Отрицающие Воскрешение
Многие люди, как в древние времена, так и в наш век не верят в Воскрешение, а некоторые из тех, кто всё же верит в Воскрешение, представляют его совсем не так, как описали его пророки и посланники.
В Коране упоминаются слова людей, не верящих в Воскрешение, а также обращенное к ним порицание и угроза со стороны Всевышнего. Так, Всевышний говорит: «Бели ты удивляешься, то удивляйся их словам: "Неужели после того, как мы станем прахом, мы возродимся в новом творении?" Они — те, которые не уверовали в своего Господа. Они — те, у кого на шеях оковы. Они — обитатели Огня, которые пребудут в нём вечно» (сура 13 «Гром», аят 5).
Всевышний также сказал: «Они говорят: "Есть только наша земная жизнь, и мы не будем воскрешены" Если бы ты только увидел их, когда их остановят перед их Господом! Он скажет: "Разве это не истина?" Они скажут: "Конечно, клянёмся нашим Господом!" Он скажет: "Вкусите же мучения за то, что вы были неверующими!"» (сура б «Скот», аяты 29-30).
И Всевышний Аллах сказал: «Они скажут: "Неужели после того, как от нас останутся кости и частички, мы будем воскрешены в новом творении?" Скажи: "Даже если вы станете камнями, или железом, или другим творением, которое представляется великим в ваших сердцах'' Они скажут: "Кто же нас возвратит?" Скажи: "Тот, Кто сотворил вас в первый раз"» (сура 17 «Ночное путешествие», аяты 49-51).
Есть и другие подобные аяты, и их немало.
Ибн Таймийя разделил отрицающих Воскрешение на группы. Это иудеи, христиане, сабеи, философы и лицемеры в мусульманской общине. Он сказал: «Неверующие из числа иудеев и христиан не верят в то, что обитатели Рая будут есть, пить и вступать в брачный отношения. Они утверждают, что обитатели Рая будут наслаждаться
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 272
|
приятными звуками и ароматами и испытывать духовное наслаждение. Однако при этом они верят в то, что тела тоже будут воскрешены и что они будут подвергаться мучениям или испытывать блаженство.
Что же касается других групп неверующих (сабеев, философов и всех, кто имеет подобные убеждения и взгляды), то они утверждают, что сбор, блаженство и мучения только для души. Есть и такие, кто отрицает Воскрешение как таковое — воскрешение тела и души. Всевышний Аллах подробно рассказал нам о Воскрешении и о том, что во время него происходит с телом и душой, в Своей Книге, через Своего Пророка. При этом Всевышний опроверг многие доводы отрицающих Воскрешение и исчерпывающе объяснил, почему эти доводы несостоятельны.
Что же касается лицемеров нашей общины, которые не соглашаются с известными утверждениями Корана и Сунны, то они искажают смысл слов и говорят, что речь идёт о воскрешении духа (души). Это, например, карматы116, приверженцы учения батынитов117, убеждения которых представляют собой смесь убеждений огнепоклонников и сабеев, а также философы-сабеи, считающие себя мусульманами, и подобные им группы — разного рода писатели, люди, которые безосновательно позиционируют себя как знатоки медицины, философы-догматики, суфии — авторы посланий "Ихван ас-сафа"118 и лицемеры. Все они неверующие, подлежащие казни, по согласному мнению верующих» [Маджму' аль-фатава].
116 Карматы — крайняя шиитская секта, появившаяся в Ираке. Позже её влияние распространилось в Хиджазе.
|
117 Батыниты — шиитская секта, утверждающая, что Шариат имеет внешнюю, очевидную сторону (захир)и внутреннюю, сокрытую (батын). При этом они дают Корану и хадисам искажённые толкования.
118 Ихван ас-сафа — сообщество людей, появившееся в Басре приблизительно в 334-373 годах по хиджре. Они утверждали, что Шариат осквернён разного рода заблуждениями и к нему примешано то, что изначально к нему не относилось, и «очистить» его от всех этих посторонних примесей можно лишь одним способом — соединить его с философией, которая есть сосуд мудрости. Они считали, что объединение Шариата с философией ведёт к совершенству. С целью распространения этой своей идеи они сочинили и распространили среди людей пятьдесят посланий, названных посланиями «Ихван ас-сафа». При этом свои имена они скрыли.
ГЛАВА 5. ТЕ, КТО ОТРИЦАЕТ ВОСКРЕШЕНИЕ, И ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИХ ДОВОДОВ 273
В другом месте он пишет: «Философы — последователи учения батынитов считают, что всё, что обещано людям в вечной жизни в Коране и Сунне, — это лишь указание на блаженство и боль, которые будет испытывать человек после смерти, а не описание реальных событий, следствием которых станет блаженство или мучения» [Маджму' аль-фатава].
Из утверждений этих людей следует, что Всевышний не был правдивым, когда поведал нам о том, что будет происходить с нами в жизни вечной, равно как и Его Посланник . Именно поэтому Ибн Таймийя назвал эту группу философов, чьи взгляды противоречат убеждениям мусульман относительно жизни вечной, ахль ат-тахйиль 'приверженцы иллюзий, воображения'. Он сказал о них: «Ахль ат-тахйиль — это философы и все, кто пошёл по тому же пути, из числа философов-догматиков, суфиев и так далее. Они говорят: "Все сказанное Посланником о вере в Аллаха и Судном дне — лишь выдумки, полезные для простого народа, а не разъяснение истины, руководство для людей и разъяснение фактов"» [Маджму' аль-фатава].
|
Итак, тех, кто не верит в Воскрешение, можно условно разделить на три группы.
1. Атеисты, которые отрицают существование Творца. Это материалисты-натуралисты, а также современные коммунисты. Они отрицают происхождение творений от Творца. Таким образом, они отрицают и начальное творение, и воссоздание, которым является Воскрешение, поскольку они отрицают само существование Творца. С такими людьми нет смысла вести дискуссии на тему Воскрешения — разговор с ними стоит начинать с доказательств существования Творца и единобожия. Ведь, уверовав во Всевышнего, они уверуют и в Воскрешение, ибо вера в Воскрешение есть одно из; ответвлений веры в Аллаха.
2. Люди, признающие существование Творца, но отрицающие Воскрешение и не верящие в жизнь вечную. К этой группе относятся арабы-многобожники, жившие в доисламские времена. Всевышний сказал о них: «Если ты спросишь их: "Кто сотворил небеса и землю?" — они непременно скажут: "Аллах"» (сура 31 «Люкман», аят 25).
И вот что они сказали в ответ на сказанное о них Всевышним: «Неужели после того, как мы и наши отцы превратимся в прах, мы будем выведены из могил? Это было обещано нам и ещё раньше — нашим отцам. Но это — всего лишь сказки древних народов» (сура 27 «Муравьи», аяты 67-68).
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 274
Эти люди утверждают, что веруют в Аллаха, но при этом они считают, что возможности Всевышнего ограничены и Он не способен оживить Свои творения после их смерти. А ведь Всевышний привёл им различные примеры имножество доводов и доказательств того, что Он вполне способен воскресить Своих рабов и для Него нет ничего невозможного. К этой группе относятся представители одного из направлений иудаизма — саддукеи. Они утверждают, что верят только в Тору, принесённую Моисеем (Мусой), и отрицают Воскрешение, а также существование Ада и Рая.
3. Люди, которые верят в Воскрешение, однако представляют его не так, как о нём говорится в Небесных Писаниях.
Доказательства истинности Воскрешения
На необходимость веры в Воскрешение и жизнь вечную указывают Коран и Сунна. Коран, с первой до последней суры, наполнен упоминаниями о событиях, которые будут происходить в Судный день, подробными описаниями этих событий и притчами, которые служат назиданием и уроком для верующих и направляют их на верный путь. В Коране также приводятся доказательства того, что Воскрешение грядёт, и опровергаются доводы тех, кто отрицает Воскрешение, и показывается ложность их утверждений.
К тому же естественная природа человека указывает на то, что Воскрешение — истина, и не стоит обращать внимание на утверждения заблудших о том, что разум отвергает возможность воскрешения людей после смерти. Как раз напротив, разум вовсе не отвергает это, ибо пророки не приносят того, что человеческому разуму представляется невозможным, хотя они и приносят то, что для нашего разума удивительно и что мы не всегда можем представить и понять до конца.
А сейчас приведём доказательства того, что Воскрешение — истина, взятые из Корана.
1. Сам Всевышний, Знающий, Сведущий, сообщил нам о том, что Воскрешение грядёт.
Лучшим доказательством того, что Воскрешение непременно будет, являются слова Всевышнего. Кто уверовал в Него, тот верит в то, что говорит Его Посланник, а также в то, о чём говорится в ниспосланной Им Книге. Как следствие, он обязательно должен уверовать в Воскрешение, расчёт, Рай и Ад, потому что об этом говорил Пророк и об этом говорится в Коране.
ГЛАВА 5. ТЕ, КТО ОТРИЦАЕТ ВОСКРЕШЕНИЕ, И ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИХ ДОВОДОВ 275
Всевышний Аллах, сообщая нам в Своей Книге о Воскрешении и о том, что с ним связано, прибегал к различным способам повествования, чтобы слова Его оставили в душах Его рабов неизгладимый след.
В одних местах Он сообщает нам о том, что День Воскрешения наступит, используя при этом усилительные частицы119. Например, Всевышний сказал:
Я скрываю Час, но он непременно настанет.
Сура 20 «Та, ха», аят 15
Всевышний также сказал:
Час непременно настанет. Посему прощай их прекрасным прощением.
Сура 15 «Хиджр», аят 85
И Всевышний Аллах сказал:
Воистину, обещанное вам наступит, и вы не сможете избежать этого.
Сура 6 «Скот», аят 134
Ещё Всевышний сказал:
Обещанное вам непременно сбудется.
Сура 77 «Посылаемые», аят 7
В других местах Всевышний клянётся в том, что День Воскрешения обязательно настанет. Так, Он сказал:
Аллах — кет божества, кроме Него! Он непременно соберёт
119 В русском языке они соответствуют словам «поистине», «непременно», «обязательно» и т. д.
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 276
вас ко Дню Воскрешения, в котором нет сомнения.
Сура 4 «Женщины», аят 87
Порой Он клянётся в этом некоторыми из Своих творений, например: «Клянусь рассеивающими прах! Клянусь несущими бремя! Клянусь плывущими легко! Клянусь распределяющими дела! Обещанное вам есть истина, и Суд непременно наступит» (сура 51 «Рассеивающие прах», аяты 1—6).
Всевышний также сказал: «Клянусь горой! Клянусь Писанием, начертанным на развёрнутой нежной коже! Клянусь домом наполненным! Клянусь сводом вознесённым! Клянусь морем зажжённым! Наказание твоего Господа непременно придёт, и ничто не отвратит его» (сура 52 «Гора», аяты 1-8).
В других местах Всевышний велит Своему Посланнику поклясться в том, что День Воскрешения непременно настанет. Это обычно имеет место, когда Пророк вынужден отвечать тем, кто отрицает Воскрешение. Всевышний сказал: «Неверующие сказали: "Час не наступит для нас" Скажи: "Нет, клянусь моим Господам, Ведающим сокровенное! Он непременно наступит для вас..."» (сура 34 «Сава», аят 3).
Всевышний также сказал:
Они спрашивают тебя: «Неужели это правда?» Скажи: «Конечно, клянусь моим Господом! Воистину, это — подлинная правда, и вам не избежать этого».
Сура 10 «Юнус», аят 53
Кроме того, Всевышний сказал:
Неверующие полагают, что они не будут воскрешены. Скажи: «Напротив, клянусь моим Господом, вы непременно будете воскрешены, а затем вам непременно сообщат о том, что
ГЛАВА 5. ТЕ, КТО ОТРИЦАЕТ ВОСКРЕШЕНИЕ, И ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИХ ДОВОДОВ 277
вы совершали. Это для Аллаха
Легко».
Сура 64 «Взаимное обделение», аят 7
Иногда Всевышний порицает и упрекает тех, кто не верит в Воскрешение. Например, Господь сказал: «Воистину, в убытке окажутся те, которые считали ложью встречу с Аллахом и не следовали прямым путём» (сура 10 «Юнус», аят 45). Всевышний также сказал: «Воистину, те, которые спорят о Часе, находятся в далёком заблуждении» (сура 42 «Совет», аят 18). Всевышний также сказал: «Более того, они не знают о Последней жизни. Более того, они сомневаются в ней и даже слепы в отношении неё» (сура 27 «Муравьи», аят 66).
В других случаях Всевышний хвалит верующих, которые верят в Воскрешение: «А обладающие основательными знаниями говорят: "Мы уверовали в него. Все это — от нашего Господа" Но поминают назидание только обладающие разумом. Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Тебя, ведь Ты — Дарующий! Господь наш! Ты соберёшь людей в день, в котором нет сомнения. Воистину, Аллах не нарушает обещания» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аяты 7—9).
Всевышний также сказал: