречу им выйдет войско из Медины, состоящее из лучших людей на земле в то время. И когда два войска встанут напротив друг друга, римляне скажут: "Отойдите и дайте нам сразиться с теми, кто был с нами и кого вы когда-то взяли в плен". Но мусульмане ответят: "Нет! Клянёмся Аллахом, мы не оставим вас наедине с нашими братьями [по вере] " Тогда они сразятся, и треть их побежит, и это те, которых никогда не простит Аллах, ещё треть станут лучшими мучениками у Аллаха, а оставшаяся треть победит, и они никогда уже не подвергнутся испытаниям. Они завоюют Константинополь 71, и, когда они будут делить добычу, повесив свои мечи на оливковые деревья, шайтан крикнет: "Масих Даджжаль добрался до ваших семей!" Они устремятся туда и увидят, что это — ложь, а когда они придут в Шам, он выйдет. Когда они будут готовиться к сражению, будет провозглашён призыв на молитву и спустится 'Иса ибн Марьям, который станет их предводителем 72. И когда увидит его враг Аллаха, начнёт таять подобно тому, как растворяется соль в воде, и, если бы оставил его 'Иса, он таял бы, пока не погиб, однако Аллах убьёт его рукой 'Исы, и 'Иса покажет им его кровь на своём копье» [Муслим, № 2897].
В другом хадисе Посланник поведал нам об ужасах этой битвы, а также о самоотверженности и самопожертвовании мусульман: группы мусульман будут три дня подряд приносить клятву сражаться до победы или смерти. Очевидно, мусульман в те дни будет немного, потому что победят они лишь тогда, когда к ним присоединятся мусульмане из других мест. 'Абдаллах ибн Мас'уд сказал: «Судный день не наступит, пока не придёт такое время, когда мусульмане не будут делить наследство и радоваться военной
70 Два места в Сирии, неподалёку от Халеба.
71 Это будет другое завоевание, а не то, которое имело место в прошлом, под предводительством Мухаммеда аль-Фатиха,
72 Однако не он будет руководить их молитвой. Об 'Исе же сказано, что он будет править и судить согласно Книге Всевышнего Аллаха.
ГЛАВА 10. БОЛЬШИЕ ПРИЗНАКИ ПРОБЛИЖЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 179
добыче». Потом он показал рукой в сторону Шама и сказал: «Враг объединится против мусульман, и мусульмане объединятся против него». Юсайр (передающий слова Ибн Мас'уда) спросил: «Ты имеешь в виду римлян?» Он ответил: «Да. В этом сражении мусульмане соберутся вместе и воодушевлённые пойдут в атаку. Они отправят вперёд армию, которая будет готова сражаться до смерти или победы. Битва будет продолжаться до наступления темноты, и никто не сумеет одержать верх. Но ряды мусульман поредеют, и тогда они отправят вперёд вторую армию, которая также будет готова сражаться до смерти или победы. Битва так же будет продолжаться до наступления темноты, и так же никто не сумеет одержать верх. Ряды мусульман вновь поредеют, и тогда они отправят вперёд третью армию, которая также будет готова сражаться до смерти или победы. Битва так же будет продолжаться до вечера, и так же никто не сумеет одержать верх. Мусульманская армия вновь понесёт значительные потери. На четвертый день на помощь к ним подоспеют оставшиеся мусульмане, и по воле Аллаха христиане будут разгромлены. Это будет сражение, которого доселе не знало человечество. Даже птица не успеет пролететь над полем брани, не упав замертво. Из рода, в котором насчитывалось сто человек, в живых останется только один. И тогда... Разве будет он радоваться добыче? И с кем он будет делить наследство? И вот, когда они будут в таком состоянии, они услышат о ещё более страшном бедствии: гонец принесёт им известие: "Даджжаль добрался до ваших детей!" Они отбросят всё, что будет у них в руках, и отправятся в путь. Вперёд они вышлют десять всадников. Посланник Аллаха говорил: "Я знаю их имена, имена их отцов и масти их лошадей. Это будут лучшие всадники на земле в то время [или: одни из лучших] "» [Муслим, № 2899].
О взятии Константинополя, которое упоминается в приведённом выше хадисе о кровопролитном сражении, рассказывается подробнее в другом хадисе. Абу Хурайра передаёт, что Пророк сказал: «Слышали ли вы о городе, часть которого на суше, а часть на мope? 73 ». Люди ответили: «Да, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Не
73 Учёные считают, что этим городом является Константинополь, однако мне пришло в голову, что это может быть Венеция, поскольку немалая часть домов там построена на море. Я посетил оба города и пришёл к выводу, что Венеция больше подходит под описание, данное
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 180
наступит Час, пока не пойдут на него семьдесят тысяч человек из сынов Исхака 74. Подойдя к городу, они остановятся, не будут применять оружие и не будут пускать стрелы, а скажут: "Нет божества, кроме Аллаха, и Аллах превыше всего!" — и одна из двух его частей падёт» [Муслим].
Саур75 сказал: «Я знаю этот хадис только в таком виде: "...та часть, которая на море. Затем они снова скажут: <Нет божества, кроме Аллаха, и Аллах превыше всего!> — и падёт другая часть города. Тогда они снова скажут: <Нет божества, кроме Аллаха, и Аллах превыше всего! > — и город откроется для них. Они войдут в него и захватят добычу. И когда они будут делить добычу, к ним прибежит человек со словами: <Даджжаль вышел!> — и они всё бросят и вернутся"» [Муслим, №2920].
Засуха и голод перед появлением Даджжаля
Незадолго до появления Даджжаля людей постигнет тяжёлое испытание: небеса перестанут проливать дождь и земля перестанет производить растения. Абу Умама передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, незадолго до прихода Даджжаля будут три тяжёлых года, в которые людей постигнет страшный голод. В первый год Аллах велит небесам удержать в себе треть своего дождя, а земле — удержать в себе треть своих растений. Во второй год Он повелит небесам удержать
Пророком . А Аллах знает обо всём лучше.
74 Ан-Навави говорит в своих комментариях к «Сахиху» Муслима: «Кади ['Ияд] сказал: "Так написано во всех основных хадисах у Муслима — <из сынов Исхака>. Некоторые учёные сказали, что обычно используется фраза — <из сынов Исмаиля>, и именно она должна стоять в хадисе, если исходить из контекста, ведь Пророк имел в виду арабов"». Я, в свою очередь, могу сказать, что ничего странного здесь нет, ибо эта религия — для всех людей, и Аллах дарует власть, кому пожелает. Мухаммед аль-Фатих завоевал Константинополь через три сотни лет после ан-Навави, и большую часть его войска составляли неарабы, и такое может вполне случиться снова. В приведённом хадисе о кровопролитном сражении упоминается о том, что римляне скажут: «Оставьте нас наедине с теми, кто был с нами и кого вы взяли в плен».
75 Это Саур ибн Зайд ад-Дили, один из передатчиков хадиса.
ГЛАВА 10. БОЛЬШИЕ ПРИЗНАКИ ПРОБЛИЖЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 181
в себе две трети своего дождя, а земле — удержать в себе две трети своих растений. А в третий год Он повелит небесам удержать в себе весь свой дождь, и они не прольют ни капли, а земле — удержать в себе все свои растения, и на поверхности её ничего не вырастет. И не останется животных, обладающих копытами, кроме тех, которых оставит Аллах». Людиспросили: «А что же поможет людям выжить в это время?» Он ответил: «Слова "ля иляха илля Ллах", "Аллаху акбар" и "аль-хамду ли-Ллях" — это будет заменять им пищу » [Ибн Маджа; Ибн Хузайма; аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7752].
Свойства Даджжаля и его приметы
Даджжаль станет утверждать, что он — Бог, и будет совершать чудеса, чтобы люди поверили ему. И будут приходить к нему люди, уверенные в том, что ему не обмануть их и что они никогда не поверят в его ложь, однако, увидев чудеса, творимые им, они последуют за ним. 'Имран ибн Хусайн передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Кто услышит о приближении Даджжаля, пусть держится от него подальше, ибо, клянусь Аллахом, будет приходить к нему человек, считающий себя верующим, а потом следовать за ним из-за тех сомнений, которые он будет вселять в сердца» [Абу Давуд; Джами' аль-усуль, № 7846].
Однако тот, кто внимательно посмотрит на Даджжаля, поймёт, что он лжец: он не обладает божественными качествами, и он обычный слабый человек, несмотря на все явлённые им чудеса. Он ест, пьёт, спит и испражняется, так как же тогда его можно обожествлять и поклоняться ему? И как он может быть Господом сотворённого, когда сам он нуждается в этом сотворенном?
Но, несмотря на всю очевидность этого, Посланник Аллаха сообщил нам о многих его приметах, а также о том, что он будет делать, чтобы верующие, при жизни которых он появится, узнали его и смоглипротивостоять ему, не поддаваясь на его обман.
Общее описание Даджжаля
Посланник описал его внешность и указал на его происхожде-ние. 'Абдаллах ибн 'Умар передаёт, что Посланник Аллаха видел Даджжаля во сне и описал его следующим образом: «Дородный, румяный, с кудрявыми волосами, кривой на один глаз. Глаз его
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 182
похож на выпуклую виноградину. Больше всего он похож на Ибн Каштана из племени хуза'а» [Бухари].
'Убада ибн ас-Самит передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, я рассказал вам о Даджжале, однако я побоялся, что вы не поняли до конца. Поистине, Масих Даджжаль — человек низкого роста, кривоногий, с курчавыми волосами, одноглазый: второй глаз у него сглажен, он не выступающий и не запавший. И если будете вы пребывать в сомнении относительно того, кто он, знайте, что Господь ваш не одноглазый и что вы никогда не увидите своего Господа» [Ахмад; Абу Давуд; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 2455].
Ибн 'Аббас передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Даджжаль одноглазый, светлокожий, голова его подобна голове удава. Больше всего он похож на 'Абд-аль-'Уззу ибн Каттана. Из-за него погибнет множество [невежественных] людей... А ведь Господь ват не одноглазый!» [Ибн Хиббан; Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1193].
Даджжаль — одноглазый
Посланник уделил немало внимания описанию глаз Даджжаля, потому что Даджжаль, как бы он ни пытался скрыть те приметы, по которым его можно узнать, всё равно не сможет избавиться от своих глаз. Глаза всегда видны, их видит каждый, и если есть какая-то примета, с ними связанная, то её никак не скроешь. В приведённых выше хадисах говорится, что у него ненормальные, уродливые глаза. Пророк ,пояснил, что Даджжаль одноглазый, причём в одних хадисах говорится, что он кривой на правый глаз, авдругих — на левый. Однако вероятнее всё же, что он кривой именно на правый глаз, поскольку на это указывают хадисы, приводимые аль-Бухари и Муслимом. Посланник сказал, что глаз этот похож на круглую виноградину, а в другом хадисе он сказал, что правый глаз Даджжаля выпучен и заметен сразу, словно плевок на гладкой оштукатуренной стене.
'Абдаллах ибн 'Умар передаёт, что Пророк сказал: «Он крив на правый глаз, и глаз его похож на выступающую виноградину» [Бухари; Муслим].
Абу Са'ид передаёт, что Пророк сказал: «Он кривой на правый глаз, и глаз его выпучен так, что это нельзя не заметить. Он похож на плевок на оштукатуренной стене, а левый глаз его подобен яркой звезде» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 98; Ахмад].
ГЛАВА 10. БОЛЬШИЕ ПРИЗНАКИ ПРОБЛИЖЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 183
И вместе с тем глаз у него закрыт, то есть он сглажен, как мы уже говорили. В «Сахихе» Муслима в одном из хадисов сказано: «У Даджжаля один глаз сглажен» [Муслим, № 2933].
Ан-Навави рассматривает все эти хадисы с несколько иной позиции. Он считает все хадисы, в которых говорится, что он крив на обаглаза, достоверными, то есть оба глаза у него ненормальные, уродливые. В одних хадисах говорится, что он крив на правый глаз, в других — на левый. В одних хадисах говорится, что у Даджжаля один глаз не видит, а другой — выступающий. Ан-Навави пришёл к выводу, чтоодним глазом он не видит: он унего сглажен. Этот глаз у него не выступающий и не запавший. А вторым он видит, однако в нём другое уродство — он сильно выпучен [Навави. Шарх Сахих Муслим].
В одном из хадисов, приводимых Муслимом, говорится, что глаз, который у него сглажен и не видит, покрыт толстой плёнкой: «У Даджжаля один глаз закрыт толстой плёнкой» [Муслим, № 2934].
Эта плёнка мешает ему видеть. Аль-Асма'и сказал, что плёнка эта представляет собой особое образование, растущее из уголка глаза.
Посланник описал тот глаз, которым Даджжаль видит: «Глаз Даджжаля зелёный, как стекло» [Ахмад, Абу Ну'айм; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1863].
Между глаз Даджжаля написано «неверующий»
Аллах пометил Даджжаля так, чтобы верующие смогли узнать эту примету, тогда как остальные её увидеть не смогут. Эта примета — надпись между его глаз к-ф-р или «неверующий».
Анас передаёт, что Пророк сказал: «Не было такого пророка, который не предостерегал бы свою общину от этого одноглазого лжеца. Поистине, он будет кривым на один глаз, тогда как ваш Всемогущий и Великий Господь, поистине, одноглазым не является. И будет начертано меж глаз его "неверующий"» [Бухари].
В «Сахихе» Муслима приводится такой же хадис, только в нём сказано: «...между его глаз написано "к", "ф", "р"» [Муслим, № 2933].
А Абу Умама передаёт, что Пророк сказал: «Между глаз у него написано "неверующий", и каждый верующий, как грамотный, так и неграмотный, сможет прочесть это» [Ибн Хузайма; Ибн Маджа; аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7752].
А в «Сахихе» Муслима приводится такой хадис: «Между глаз у него написано "неверующий" и те, у кого вызовут отвращение действия его, прочтут это [или: прочтёт это каждый верующий] » [Муслим].
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 184
Исследователи хадисов, по словам ан-Навави, считают, что эта надпись — настоящая. Аллах отметил его ею в дополнение к другим приметам, указывающим на то, что он — неверующий и лжец. Ипримету эту увидит каждый верующий, как грамотный, так и неграмотный. А от тех, кого Аллах желает испытать и обречь на несчастье, потому что они того заслуживают, Он скроет эту надпись, оставив их в заблуждении, и в этом нет ничего невозможного. Кади 'Ияд упомянул, что в этом вопросе среди учёных есть разногласия. Одни утверждают, что эта надпись— настоящая, а другие говорят, что это — метафора и имеется в виду, что верующие сразу поймут, что он неверующий, по косвенным признакам. В качестве доказательства они приводят слова Пророка : «Прочтёт его каждый верующий, как грамотный, так и неграмотный». Однако это мнение — очень слабое [Навави. Шарх Сахих Муслим].
У Даджжаля не будет потомства
Посланник сообщил о том, что Даджжаль «...бесплоден, и у него не будет детей» [Муслим].
Его утверждение о том, что он и есть Бог, — явная ложь
Если Даджжаль обладает такими свойствами, которые иначе как недостатками назвать нельзя, как же тогда это слабое существо может быть Богом? Он станет утверждать, что он — Господь людей, но Господа людей нельзя увидеть в этом мире. Пророк сказал: «Знайте, что ни один из вас никогда не увидит своего Господа до самой своей смерти» [Муслим].
К тому же внешний вид его тоже далёк от совершенства: у него есть физические недостатки, которые невозможно скрыть. Например, то, что он одноглазый. Вот что сказал об этом Посланник : «Вы поймете сразу, что он не Аллах, ибо Аллах не одноглазый, — он указал рукой на свои глаза. — А аль-Масих Даджжаль — кривой на правый глаз. Глаз его подобен выступающей виноградине» [Бухари].
Ещё один его физический недостаток, о котором говорится в хадисах, состоит в том, что он косолапый. Это может быть такое искривление, когда голени или бедра слишком далеко отстоят друг от друга, или же ступни развёрнуты внутрь, или имеет место искривление любого другого типа.
ГЛАВА 10. БОЛЬШИЕ ПРИЗНАКИ ПРОБЛИЖЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ 185
Ибн аль-'Араби сказал: «Наличие у Даджжаля упомянутых физических недостатков указывает на то, что сам он не может избавит себя отэтих недостатков и вынужден мириться с тем, каким он сотворён» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 98]. Ибн аль-'Араби имеет в виду, что, если бы Даджжаль был Господом, он избавил бы себя от всех этих уродств. Но он их не устранит, и это ясно указывает на то, что возможности его ограничены, он не свободен в своих действиях и не может избавиться от своих недостатков.
Посланник обращал внимание людей на то, что Даджжаль — одноглазый, потому что это скрыть невозможно и замечает это и обладающий знаниями, и простой человек, и тот, кому не поможет распознать истину его разум [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 96]. А обладающие знанием смогут узнать его и так.
Способности Даджжаля, позволяющие ему
вводить людей в заблуждение
Даджжаль станет утверждать, что он — Бог, и ему будут дарованы удивительные способности, которые позволят ему вводить людей в заблуждение, например такие.
Быстрота, с которой он будет передвигаться по земле. Ан-Наввас ибн Сам'ан передаёт, что Пророка спросили о быстроте передвижения Даджжаля по земле, и он ответил: «Как туча, гонимая ветром...» [Муслим № 2937].
Посланник сообщил также о том, что Даджжаль пройдёт по земле и побывает везде, кроме Мекки и Медины. Анас передаёт слова Пророка : «Нет такой земли, в которую не войдёт Даджжаль, кроме Мекки и Медины» [Бухари; Муслим].
Абу Умама передает, что Пророк сказал: «И не останется на земле такого места, где он не побывал, кроме Мекки и Медины, — с какой бы стороны ни подошёл он к ним, везде он встретит ангелов с обнажёнными мечами» [Ибн Маджа; Ибн Хузайма; аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7752].
Его «рай» и «ад». Одно из искушений, которые принесёт с собой Даджжаль, — подобие Рая и Ада или подобие реки из воды и реки из огня. Однако люди будут видеть всё наоборот, и то, что покажется им огнём, на самомделе будет прохладной водой, а то, чтопокажется им прохладной водой, на самом деле будет огнём.
Хузайфа передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «С ним будет рай и огонь, огонь его на самом деле — рай, а рай его на
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 186
самом деле — огонь» [Муслим, № 2934]. Хузайфа передаёт также другой хадис о Даджжале: «С ним будет вода и огонь. Огонь его — прохладная вода, а вода его — огонь» [Бухари; Муслим]. А в версии Муслима есть добавление: «Так спасите же себя от гибели» [Муслим, № 2934].
Вот ещё один хадис от Хузайфы. Посланник Аллаха сказал: «О том, что будет у Даджжаля, я знаю лучше его самого. Будут течь с ним две реки, одна из которых будет казаться людям прозрачной водой, а вторая — бушующим пламенем. Кто окажется там, пусть идёт к той, что будет казаться ему огнём, а потом закроет глаза, наклонит голову и пьёт из неё, ибо на самом деле это прохладная вода» [Муслим, № 2934].
Хузайфа также передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, когда появится Даджжаль, будут у него вода и огонь. И то, что будет представляться людям прохладной водой, на самом деле окажется жгучим огнём, а то, что будет представляться им огнём, на самом деле окажется прохладной водой. И пусть тот из вас, кто доживёт до этого, бросается в то, что покажется ему огнём, ибо на самом деле это будет прохладной и приятной водой» [Муслим, № 2935].