Культ коня у древних славян.




Со времени одомашнивания лошади она всегда была рядом с человеком и считалась благородным, священным животным. Многочисленные исследователи отмечают, что в процессе эволюции человек видел в коне носителя и символ своих богов, поэтому всячески ублажал и украшал его. У древних греков кони Зевса были подкованы на серебряные подковы, четверка лошадей влекла колесницу Гелиоса, Посейдон ездил по морю на паре коней. Боги войны - арийский Индра и персидский Митра - представлялись древним воинам на колесницах, в которые были запряжены "божественные" кони. Конь являлся атрибутом кельтской богини Эпоны, у Одина был восьминогий конь Слейпнир, и его посланницы-валькирии также ездили верхом. Первые следы коня в культовых обрядах у племен, населявших в древности славянские земли, появляются в период зарождения религии. В раскопках эпохи среднего палеолита были найдены спрятанные в тайниках челюсти молодой лошади. Этот факт ученые считают древнейшим проявлением тотемизма. В период мезолита рисунки с изображением дикого коня были обнаружены на тотемном столбе, принадлежащем одному из славянских племен, ведущих свое происхождение от мифического предка, в данном случае - коня. Археологи описывают случай, когда они натолкнулись на останки коров, вместе с которыми были найдены и скелеты лошадей. Все это отнесли к эпохе так называемой мужской культуры. Животные, как видно, были четвертованы, затем соединены вместе и уложены в могильник. Ученые объясняют это тем, что они были культовыми. Частые находки различных домашних сосудов с изображениями лошадей в погребениях людей указывают на роль лошади как символа божества. В дальнейшем облик коня появляется на урнах, где изображены культовые погребальные обряды. В период римского влияния и раннего средневековья конь выступает не только в связи с культовыми обрядами, но и как животное, которое приносили в жертву богам-покровителям с целью привлечь их внимание и настроить благожелательно к своему племени. В период раннего средневековья частенько в фундаменты зданий закапывали различные предметы ритуального характера, например конские черепа. Религия праславян раннего периода находилась на стадии формирования главных божеств - неба, солнца и огня, около которых группировались боги второстепенные. Главными богами считались Сварог, Сварожич, Перун. Действие культа бога Святовита известно от датчанина Сакса Грамматика, описавшего взятие датским королем в 1168 году Арконы-религиозного центра прибалтийских славян, поклонявшихся Святовиту. В святыне помещалась статуя бога, возле которой лежали удила, седло и меч. Летописец отмечает, что символом Святовита был белый верховой конь. Считалось большим грехом, если кто-либо вырывал у него даже несколько волосков из хвоста. Пасти его и ездить на нем мог только посвященный, дабы не уменьшилась ценность божественного коня. По вере славян-ругиян на этом белом коне Святовит сражался с врагами, свидетельством чего был сам конь, который, хотя и был закрыт ночью на замок, утром выглядел уставшим, как будто вернулся из далекого похода. Когда племя собиралось на войну, белого коня использовали для ворожбы. Гадали, удачен ли будет поход. Для этого перед святыней расставляли в три ряда копья, два из них в каждом ряду перекрещивались. Взнузданного коня выводили из стойла, пускали между копьями, и если он трижды переступал через скрещенные копья правой ногой, это считалось хорошим предзнаменованием. Белый конь Святовита являлся символом бога и у других славянских народов, а римский историк Тацит отмечает, что он почитался и у древних германцев. Среди богов высшего ранга наиболее чтимым был Перун, которого неизменно изображали с конем и мечом. Славянская святыня в Щецине была связана с легендарным конем Триглавом, гадание с которым летописец характеризует так: рослый и упитанный вороной конь содержался в конюшне целый год, на нем никто не ездил, и он находился под охраной одного из жрецов. Когда намечался военный поход или набег, устраивали такое гаданье: на землю клали в ряд 9 копий, на расстоянии локтя одно от другого. Затем жрец, ухаживающий за конем, седлал, взнуздывал его и проводил над копьями. Если конь не задевал при этом ни одно из них, гаданье считалось удачным, а после "неудачного" гаданья этого коня продавали, чтобы он не стал символом несчастья. В другой святыне Триглава хранилась его золотая статуэтка и серебряное седло, которые язычники прятали от христиан. Большим почетом у полабских славян пользовался бог Сварожич, который играл важную роль в предсказании будущего, а коня, являвшегося символом этого бога, также использовали в гаданьях, описанных Титмаром в 1018 году. Суммируя все вышесказанное, извлечённое из описаний древних хроникеров, можно сказать, что все эти кони, как посвященные главным богам, содержались на средства общин и, как существа, "общающиеся" с богами, использовались для гаданий, в результатах которых усматривали волю богов. Наступившая в средние века христианизация языческих славянских народов нарушила процесс отправления традиционных публичных племенных культов, однако они еще долгое время бытовали в народе в виде семейных и домашних гаданий, свидетельством чего являются многочисленные изображения лошадей, обнаруженные среди археологических находок на территории польских городов XI-XII веков. Хотя христианство вторглось в жизнь славян и нарушило отправление языческих культовых обрядов, оно все же не вытеснило из славянской мифологии связь коня с божеством. Так, известный польский историограф М. Чапский приводит в одной из своих работ две краковские песни, в одной из которых поется о том, что на стенах костела св. Кшиштофа развешаны конские кости, как в старых языческих капищах. В другой повествуется о святом Штепане, управляющем четверкой лошадей, запряженных в золотой плуг. В христианских молитвах кашубских славян фигурирует конь по кличке Фоск. В заключение необходимо отметить, что многие древние обычаи славянских народов, связанные с конем, сохранились до настоящего времени и используются в различных народных праздниках.

Культ природы.

На Руси Рождество слилось с древнеславянским праздником - святками. На эти дни (период зимнего солнцеворота) у древних славян приходились праздники, связанные с культом природы, которые сопровождались магическими обрядами, заклинаниями об урожае, приплоде скота, гаданиями, ряжением

4. Опишите современные протестантские секты. Их место и роль в жизни Украины

 

Баптисты

Эта протестантская секта явилась в 1633 г. в Англии. Первоначально представители ее назывались “братьями” потом “крещеными христианами” или “баптистами” (от погружаю), иногда “катабаптистами.” Главою секты, при ее возникновении и первоначальном образовании, был Джон Смит, а в Сев. Америке, куда значительная часть последователей этой секты вскоре переселилась, — Роджер Вильям. Но там и тут еретики вскоре подразделились сначала на 2, а потом на несколько фракций. Процесс этого подразделения продолжается и поныне, вследствие крайнего индивидуализма секты, не терпящей ни обязательных символов и символических книг, ни административной опеки. Единственный символ, принимаемый всеми баптистами, есть символ апостольский.

Главные пункты их учения — признание Св. Писания единственным источником вероучения и отвержение крещения детей; вместо крещения детей практикуется их благословение. Крещение, по учению баптистов, имеет силу только после пробуждения личной веры, и без нее оно немыслимо, не имеет силы. Отсюда крещение, по их учению, есть только внешний знак исповедания уже “внутренне обращенного” к Богу человека, и в действии крещения совершенно отдаляется божественная его сторона, — устраняется участие Бога в таинстве, и самое таинство низводится в разряд простых человеческих действий.

Общий характер их дисциплины — кальвинистический. По устройству и управлению они разделяются на отдельные самостоятельные общины, или конгрегации (отсюда другое название их конгрегационалисты); нравственную выдержку ставят выше учения. В основе всего их учения и устройства положен принцип безусловной свободы совести. Кроме таинства крещения, они признают и причащение. Брак хотя не признается таинством, но благословение его считается необходимым, и притом чрез пресвитеров или вообще чрез должностных лиц общины. Нравственные требования от членов строгие. Образцом для общины в целом ее составе ставится церковь апостольская. Формы дисциплинарного взыскания: публичное увещание и отлучение от церковного общения.

Мистицизм секты выражается в преобладании чувства над разумом в деле веры; в вопросах вероучения преобладает крайний либерализм. Баптисты в настоящее время представляют одну из самых многочисленных сект. Они проникли и в Россию. По примеру баптистских англо-американских и немецких общин, верховное управление баптистами в России принадлежит Всероссийскому Баптистскому союзу, который действует как орган Всемирного Евангельского Баптистского союза чрез особый исполнительный комитет и особое Миссионерское Баптистское общество, имея сверх того союзную кассу, инвалидную кассу и благотворительный фонд, которым заведуют особые правления.

Все баптисты в Украине разделены на районы, и каждый район управляется особым районным советом с такими же органами, какие существуют и при Всероссийском союзе. Каждая община имеет своего пресвитера и проповедника или благовестника. Русские баптисты издают несколько журналов (из которых главный — “Баптист”) и календарь (напр., “Семейный друг”), имеют свои библиотеки, читальни, книжные торговли, школы для детей и воскресные школы для взрослых. (См. Штундизм.).

«Церковь Христа»

Одной из самых опасных сект на Украине является организация "Церковь Христа". История этой секты начинается в США с 1979 года, когда на небольшой протестантский приход в городе Бостоне был назначен молодой пастор Кип Мак-Кин. После того как он начал проповедовать собственное учение, которое основывается на примитивном, буквалистическом понимании Священного Писания и стремится создать "чистое" христианство, которое якобы было во времена апостолов, большая часть прихожан покинула приход, но вскоре стали появляться новообращенные. К 1994 году число последователей Мак-Кина в 63 странах мира перевалило за 87000 человек (156 общин). По словам лидера "Московской церкви Христа" Михаила Раковщика, "ЦХ" поставила своей целью "евангелизацию населения всего мира в течении жизни одного поколения". В наше время число последователей секты продолжает непрерывно расти.

Успех "нового культа" объясняется, прежде всего, удачным сочетанием крайне примитивного (следовательно, доходчивого) толкования Христианства с необычайно агрессивными методами воздействия на личность, цель которых в подавлении критического чувства и мыслительных способностей человека. Вполне нормальные, психически здоровые молодые люди в течение нескольких дней, а порой и часов превращаются в религиозных фанатиков. Для этого есть эффективный метод, который в негласном сектантском обиходе называется "промыванием мозгов". Результат обычно не заставляет ждать: человек надолго становится игрушкой в руках руководителей секты.

Быстрому увеличению последователей "ЦХ" способствует также хорошо продуманная и отлаженная система вербовки. Многие из нас встречали на улицах представителей этой секты. Они запросто подходят к прохожим, задают вопросы об отношении к религии, приглашают на проповеди своей церкви. Каждый день члену этой секты дается план: со сколькими людьми он должен завязать разговор, пропагандирующий вероучение "ЦХ". Стоит только человеку проявить хоть каплю интереса, или, еще хуже, оставить свой адрес или телефон и тогда ему будет очень трудно отвязаться от навязчивых миссионеров-сектантов. Они будут приходить группами или постоянно названивать по телефону. Даже если вы скажите, что вы христианин и член Церкви, преследования не прекратятся. Поддавшегося на уговоры посетить их богослужение они постараются не упустить. Неофита, зашедшего в зал, сразу же встречают радостные члены секты, окружают любовью и заботой. Сверху все выглядит вполне прилично, хотя и чуточку фальшиво. Легко попадают в эту ловушку и те, у кого до этого был недостаток в общении и в друзьях.

"Богослужение" "ЦХ" начинается с пения религиозных гимнов, которые хоть и звучат без музыкального сопровождения как и у Православной Церкви, но по-своему содержанию и мотиву не соответствуют духу Христианства. Затем на сцену выходит проповедник и вместе со всеми совершает молитву, но главное место в "богослужении" секты занимает проповедь. Первое, что поражает в ней — это произношение проповедника, его неприятный акцент. После каждой сказанной им фразы из зала звучит постоянное "аминь" (в ЦХ это слово-паразит). Также из зала доносятся подбадривания, адресованные проповеднику типа "Давай брат! Мы с тобой" (чаще всего вместо брат употребляют имя проповедника). Вдобавок ко всему проповедь переплетается со случаями личной жизни проповедника и шутками, что вызывает постоянный смех аудитории. И если бы текст проповедника не имел религиозного содержания, то можно было бы подумать, что мы присутствуем на какой-то юмористической программе, и перед нами выступает пародист. Звучит все это в импульсивных тонах, постоянно наращивая темп, доходя до истерики проповедника, стремящегося ввести аудиторию в экстатическое состояние. Дойдя до предельной черты, все сказанное проповедником, членами секты воспринимается за чистую монету, будь-то самая явная выдумка. Все представление заканчивается "причастием" "укрепленных проповедью "верующих".

Собрания "церкви" проводятся несколько раз в неделю, цель которых полнейший контроль за членами секты. Им запрещается уезжать куда-либо более чем на 13 дней. Для этой секты характерной особенностью является система "наставничества", которая построена по пирамидальному принципу: у каждого"наставника" есть несколько "учеников", которые в свою очередь являются "наставниками" и имеют своих "учеников" и т. д.. Слово "наставника" для "ученика " закон.

Каждый из членов секты обязан выделять на нужды "церкви" так называемую десятину. Известны случаи, когда доведенные до фанатизма "ученики" дарили на благо секты свои квартиры, о чем потом, конечно же жалели. Часть этих пожертвований уходит на аренду помещений, куда девается остальное неизвестно. По словам последователей культа на Украине, главой "ЦХ" является некий "брат Шон".

Амиши.

Амиши - протестантская секта менонитского происхождения. Они добровольно отказываются от всех "благ цивилизации" - электричества, водопровода, телефона, телевизора. Им запрещено служить в армии, фотографироваться, водить автомобили, летать на самолетах, иметь компьютеры, носить наручные часы и обручальные кольца. Сектанты передвигаются на старинных повозках, запряженных лошадьми, возделывают поля конным плугом. Численность амишей в США - около 150 тысяч человек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: