БЕЗВОРСОВЫЙ КОВЁР (ШОБРЕТ) КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА УДМУРТОВXX ВЕКА




Выполнили: Леконцева В.П., магистрант ИИиС УдГУ,

учитель истории и обществознанияМБОУ «Кыквинская СОШ»

Протопопова А.А., ученица 5 класса МБОУ «Кыквинская СОШ» (Шарканский район)

Духовная жизнь народа включает в себя различные элементы содержания его культуры. Одним из ярких проявлений в жизни удмуртского этноса XIX – XXвв. стало декоративное искусство. Ткачество, как наиболее интересная его разновидность, является одним из самых распространенных способов выражения в своем творчестве характера народа, его видения мира и представлений о прекрасном.

Объектом данного исследования являетсядекоративное искусство сельского населения Удмуртии в XXв. на примере Шарканского района,предметом – безворсовые ковры (шобреты) (слайд 2).

Проблема данного исследования заключается в том, что безворсовые ковры (шобреты), обнаруженные на территории муниципального образования «Кыквинское», не изучались отдельно как исторический источник. Так возникает необходимость в исследовании данного предмета народного творчества для изучения духовной культуры народа, что и определяет актуальность работы (слайд 3).

Цель исследования – охарактеризовать безворсовые ковры (шобреты) (на примере изделий жителей муниципального образования «Кыквинское») как исторический источник для изучения декоративного искусства шарканских удмуртов (слайд 4). Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. изучить литературу по данной теме;

2. дать характеристику безворсовых ковров (шобретов) и технологии их изготовления;

3. исследовать применение безворсовых ковров (шобретов) в обрядовой и повседневной жизни шарканских удмуртов.

1 марта 2020 года в деревне Кыква Шарканского района проходили народные гуляния в честь празднования Масленицы и проводов зимы (слайд 5). Каждое из населенных пунктов муниципального образования должно было подготовить выступление. Отличительным предметом в представлении жителей деревни Верхний Байбек стал безворсовый ковер или шобрет (слайд 6). Всего было изучено 4 экземпляра ковров, которые принадлежат жителям деревень Кыква и Старый Байбек. Все изученные предметы были созданы в 30-50-х годах XXвека.

1 экземпляр – безворсовый ковер черного цвета, украшенный геометризованным растительным орнаментом. Основа изделия выполнена из льняного полотна. В середине изделия вытканы алые розы, а края ковра с двух сторон украшены горизонтальными изображениями более крупных цветов, предположительно – лилий. Владельцем данного экземпляра является учитель русского языка и литературы МБОУ «Кыквинская СОШ», жительница деревни Верхний Байбек Любовь Германовна Корепанова. В 1930-х гг. её бабушка, Анна Даниловна Вахрушева (1913 – 1987), соткала данный ковёр для хозяйственных и бытовых нужд (слайд 7).

2 экземпляр– коричневый безворсовый ковер из шерсти, орнаментированный изображениями растительного характера. В центре данного предмета находится крупный цветок алого цвета, по краям ковра были обнаружены сомкнутые изображения цветов и корзинок (слайд 8).

3 экземпляр– черный безворсовый ковер из льна, украшенный изображениями геометрического орнамента. Отличительным элементом орнамента является солярный знак «толэзё» (слайд 9).

Владельцем двух вышеперечисленных шобретов является пенсионерка, жительница деревни Верхний Байбек Любовь Леонтьевна Малых, которая получила их по наследству от своей бабушки – Федосии Ивановны Корепановой. Создание данных изделий предположительно можно датировать первой половиной XX в.

4 экземпляр – черный безворсовый ковер из льна, который украшен изображениями геометрического, растительного и зооморфного характеров. На полотнище данного ковра можно обнаружить геометризованные цветы, силуэты птиц, цветов, квадратов и ромбов. Данный экземпляр был создан в 1950-х гг. ковровщицей из деревни Кион-Липето Соломией Максимовой на заказ для Евгении Васильевны Меньшиковой (1927), жительницы деревни Кыква (слайд 10).

Безворсовые ковры были неотъемлемой частью внутреннего убранства избы. Они изготавливались на ткацком станке с применением техники закладного и переборного ручного ткачества[2, с. 120]. Сами шобреты, то есть их основа, были выполнены из крашенных в черный цвет шерстяных и льняных нитей. Ткацкий стан не позволял создавать изделия таких крупных размеров, поэтому ковровщицы сначала ткали три полосы длиной 171 см и шириной 42-44 см, затем сшивали получившиеся полотна в единое изделие, ширина которого колебалась от 126 до 130 см. По краям пришивалась тесьма (слайд 11).

Черный цвет полотнища был выбран не случайно. Во-первых, это было связано с мировоззренческими представлениями удмуртов, для которых черный цвет был символом земли, плодородия. Во-вторых, черный цвет выгодно повышает контраст между изображенными мотивами, а также подчеркивает звучание узора в целом[1, с.183].

Шобреты обязательно украшались различными изображениями геометрического, растительного и зооморфного характеров. Геометрические узоры: квадраты, ромбы, восьмиконечные звезды и другие, - наносили на изделия, так как они являлись отражением самого древнего прошлого народа. Так, восьмиконечная звезда «толэзё» или «лунный знак», один из древнейших орнаментальных мотивов удмуртов, был символом плодовитости[3, с. 8]. Использование растительных мотивов (цветов) может быть объяснено вкусами сельского населения, возникшими в XX веке, которые получали новые знания благодаря образовательной политике Советского государства (слайд 12).

Орнаментацию изделий ковровщицы выполняли с использованием шерстяных нитей, которые предварительно окрашивали анилиновыми красками, либо покупали готовые мотки фабричного производства. Как вспоминает Любовь Германовна Корепанова, её бабушка для производства ковров специально покупала красители разных цветов – пакеты с красящим порошком, который необходимо было развести в воде. При помощи этих красителей появилась возможность получать яркие алые, оранжевые, зеленые, голубые, изумрудные, желтые цвета. А Евгения Васильевна Меньшикова рассказывала, что в период работы на ткацкой фабрике в селе Шаркан, она специально покупала уже готовые нити фабричного производства–гарус. Соответственно и цветовой ряд был намного шире. Также стали использовать голубой, коричневый, фиолетовый, светло-зеленый цвета (слайд 13).

Данные безворсовые ковры производились в южных и центральных районах Удмуртской Республики, что подтверждают результаты исследований, проведенных этнографом Верой Николаевной Белицер[2, с. 84]. Шобреты южных удмуртов были более яркими и украшенными, нежели ковры восточных центральных удмуртов. Возможно, это было связано с влиянием со стороны проживающего по соседству татарского народа.

Также помимо технологии изготовления шобретов было изучено и применение изучаемых предметов в повседневной (бытовой) и обрядовой жизни восточных центральных – шарканских удмуртов.

В XX веке на территории Шарканской волости проживали и творили одни из самых искусных ковровщиц страны. «Кузницей» народных мастериц был женский монастырь при церкви Михаила Архангела в селе Шаркан. Самой известной ковровщицей, настоятельницей монастыря, стала Анна Фофанова (слайд 14). Её ковёр «В.И. Ленин в Разливе» был высоко оценен в 1937 году и приобретен Третьяковской галереей[2, с. 138]. Еще одна воспитанница общины – Анна Даниловна Вахрушева, бабушка Любовь Германовны Корепановой. Анна Даниловна родилась в 1913 году, в раннем возрасте осталась сиротой, поэтому её приютили в женском монастыре, где она и стала осваивать секреты коврового ткачества.

В каждом небольшом селении были свои, местные ковровщицы. Такие были и в деревне Кион-Липето (слайд 15). Евгения Васильевна Меньшикова, родиной которой является данная деревня, вспоминала, что практически в каждом домохозяйстве стояли ткацкие станы. Однако были общепризнанные мастера своего дела, к которым все обращались с просьбой и им соткать ковер. В деревне Кион-Липето было две мастерицы: Антонида, которая специализировалась на половиках, и Соломия Максимова, которая ткала ковры-покрывала (валес шобрет). Соломия рассказывала Евгении Васильевне, что все орнаменты и цветовые решения она использует из собственных наблюдений за природой.

Шарканские удмурты активно использовали шобреты в быту. Его вешали на стену (в редких случаях), стелили на нары, использовали в качестве одеяла или покрывала, а также украшали им свадебную повозку или сани. Использование шобрета в свадебной обрядности населения Шарканского района является уникальным явлением в обрядовой жизни удмуртов, так как ни в одном районе республики таким образом его более не использовали.

Особенно интересна традиция просить покрывало на время свадьбы у соседей, так как не у каждой семьи имелись шобреты. Любовь Германовна Корепанова вспоминала: «Если вы просите шобрет у вашего соседа на свадьбу, то вы обязательно, в знак признательности и благодарности, должны были пришить к нему небольшой пучок цветных нитей» (слайд 16).

Также во время свадебной обрядности свекровь должна была встречать свою невестку разостланным ковром. После свадьбы таким валес шобретом в течение месяца покрывали постель новобрачных[2, с. 120].

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что безворсовые ковры (шобреты) играли немаловажную роль в жизни удмуртского этноса, в частности его составной части – шарканских удмуртов.В результате исследования была изучена литература, в которой содержатся данные о ткачестве в Удмуртии, отдельно рассматривается безворсовый ковер (шобрет). Также по результатам проведенных наблюдений и измерений были выяснены внешние особенности изучаемого источника. Определен цвет самого изделия и украшений, технология его изготовления. Был проведен семантический анализ орнаментальных изображений на изучаемых коврах. С помощью бесед с респондентами, удалось узнать ранее неизвестные данные о ткачестве на территории муниципального образования «Кыквинское» и применение шобрета в жизни местного населения.

Таким образом, безворсовый ковер (шобрет) стал историческим источником, позволившим частично реконструировать некоторые вопросы духовной культуры народа.

 

Список литературы:

1. Климов, К.М. Удмуртское народное искусство / К.М. Климов. – Ижевск: «Удмуртия», 1998. – 200 с.

2. Крюкова, Т.А. Удмуртское народное изобразительное искусство / Т.А. Крюкова. – Ижевск-Ленинград: Издательство «Удмуртия», 1973. – С. 160 с.

3. Лебедева, С.Х. Удмуртская народная вышивка / С.Х. Лебедева. – Ижевск: Удмуртия, 2009. – 88 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: