Виды расчёта
Расчёт не будет одинаковым для всех людей. Для некоторых он будет тяжким — это неверующие, которые придали Аллаху в сотоварищи то, о чём Он не ниспосылал никакого веления, восстали против закона Всевышнего и обвинили во лжи посланников. Расчёт может быть долгим и тяжким и для некоторых грешников из числа приверженцев единобожия. Причина этого во множестве грехов, которые они совершали в этом мире.
А некоторые рабы Аллаха войдут в Рай без расчёта. Таких будет немного — не более семидесяти тысяч человек. Это — самые лучшие члены нашей общины, с самой глубокой верой, самые богобоязненные, самые праведные, больше всех трудившиеся на пути Всевышнего. Мы подробнее расскажем о них, когда речь пойдёт об обитателях Рая. Некоторые люди подвергнутся лёгкому расчёту. Их расчёт не будет долго обсуждаться, и дела их не станут разбирать подробно. Им просто покажут их грехи, которые тут же простятся им. Всевышний сказал об этом: «Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит лёгкий расчёт» (сура 84 «Разверзнется», аяты 7-8).
'Аиша передаёт: «Посланник Аллаха сказал: "Каждый, кто подвергнется расчёту в Судный день, пропал". Ясказала: "О Посланник Аллаха! Разве не сказал Всевышний: <Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит лёгкий расчёт>?" Посланник Аллаха сказал: "Это только представление дел. Тот же, чей расчёт будет обсуждаться, непременно погибнет"» [Бухари; Муслим, № 2876].
Ан-Навави сказал, комментируя этот хадис: «Расчёт с обсуждением означает, что дела человека будут разбираться очень тщательно и подробно. Кади ['Ияд] сказал: "Слова <будет подвергнут мучениям> имеют два значения. Первое: само обсуждение и представление дел будет мучением, потому что само по себе оно является порицанием, упрёком и позором. Второе: этот расчёт
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 420
|
приводит человека к мучениям в Огне. Второе значение подтверждает и употреблённое в другой версии хадиса слово <погибнет> вместо <будет подвергнут мучениям>". И это второе значение является правильным. Это означает, что большинство людей пренебрегают какими-то из своих обязанностей, делают упущения, и те из них, чьи дела будут разбираться подробно и кому не простятся их грехи, войдут в Огонь. Однако Всевышний Аллах прощает всё, кроме ширка, кому пожелает» [Навави. Шарх Сахих Муслим, т. 17, с. 208].
Ибн Хаджар передаёт слова аль-Куртуби о значении фразы «Это только представление дел»:«Упомянутый расчёт заключается в том, что верующему будут представлены все его дела с тем, чтобы он ощутил то, как велико милосердие Аллаха к нему: Он покрыл его в этом мире, а в мире вечном простил ему его грехи» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 402].
Под представлением дел подразумевается, как следует из этих хадисов, что верующим будут показаны все их грехи, чтобы они могли осознать, какую великую милость оказывает им Аллах, прощая им все эти грехи.
Примеры
В хадисах описывается то, как будет происходить представление дел, их обсуждение, а также то, как Аллах будет порицать и упрекать Своих рабов. К каждому виду мы приведём в качестве примера достоверные хадисы.
Обсуждение дел тех, кто делал что-то напоказ. Шафи ибн Мати' аль-Асбахи передаёт, что он прибыл в Медину и увидел человека, вокруг которого собрались люди. Он спросил: «Кто это?» Ему сказали: «Это Абу Хурайра». Далее он говорит: «И я приблизился к нему и сел перед ним. Он же в это время что-то рассказывал людям. Когда он закончил свой рассказ и остался в одиночестве, я сказал ему: "Заклинаю тебя Аллахом, расскажи мне такой хадис, который ты слышал от Посланника Аллаха и который ты хорошо запомнил!" Абу Хурайра сказал в ответ: "Я сделаю это... Я непременно расскажу тебе хадис, который я слышал от Посланника Аллаха и который я хорошо запомнил". После этого он вздохнул и некоторое время сидел молча. Затем он очнулся и сказал: "Я сделаю это... Я расскажу тебе хадис, который мне рассказал Посланник Аллаха в этом доме, когда мы остались наедине". После этого он снова помолчал немного, потом,
ГЛАВА 10. РАСЧЁТ И ВОЗДАЯНИЕ 421
|
будто очнувшись, провёл руками по лицу и сказал: "Я сделаю это... Я расскажу тебе хадис, который мне рассказал Посланник Аллаха в этом доме, когда мы остались наедине" После этого Абу Хурайра снова тяжело вздохнул, после чего склонился вперёд и почти упал на лицо своё, а я поддержал его, прислонив к себе. В таком положении он оставался долго. Наконец он пришёл в себя и сказал: "Посланник Аллаха рассказал мне о том, что в Судный день Аллах снизойдёт к рабам Своим, чтобы судить их. При этом вся община будет стоять на коленях. Первыми призовут человека, знавшего наизусть Коран, человека, который был убит на пути Аллаха, и человека, обладавшего несметным богатством. Затем Аллах скажет чтецу Корана: <Разве Я не научил тебя тому, что ниспослал Своему Посланнику?> Он скажет: <Конечно, научил, Господи!> Аллах спросит: <И что ты делал с тем, что знал?> Он ответит: <Я был занят им день и ночь!> Тогда Аллах скажет ему: <Ты лжёшь!> И ангелы скажут: <Ты лжёшь!> Потом Аллах скажет ему: <Нет! Ты хотел только, чтобы люди говорили: 'Такой-то — чтец! И они говорили так!> После этого приведут обладателя богатства, и Аллах скажет: <Разве Я не дал тебе всё, в чём ты нуждался так, что тебе не нужно было ни к кому обращаться?> Он скажет: <Да, Господи, это так>. Аллах спросит: <А что ты делал с тем, чем Я тебя наделил?> Он ответит: <Я поддерживал родственные связи и раздавал милостыню>. Тогда Аллах скажет ему: <Ты лжёшь!> И ангелы скажут: <Ты лжёшь!> После этого Аллах скажет: <Ты просто хотел, чтобы люди говорили: 'Такой-то щедр'. И они говорили так!> Затем приведут того, кто был убит на пути Аллаха, и Аллах скажет: <3а что ты был убит?> Он скажет: <Ты повелел мне сражаться на Твоём пути, и я сражался до тех пор, пока меня не убили!> Тогда Аллах скажет ему: <Ты лжёшь!> И ангелы скажут: <Ты лжёшь!> После этого Аллах скажет: <Ты просто хотел, чтобы люди говорили: 'Такой-то — храбрец! И они говорили так!> Рассказав об этом, Посланник Аллаха хлопнул меня по колену и сказал: <О Абу Хурайра! Этими троими Аллах разожжёт пламя Ада в Судный день>"» [Муслим; Тирмизи; Насаи].
|
Аль-Валид Абу 'Усман аль-Мадаини сказал: «'Укба ибн Муслим сообщил мне, что именно Шафи пришёл к Му'авии и пересказал ему этот хадис».
Абу 'Усман сказал: «Аль-'Аля' ибн Абу Хаким рассказал мне, что он был палачом у Му'авии, и однажды к нему пришёл один человек и пересказал ему этот хадис от Абу Хурайры. Му'авия сказал: "Так поступят с этими... А что сделают с остальными?!" После этого Му'авия зарыдал так, что мы испугались за него и сказали: "Человек
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 422
этот пришёл со злом!" Потом Му'авия пришёл в себя, провёл руками по лицу и сказал: "Истину сказал Аллах и Его Посланник: <Тем, кто желает жизни в этом мире и её украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния>"» [Тирмизи].
А втой версии этого хадиса, которую передаёт Сулейман ибн Ясар, говорится следующее:
Люди стали расходиться, послушав Абу Хурайру. Тогда один человек из Шама сказал ему: «О шейх! Расскажи мне хадис, который ты слышал от Посланника Аллаха !» Он сказал: «Хорошо... Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Поистине, первым из людей, кого будут судить в Судный день, окажется человек, павший в сражении. Его приведут, и Аллах напомнит ему о Своих милостях, и он признает их, а потом Аллах спросит: <И что же ты сделал в благодарность за них?> Он ответит: <Я сражался ради Тебя, пока не погиб!> Аллах скажет: <Ты лжёшь, ибо сражался ты только ради того, чтобы люди говорили: 'Смельчак!' — и они говорили так!> Затем относительно этого человека будет отдано повеление, и его поволокут лицом вниз, чтобы ввергнуть в Ад. Затем приведут человека, который приобретал знание, обучал ему других и читал Коран, и Аллах напомнит ему о Своих милостях, и он признает их, а потом Аллах спросит: <И что же ты сделал в благодарность за них?> Он ответит: <Я приобретал знание, и обучал ему других, и читал Коран ради Тебя!> Аллах скажет: <Ты лжёшь, ибо учился ты только ради того, чтобы люди говорили: 'Знающий!' — и читал Коран только ради того, чтобы люди говорили: 'Он чтец!' — и они говорили так!> Затем относительно этого человека будет отдано повеление, и его поволокут лицом вниз, чтобы ввергнуть в Ад. А потом приведут человека, которому Аллах даровал обширный удел и которого наделил Он разными видами богатств, и Аллах
ГЛАВА 10. РАСЧЁТ И ВОЗДАЯНИЕ 423
напомнит ему о Своих милостях, и он признает их, а потом Аллах спросит: <И что же ты сделал в благодарность за них?> Он ответит: <Я не упускал ни одной возможности потратить дарованное так, как это угодно Тебе!> Аллах скажет: <Ты лжёшь, ибо ты делал это только для того, чтобы люди говорили: 'Щедрый!' — и они говорили так!> Затем относительно этого человека будет отдано повеление, и его поволокут лицом вниз, чтобы ввергнуть в Ад"» [Муслим; Насаи].
Аллах покажет рабу Своему его грехи. 'Абдаллах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Аллах приблизит к Себе верующего, и окажет ему Свою милость, и укроет его, и станет спрашивать: "Знаешь ли ты о таком-то грехе? Знаешь ли ты о таком-то грехе?" А он будет говорить: "Да, о Господь мой!" Когда же Аллах заставит его признать все его грехи и верующий посчитает, что он уже погиб, Аллах скажет: "Я покрыл твои грехи 157 в земной жизни, и Я прощу их тебе сегодня!" А потом ему будет вручена книга с записями его добрых дел. Что же касается неверующих и лицемеров, то свидетели скажут: "Это те, которые возводили ложь на своего Господа! Поистине, проклятие Аллаха лежит на несправедливых!"» [Фатх Аль-Бари, т. 5, с. 96; Муслим, № 2768].
Аль-Куртуби сказал о словах «и укроет его»:«То есть окутает Своей милостью и почтит его, будет обращаться к нему мягко, с теплом, как обращаются к близкому другу или брату. И Он будет говорить ему: "Знаешь ли ты [о таком-то своём грехе]?" А тот будет отвечать: "Знаю, Господи!" А потом Аллах скажет, проявляя милость Свою к нему и милосердие: "Я покрыл твои грехи в этом мире и не выставил их напоказ людям, а сегодня Я прощаю их тебе!"» [Куртуби. Тазкира].
Всевышний будет упрекать раба Своего за его упущения и проступки. Посланник рассказал нам о том, как Аллах будет упрекать раба Своего в Судный день. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «В Судный день Всемогущий и Великий Аллах скажет: "О сын Адама, Я болел, а ты не навестил
157 То есть скрыл их от людей.
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 424
Меня!" Человек скажет: "О Господь мой, как же я мог навестить Тебя, когда Ты — Господь миров?!" Аллах скажет: "Разве ты не знал, что Мой раб такой-то заболел, а ты не навестил его? Разве ты не знал, что если бы ты его навестил, то нашёл бы рядом с ним и Меня? О сын Адама, Я просил тебя накормить Меня, но ты Меня не накормил!" Человек скажет: "О Господь мой, как же я мог накормить Тебя, когда Ты — Господь миров?!" Аллах скажет: "Разве ты не знал, что Мой раб такой-то просил тебя накормить его, а ты не накормил его? Разве ты не знал, что если бы ты накормил его, то потом непременно нашёл бы это у Меня? О сын Адама, Я просил у тебя воды, а ты не напоил Меня!" Человек скажет: "О Господь мой, как же я мог напоить Тебя, когда Ты — Господь миров?!" Аллах скажет: "Мой раб такой-то просил у тебя воды, а ты не напоил его! Разве не знал ты, что если бы ты напоил его, то потом непременно нашёл бы это у Меня?"» [Муслим; Мишкат аль-масабих, № 1528].